Космопластицизм. Виктор Орловский в Центральном Доме Архитектора
Очень рада побывать на этой выставке в Центральном Доме Архитектора. Стараюсь не пропускать экспозиции Виктора Федоровича Орловского и скучаю по его работам, как по любимым произведениям. О концепции его картин пишут и издают книги, его работы вдохновляют студентов Архитектурного института создавать свои композиции на основе его творчества. В них есть то, что привлекательно безусловно -- идеальный мир, гармоничный и наполненный глубокими смыслами. Произведения Виктора Орловского отражают стремления художников на протяжении многих веков, но также одной из особенностей авторского направления архитектора-художника Орловского "Космопластицизм" является устремлённость в будущее. Футуристические формы в сюжетах его картин на фоне бесконечных перспектив символизируют космический масштаб как феномен пространства XXI века. И, вместе с тем, в центре мироздания — человек. В метафизических картинах изображения стихий — неба, моря, песка и ветра, морских раковин, архитектурных элементов и прекрасных Венер, — олицетворяют связь всего сущего — вечного и созданного человеком, связь живого и техники, связь времен и разных реальностей.
"Ценность работы часто определяется не размером и формой, -- говорит Виктор Орловский, -- а идеей, ее гармонией, проникновением в суть вещей". И поясняет свою мысль на классическом примере, -- "Что более значимо в иерархии искусств картина Леонардо Мадонна Лита или архитектурный объект собор Св. Петра в Риме? Если рассматривать их как произведения искусства, то независимо от размера, формы и пластики они оба бесценны. Поэтому я рассматриваю наряду с живописью и архитектуру как объект искусства и соответственно выставляю ее наравне с картинами" -- объясняет художник.
Картина "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи волнует человечество вот уже не одно столетие. Гете писал: «Тайная вечеря» — это подлинный краеугольный камень всех понятий об искусстве. Это единственная в своем роде картина, с ней нельзя ничего сравнить». Удивительно то, что фреска, несмотря на реалистическое изображение известного религиозного сюжета, сформировала некое новое толкование мира, создала новое мощное космическое трансцендентное пространство. В своей композиции я представляю это пространство через архитектуру мегаструктуры космического портала, открывающего путь к «центру мира» своего рода сверхинтеллектуальной космической силы. Наличие такой силы предсказывают и древние философы и известные ученые.
"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи в пространстве Космопластицизма" -- это продолжение творческого диалога с мастерами прошлого, художниками, архитекторами, философами, что является одной из главных особенностей авторского направления в искусстве современного мастера. Это диалог со старыми мастерами и размышление о жизни, космосе, о судьбах нашей цивилизации, -- считает Виктор Орловский.
Виктора Орловского искусствоведы называют "русским Сальвадором Дали", но сам автор нового художественного направления в искусстве считает, что Космопластицизм -- это вершина пирамиды, фундамент которой базируется на достижениях предыдущих эпох.
"Часто рассматривая картины таких старых мастеров как Леонардо и Сальватора Розы я сильно подпадал под их влияние, остро ощущая их таинственную ауру. И в какой-то момент я почувствовал необходимость создать свою версию на тему этих картин, но с современным подтекстом. Картина появилась спонтанно, как бы помимо моей воли. Я не уверен, что она закончена и возможно я еще вернусь к ней".
"Тайна мироздания как вечный двигатель, скрытый магнит, источник познания , в истинном произведении искусства всегда присутствует тайна, -- так определяет автор еще один из основных постулатов Космопластицизма, характеризующих особенности направления. В картинах Виктора Орловского эти загадки мироздания заключены в знаковых символах вечных поисков человечества, в архитектурных формах, в строгих линиях перспектив, в подчеркнутой связи всего сущего с Космосом.
На фото: Виктор Федорович Орловский на своей персональной выставке в Центральном Доме Архитектора. Виктор Орловский, Заслуженный архитектор России, профессор, автор направления "Космопластицизм". Экспозиция включает работы, уже ставшие классикой, и новые произведения мастера. Выставка продлится до 9 декабря в ЦДА, Гранатный переулок, 7