Инновации через дизайн. Три стратегии для бизнеса

Инновации через дизайн. Три стратегии для бизнеса

В 2025 году Нобелевская премия по экономике была присуждена за объяснение того, как инновации (технологический прогресс и креативное «разрушение») стимулируют устойчивый рост и развитие экономики. А инновации непосредственно связаны с дизайном.

Дизайн давно подтвердил свою стратегическую ценность для бизнеса и стал областью инвестиций, а не статьей расходов — кто пропустил, посмотрите данные McKinsey (2018), Design Management Institute (2015), PWC (2018). СЕО цифровых продуктов и сервисов, с которыми я работаю, отмечают колоссальную роль дизайна в области конкуренции и лояльности клиентов и видят это на метриках. Но до сих пор далеко не все компании перешли к этой модели и раскрыли потенциал дизайна для своего развития и внедрения инноваций.

Исследования PWC показывают, что важен не объём инвестиций, а их качество, а одним из наиболее серьезных вызовов становится поиск соответствия между бизнес-стратегией и инновационной стратегией. Компании, которые инвестируют в сочетание R&D, маркетинга и дизайна, с большей вероятностью внедрят инновации и получат положительный эффект.

Чтобы разобраться в том, как дизайн помогает в инновациях, ниже я расскажу, как связаны инновации и дизайн, и выделю три основные стратегии.

Дизайн и инновации

В работах про дизайн и инновации встречаются схожие понятия: design-led innovation, design-driven innovation, design innovation. Британский Совет по дизайну (Design Council) всё это обобщает в понятие design-intensive innovation — «инновации, усиленные дизайном», подчёркивая, что дизайн питает весь инновационный процесс.

В сравнении с эстетикой и стайлингом роль дизайна находится на совершенно ином уровне.

За счёт ориентированности на потребности людей и других акторов (природа, животные, ИИ, вещи) дизайн двигает инновационный процесс. Исследование новых технологий и социокультурных паттернов с разных сторон позволяет дизайнеру найти идеи с радикально новыми смыслами и создать решения, которые не просто улучшают, но меняют опыт, восприятие и привычки людей.

Продуктовые инновации

В инновациях в сфере цифровых и физических продуктов дизайн позволяет реагировать на изменения в рынке, технологиях и потребностях людей и внедрять продуктовые инновации, которые дают пользователям больше ценности, а бизнесу — более выгодную позицию среди конкурентов. Дизайн предполагает исследование, поиск и тестирование различных продуктовых гипотез в виде прототипов.

Сервисные и бизнес-инновации

В инновациях в сфере услуг и бизнесов дизайн играет системную и стратегическую роль. Он сфокусирован на потребностях не только клиента, но и сотрудника, а также других стейкхолдеров. Инновации могут охватывать концепцию сервиса, бизнес-модель, стратегию, ценностное предложение и целостный опыт взаимодействия. Новая технология может стать как основополагающей для всей концепции, так и поддерживающей её. Прототипами для тестирования становятся различные форматы: пространственные, сценарные, цифровые, физические, графические, игровые, MVP и т. п.

Социальные инновации

В социальных инновациях дизайн играет роль инициатора и мотиватора инноваций для достижения социальных целей. Используя соучастливый дизайн-подход — от совместного исследования социальной ситуации до создания и тестирования идей по её изменению, инновации могут исходить, как от людей, так и от институций, и быть как радикальными, так и инструментальными.

Пять аспектов дизайна в инновациях

Можно выделить пять ключевых аспектов дизайна, которые способствуют формированию системного подхода к инновациям и экономическому развитию:

  1. Дизайн соединяет креативность с инновациями и приводит к результату за счёт структурного процесса, навыков дизайнера, командной работы, объединения разных экспертиз и понимания рынка.

  2. Дизайн трансформирует хаос возможностей и вариантов в простое, упорядоченное, эффективное решение, приятное для взаимодействия.

  3. Дизайн создаёт конкурентное преимущество, особенно в нетехнологических инновациях. Он расширяет ценность для пользователя, повышает качество взаимодействия, транслирует суть бренда.

  4. Дизайн формирует план по решению проблем, создаёт схемы и модели, определяет взаимодействие элементов для достижения цели.

  5. Дизайн помогает решать проблемы креативным путём, предлагая разные идеи.

Исследования показывают, что активное использование дизайна в компании с более высокой вероятностью приведёт к созданию инновационных решений и новых предложений на рынке.

Три стратегии инноваций через дизайн

Роберто Верганти из Миланского Политеха предложил три стратегии в инновациях через дизайн, основываясь на исследованиях и сотрудничестве с известными брендами:

  1. Инновации, ориентированные на пользователя
  2. Технологические инновации
  3. Радикальные дизайн-инновации

Стратегии дают разный уровень эффективности в конкурентной борьбе, а дизайн играет в них разную роль.

