Особенности графического дизайна Северной Кореи

Интервью с Николасом Боннером, автором книги «Сделано в Северной Корее».

Опубликованная редакцией Phaidon книга «Сделано в Северной Корее» представляет собой интересный взгляд на графический дизайн в замкнутом государстве, которым управляет Ким Чен Ын и рабочая партия Северной Кореи. Автор Николас Боннер вырос в Великобритании, но переехал в Пекин в 1993 году и теперь совместно с другими партнерами управляет туристической компанией, которая организовывает поездки в Пхеньян. Он также занимается культурными проектами и был сорежиссёром северокорейского художественного фильма.

Боннер собирал билеты и брошюры с первого своего визита в страну в середине 1990-х годов. «Я был очарован и просто поражен элементами графического дизайна на продуктах в стране. Я покупал корейские конфеты и сохранял фантики, пока в итоге не накопил несколько больших коробок того, что другие, вероятно, назвали бы хламом», — пишет автор. К этому «хламу» относятся открытки, марки, авиабилеты, наклейки от пива и пропагандистские буклеты.

Это книга — не исчерпывающий обзор северокорейской графики, а лишь взгляд на материалы, собранные одним страстным коллекционером. Короткие подписи Боннера дают представление о повседневности и культуре страны и освещают повторяющиеся темы в дизайне Северной Кореи.

«Сделано в Северной Корее», автор Николас Боннер. Опубликовано издательством Phaidon.
«Сделано в Северной Корее», автор Николас Боннер. Опубликовано издательством Phaidon.

Функциональный дизайн

Боннер утверждает, что брендирование и упаковка в Северной Корее имеют более функциональную цель, чем в странах, где у потребителя больше выбор. На этикетках консерв часто просто изображены продукты на ярком фоне (очень популярны голубой, зеленый и желтый цвета).

«Дизайн в Северной Корее обычно нужен не для того, чтобы рекламировать продукт, отличать его от конкурентов (потому что в большинстве своем конкуренции там нет). Этикетки больше нужны для того, чтобы донести до покупателя, что делает или что из себя представляет этот предмет», — пишет Боннер.

В западном обществе брендирование и реклама используются для убеждения и соблазнения — чтобы продать идею о том, что покупка этого продукта изменит жизнь к лучшему. Боннер утверждает, что печатная продукция Северной Кореи очень «наивна» и что в стране «почти нет рекламы в западном стиле».

«До недавних пор в стране вообще не было рекламных щитов, не было рекламы по телевизору, не было интернета (и это до сих пор так, хотя в Северной Корее есть внутренняя сеть, к которой граждане могут получить доступ на своих смартфонах и в библиотеках)», — пишет автор.

На развороте книги размещены приглашения на разные мероприятия; билет на представление в Дворец школьников района Мангёндэ (страница справа, сверху) и билет в музей победоносной освободительной Отечественной войны (внизу). Коллекция Николаса Боннера.
На развороте книги размещены приглашения на разные мероприятия; билет на представление в Дворец школьников района Мангёндэ (страница справа, сверху) и билет в музей победоносной освободительной Отечественной войны (внизу). Коллекция Николаса Боннера.
Этикетки для консервированных яблок (сверху), консервированной камбалы и говядины.
Этикетки для консервированных яблок (сверху), консервированной камбалы и говядины.

В интервью журналу CR Боннер рассказывает, что дизайнеры всё равно думают о том, как сделать товар более заметным на полке — но среда, в которой размещаются продукты, очень сильно отличается от Великобритании. «На полках всё однообразно, за одним продуктом следует другой — это сильно контрастирует с западными магазинами, где продукты размещены очень тесно», — объясняет он.

Государственное одобрение

Графический дизайн в Северной Корее контролируется государством. Большая часть графических дизайнеров учится в университете, а затем идёт работать в Индустриальную художественную студию или другую компанию. Основная часть дизайнерской работы выполняется в Пхеньяне. Так как всеми фабриками владеет государство, каждый проект требует государственного одобрения.

В результате, как говорит Боннер, развитие продуктового дизайна происходит «осторожно и медленно». «Использование традиционных мотивов и цветовой палитры, унаследованных Кореей, остается неизменным, а так как нет иностранного влияния, графические художники создают уникальный "домашний стиль", основанный на комбинации простоты, неумышленного ретро-стиля и традиции», — пишет он.

