Файские советы про креатив и шаблон ТЗ в придачу. Часть 4. Q&A

Алёна Голованчикова (Фай)
Дизайнерка-иллюстраторка, EMAILMATRIX

Привет, это Фай. Я продолжаю серию статей про то, как работать с креативом. Надеюсь, вы уже читали предыдущие части. А если ещё нет, то вот:

Часть 1 — про понятие креатива и ТЗ для него.
Часть 2 — про источники для насмотренности и работу в креативных парах.
Часть 3 — про создание креатива на примере наших писем и постов.

В апрельском дайджесте мы спросили у подписчиков, о чём ещё им хотелось бы почитать на тему креативности. Накопилось пять вопросов. Из ответов на них мы собрали незапланированную четвёртую часть и поделились в ней шаблоном ТЗ. Погнали!

Вопрос 1: Как подступиться к идее?

Если идея уже существует, но непонятно, что с ней делать дальше, ответ прост: докручивать. То есть провести смысловую связь между идеей и целью. Но для этого цель нужно чётко сформулировать. Так что советую сразу докопаться до истины и выяснить у менеджера или клиента, зачем нужен проект, чего им хотят добиться. Подробнее про цели читайте в первой части статьи.

Связав цель с идеей, продумайте последовательность действий, разложите задачу на более мелкие понятные шаги. И шагайте! На первых порах можно записывать даже самые небольшие действия.

Файские советы про креатив и шаблон ТЗ в придачу. Часть 4. Q&A

Кстати, если вас интересует тема продуктивности, почитайте статью нашего копирайтера Полины Монкиной про техники самоорганизации и борьбы с прокрастинацией. Советы из неё помогут приступить к задаче вместо того, чтобы просто смотреть на неё и грустить.

И бонусный совет: на днях меня спросили, как начать снимать тиктоки, заниматься ими регулярно. Ответ прост: беритесь за дело. Если вы ещё не понимаете, как действовать и какие этапы нужно пройти, то просто делайте. Начинайте! Как мы! Вот что у нас уже получается в Тиктоке 🙂

Вопрос 2: Как понять, где смелость, а где — безвкусица?

Всё зависит от ваших собственных представлений и представлений клиента. Наблюдайте за массовой культурой и оценивайте! Так вы всегда будете знать, какие креативы делают другие, и понимать: это модно, это не модно, а тут есть пространство для смелого эксперимента.

«Безвкусица» — это вообще какое-то выдуманное понятие, чтобы кого-то обидеть или унизить. Есть множество стилей и направлений, нельзя сказать наверняка, что из этого «вкусно», а что безвкусно. Важно просто делать то, что интересует и цепляет аудиторию. Поставьте себя на её место, предскажите возможную реакцию. Будет ли креатив интересен пользователю? Как и чем он вовлекает и мотивирует к действию?

Файские советы про креатив и шаблон ТЗ в придачу. Часть 4. Q&A

Если вам нужно защитить идею перед клиентом и вы переживаете, что он сочтёт её безвкусицей, запаситесь похожими референсами и объясните, чем они хороши. Собирайте интересные работы, чтобы обосновать с их помощью любую идею.

Кстати, о безвкусице! В Тиктоке я разрушаю стереотип о том, что шрифт Lobster используется в одних лишь мемах, и призываю дизайнеров не стесняться и применять его в макетах так же широко, как Comic Sans. Если шрифт подходит по стилю и настроению — почему бы не попробовать?! Я не просто предлагаю, но и действительно пробую на практике — в рассылках. Вот что получается:

Файские советы про креатив и шаблон ТЗ в придачу. Часть 4. Q&A
Шрифт Lobster на главном баннере
Шрифт Lobster на главном баннере

Вопрос 3: Что должно быть в ТЗ для дизайнера, чтобы результат получился креативным?

То же самое, что и в обычном ТЗ. Чтобы прийти к крутому результату, менеджер должен грамотно преподнести задачу и взаимодействовать с дизайнером на разных этапах.