Инновации через дизайн. Три стратегии для бизнеса

Стратегия 1. Инновации, ориентированные на пользователя

Цель

Повышение краткосрочной прибыли, улучшение текущих метрик и опыта клиентов, усиление позиции среди конкурентов.

Подход

Пошагово усовершенствуем продукт или сервис с фокусом на потребности клиентов и изменения в социокультурной среде.

Конкуренция

Так делают все нормальные компании, чтобы оставаться на плаву. Это ожидаемая со стороны клиентов база. Даёт небольшое преимущество, если конкуренты тоже вкладываются. Чуть посильнее — если конкуренты тормозят.

Дизайн

Используем дизайн, чтобы:

  • Исследовать и анализировать потребности клиентов.
  • Найти идеи на соответствующих уровнях (системный, продуктовый, функциональный, коммуникационный и т. д.).
  • Создать прототипы и протестировать их.
  • Спроектировать новые функции для существующего продукта.
  • Спроектировать дополняющие продукты и сервисы.
  • Улучшить эстетику продукта и маркетинга, усилить бренд.

Кейс

Редизайн сервиса «Периодика» в начале 2020-х дал рост > 100% по ключевым продуктовым метрикам (конверсии, транзакции, скорость создания заказа) и отличный фидбэк пользователей. Поэтапно мы переделали сайт, конструктор, приложение, внедрили новые функции и физические продукты, улучшили весь путь клиента. Дизайн смог хорошо отстроить сервис от конкурентов, хотя впоследствии они стали копировать наши решения.

Пример

Финтех в РФ. Ведущие банковские сервисы отлично спроектированы: удобны, эстетичны, предлагают схожие функции, продукты и опыт. Чтобы опережать конкурентов, им требуются инновации другого порядка.

Инновации через дизайн. Три стратегии для бизнеса

Стратегия 2. Технологические инновации

Цель

Долгосрочная прибыль, радикальное улучшение продукта или сервиса, ощутимое конкурентное преимущество.

Подход

Берём передовую технологию и радикально улучшаем уже имеющийся продукт. Это позволит изменить характеристики продукта, оптимизировать расходы и т. п., сохранив при этом его идею.

Конкуренция

Тот, кто сумел освоить новую технологию, обрёл временное, но ощутимое конкурентное преимущество перед теми, кто продолжает действовать в старой парадигме. Но рано или поздно конкуренты догонят.

Дизайн

Используем дизайн, чтобы:

  • Исследовать и выявить области в бизнесе / сервисе / продукте / опыте людей, которые новая технология может сильно улучшить.
  • Найти идеи для технологических улучшений.
  • Сделать прототипы и протестировать гипотезы этих улучшений.
  • Сделать новую технологию полезной, удобной, отвечающей потребностям клиентов и эстетичной.
  • Обновить смыслы в маркетинге и бренде.

Пример

HR-сервисы: гонка с внедрением AI в процесс найма. AI автоматизирует, ускоряет, оптимизирует сервис, делает его мощнее. Смысл при этом остается прежний, и через какое-то время конкуренты станут одинаково сильными.

Инновации через дизайн. Три стратегии для бизнеса

Стратегия 3. Радикальные дизайн-инновации

Цель

Новый поток долгосрочной прибыли, открытие новых рынков, серьёзное конкурентное преимущество.

Подход

Выходим за пределы контекста продукта. Переосмысляем потребности и желания людей. Выявляем скрытый новый смысл в передовой технологии. Экспериментируем.

Конкуренция

Лишь немногие компании инвестируют в создание новых смыслов. Те, кто смог разглядеть за новой технологией и социокультурными изменениями новые потребности и возможности и запустил новый продукт, подрывают рынок и максимально отстраиваются от конкурентов.

Дизайн

Используем его, чтобы:

  • Расширить контекст продукта и бизнеса. Исследовать тренды и сигналы, поведение и желания людей, новые технологии.
  • Найти новые смыслы и интерпретации для технологии и продукта.
  • Придумать концепции бизнес-моделей / сервисов / продуктов / опыта.
  • Сделать прототипы и протестировать их.
  • Сделать финальный дизайн нового решения и поддержать его запуск.
  • Создать бренд и коммуникацию, транслирующие новый смысл.

Пример

Замените таксиста на курьера — и вот вам доставка в Яндекс Go. Шеринговые сервисы, 3D-печать домов, машины с автопилотом, умные дома и много других новых решений.

Итого

В эпоху тотальной цифровизации инновации становятся базовой необходимостью, а дизайн — мощным стратегическим инструментом, позволяющим бизнесу внедрять разного уровня инновации, востребованные людьми.

Каждая из трёх описанных стратегий имеет свои особенности и степень эффективности, а наиболее мощная из них — радикальные дизайн-инновации. Для неё требуется смелость, сильная команда и выход за пределы привычного контекста. Но результаты поражают!

Больше материалов про бизнес и дизайн в моем тг канале Total design и на сайте.

Начать дискуссию