Разворот из книги «Сделано в Северной Корее», который показывает упаковку для Пэктусанской черники в желе (слева вверху), оберточная бумага из магазина подарков Корейской международной туристической компании, на которой изображена Кумганг и архитектурные достопримечательности (внизу), а также упаковка для сладостей со старинными мотивами.
Разворот из книги «Сделано в Северной Корее», который показывает упаковку для Пэктусанской черники в желе (слева вверху), оберточная бумага из магазина подарков Корейской международной туристической компании, на которой изображена Кумганг и архитектурные достопримечательности (внизу), а также упаковка для сладостей со старинными мотивами.
Упаковка конфет «Sweet-smelling drops» была создана в начале 90-х годов. Боннер говорит, что с того момента, как появился интернет, в графическом дизайне произошло несколько значительных изменений, и теперь дизайнеры используют более универсальный стиль.
Упаковка конфет «Sweet-smelling drops» была создана в начале 90-х годов. Боннер говорит, что с того момента, как появился интернет, в графическом дизайне произошло несколько значительных изменений, и теперь дизайнеры используют более универсальный стиль.

«Дизайн в Северной Корее на удивление разнообразен, однако на него влияют не только годы правления Японии, но и буддизм, конфуцианство, а также связи с коммунистическим блоком. Например, на корейское искусство пропаганды больше повлиял СССР, чем соседний Китай».

Боннер говорит, что до цифровой эры корейские дизайнеры рисовали яркие цвета и символы: «Дизайн был очень смелым и одновременно обладал мягкостью традиционного искусства». Социализм часто наводит на мысль о приглушенных и нейтральных оттенках, но северокорейские печатные брошюры наполнены яркими цветами. Красный и розовый считаются традиционной корейской цветовой палитрой, а потому графические дизайнеры их очень часто выбирают.

Корейское — лучшее

Во всех печатных материалах, которые представлены в книге, четко ощущается «корейскость». На продуктах часто размещены изображения живописной местности, памятники архитектуры или общепринятая иконография. На упаковке сигарет могут быть изображены горы, а на авиабилете — панорама Пхеньяна. Боннер утверждает, что такие художественные образы часто используются, чтобы продвигать идею о том, что местный или национальный продукт — лучший и превосходит по качеству международные.

Северокорейские дизайнеры часто используют традиционную корейскую цветовую палитру — красный и розовый цвета. Эта коробка конфет с ликером, заполненная красным женьшеневым настоем, имитирует роскошную западную упаковку.
Северокорейские дизайнеры часто используют традиционную корейскую цветовую палитру — красный и розовый цвета. Эта коробка конфет с ликером, заполненная красным женьшеневым настоем, имитирует роскошную западную упаковку.

«Идея, что Северная Корея лучше, усиливается, утрируется в каждом продукте. Например, изобразить хорошо известную корейскую достопримечательность — гору, здание или памятник — на пачке сигарет или коробке спичек — значит, наделить их моментально узнаваемой "корейскостью"», — пишет Боннер.

Существует несколько повторяющихся символов, которые представляют различные аспекты «корейскости»: изображение сталелитейного завода в провинции Кесон символизирует индустриальную мощь страны, в то время как горы Кымган представляют «силу Кореи».

Боннер утверждает, что жители Северной Кореи знакомы с этой иконографией и её значением: «Постоянное или частое использование государством одинаковых образов на сотнях товаров повседневного пользования, от конфет и бутылок пива до записной бумаги и игрушек, гарантирует, что все жители Северной Кореи могут мгновенно «читать» и понимать эти образы. Кроме того, использование важных мест и символов в сочетании с национальной гордостью, что жители Северной Кореи ими владеют, обеспечивает передачу идеи о "премиальном качестве" продукта».

Даже такие бытовые предметы, как туристические справочники или упаковка игрушек содержат политические сигналы — например, изображение корейского солдата, сражающегося с врагом из США.

Изображение на упаковке местного игрушечного пистолета, который стреляет пластиковыми пулями. Оружие представляет слоган корейской армии: «Il Tang Paek», что в переводе означает: «один может быть достойным противником одной сотне (врагов)». Ёж — это популярный персонаж мультфильмов, он представляет корейского героя, сражающегося с армией США. Даже такие бытовые предметы часто нагружены политическим контентом — начиная от туристических справочников до упаковки вроде этой. Коллекция Николаса Боннера.
Изображение на упаковке местного игрушечного пистолета, который стреляет пластиковыми пулями. Оружие представляет слоган корейской армии: «Il Tang Paek», что в переводе означает: «один может быть достойным противником одной сотне (врагов)». Ёж — это популярный персонаж мультфильмов, он представляет корейского героя, сражающегося с армией США. Даже такие бытовые предметы часто нагружены политическим контентом — начиная от туристических справочников до упаковки вроде этой. Коллекция Николаса Боннера.