Поделюсь обещанным шаблоном ТЗ для примера. Вот что важно описать:

  • Клиент и проект: кто заказчик, чем занимается, в чём суть проекта?
  • Цель и целевая аудитория: какого результата мы хотим достичь? Например, пользователь должен перейти по кнопке на какую-то страницу или что-то купить.
  • Что нужно сделать: баннер, письмо, лендинг, что-то из печатной продукции?
  • Как и где используем? Например, делаем баннер для соцсетей или листовку для печати формата A4?
  • Размеры и технические ограничения: например, по весу изображения и так далее.
  • Дополнительные ограничения: стиль, tone-of-voice, законодательные требования и так далее.
  • Все дополнительные материалы: брендбуки, предыдущие макеты, похожие задачи, ресурсы и доступы.
  • Кто ещё будет задействован в работе с макетом: верстальщик, печатник, редактор? Кто далее будет смотреть этот макет и зачем?
  • Сроки: что и когда должно быть готово?
  • Любые идеи, наброски и пожелания. Если у клиента или менеджера проекта есть какие-то предложения, дизайнер должен их понять, принять или отвергнуть, предложив альтернативное решение.

Используйте этот шаблон ТЗ, чтобы результат получился успешным и креативным — дизайнер должен понимать, зачем всё нужно. Он должен быть проактивным в задаче, заинтересованным в решении. Не нужно бояться предлагать идеи и обосновывать их или подключаться к чужим идеям, «слышать» их, понимать и доводить до ума.

Важно! Работа в команде означает, что дизайнеру нужно взаимодействовать не только с менеджером и ТЗ, которое тот принёс! Это активная коммуникация между всеми отделами. Например, дизайнер и верстальщик должны говорить на одном языке: дизайнеру не обязательно разбираться в тонкостях вёрстки, но ориентироваться в базовых понятиях необходимо. То же самое с дизайнером и копирайтером: первому не обязательно быть писателем, но основы инфостиля всё же стоит знать.

Файские советы про креатив и шаблон ТЗ в придачу. Часть 4. Q&A

…а дизайнерам необходим фидбэк, цели и задачи!

Вопрос 4: Где брать картинки, чтобы не получались баннеры «как у всех»?

У вас стоит задача сделать макет «не такой, как у всех»? Почему? Что значит «как у всех»? В первую очередь найдите ответы на эти вопросы. Вдруг на самом деле выделиться — не первоочередная задача?

Если всё же необходимо произвести фурор, тогда поступаем так же, как я писала выше: цель на первом месте, в остальном в помощь технические навыки и опыт. Ваши макеты не будут один в один «как у всех», если вы, конечно, не совсем новичок и не обводите референсы подчистую в образовательных целях.

Каждый макет нужен для чего-то конкретного, оформить его нужно в определённом фирменном стиле (а если его нет, то в определённой стилевой тематике). Это уже те ограничения, которые просто не позволят сделать макет таким же, «как у всех».

Смотрите на ТЗ и поставленные цели через призму вашего опыта и насмотренности — и решение никогда не будет банальным. Не бойтесь композиционных повторений — всё когда-то уже было, и в этом нет ничего страшного.

Не переживайте, если берёте картинку со стоков. Шанс, что её до вас ни разу не использовали, крайне мал. Важно, как вы её используете, в каком контексте, насколько к месту она пришлась, насколько она соответствует ТЗ по смыслу и сочетается с фирменным стилем. Картинка прежде всего должна отражать вашу идею и вызывать нужную реакцию. Уникальность вторична.

Если очень сильно переживаете, поищите альтернативы или просто придумайте, как подойти к «баянной» картинке иначе. Например, составьте иную композицию, сделайте цветокоррекцию или соберите уникальный коллаж.

Вопрос 5: Где взять бесплатные картинки?

Читайте в нашей заметке про 42 бесплатных стока для дизайнеров 🙂

Файские советы про креатив и шаблон ТЗ в придачу. Часть 4. Q&A

Мой главный посыл сквозь все статьи: пусть вам будет не всё равно, что и для кого вы делаете. Помните о шаблоне ТЗ и, если вам не хватает вводной информации, не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы… И всё будет хорошо!

Спасибо за внимание!

11 показ
268268 открытий
Начать дискуссию