Больше выбор

Изменения в северокорейской экономике с начала 2000-х годов привели к увеличению количества доступных продуктов, так что теперь по некоторым позициям потребители могут выбирать из нескольких брендов — сюда входят пиво и сигареты. Эти конкурирующие компании ориентированы на разные демографические группы: Боннер говорит, что сигареты «Кунсол» (один из самых старых брендов в Северной Корее) ориентированы исключительно на рабочий класс.

«Приезжие часто удивлены тем, что такая конкуренция существует. Они едут в Пхеньян, ожидая, что смогут выпить только один сорт пива или выкурить один вид сигарет. Но компании конкурируют друг с другом, пытаясь сделать свой продукт лучше, чем у конкурента, они также мотивированы на прибыль», — пишет автор.

Количество современных магазинов тоже растёт. В торговом центре «Кванбок» в Пхеньяне в продаже имеются международные бренды, и это привело к эволюции графического стиля. По словам Боннера, бренды сигарет теперь используют золото, чтобы показать качество, и это очень похоже на то, что делали такие бренды, как Benson&Hedges или Marlboro в Великобритании, ещё до того как ввели упрощённую упаковку.

В интервью журналу CR он говорит: «До начала 2000-х почти не было никакого внешнего влияния. Практически все продукты в Пхеньяне были местного производства, упаковка разрабатывалась внутри страны. За городом же заграничные бренды могли появиться только в отелях. Например, продавали печенье западного бренда, часто просроченное, количество которого уменьшалось исключительно за счёт случайных туристов».

Этикетка на банке консервированного зеленого горошка.
Этикетка на банке консервированного зеленого горошка.

Внешнее влияние

Однако теперь всё, начиная от косметики Nivea и заканчивая швейцарским шоколадом и Coca-Cola, проникло в столицу (несмотря на тот факт, что США не разрешают экспорт в Корею, а Корея запретила импорт из США). И теперь корейцы больше подвержены внешнему влиянию, а упаковка становится не такой уникальной и оригинальной.

«К несчастью, современная упаковка такая же, как и в остальном мире», —говорит Боннер. «В Северной Корее даже есть собственная версия Tetra pack, а банки северокорейской колы теперь оснащены отрывным кольцом, пластиковые крышки и полиэтиленовые бутылки больше не используются. Распространился глобализированный дизайн, и все эти сверкающие штучки для того, чтобы привлечь покупателя — и именно этого хочет корейская публика».

«Этот дизайн выражает современность и яркое будущее — прошлый, нарисованный от руки, использовали ваши родители. Старые корейские продукты начинают украшать свою упаковку. Эта тенденция заметна и в том, как меняется интерьер общественных зданий — красивая мозаика и мраморное оформление заменяются на китайскую плитку и отражающее стекло».

Сигареты Chollima. Несмотря на то, что товары продаются только в Северной Корее, существует несколько брендов сигарет и пива, и различные компании нацелены на разные группы покупателей.
Сигареты Chollima. Несмотря на то, что товары продаются только в Северной Корее, существует несколько брендов сигарет и пива, и различные компании нацелены на разные группы покупателей.

Отличительные особенности корейского дизайна, подчеркнутые в книге Боннера, возможно скоро уйдут в прошлое, но брошюры и буклеты, собранные за много лет, определенно северокорейские. Его книга — это редкая возможность взглянуть на визуальную культуру страны и на то, как идеология рабочей партии выражается во всём: от косметики до сигаретной упаковки.

25
12 комментариев

Странно, что при таком насаждении США, как угрозы, на этикетках много надписей именно на английском языке.

8
Ответить

Думаю, эти товары ориентированы на туристов, а не местное население.

7
Ответить

СССР как и не умирал

9
Ответить

Сталинский такой дизайн во всем...там время в 1950 году замерло

5
Ответить

Когда-то запад на нас, на СССР, также смотрел как на аборигенов - с любопытством, с умилением, с попытками объяснить "почему так" :)

4
Ответить

Очень красивая и интересная книга.

2
Ответить