{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как дизайн, культура и пользователи влияют на современные интерфейсы

О взаимном влиянии дизайна и людей в прошлом, настоящем и будущем — рассказывает Маша Мандрыкина, UX/UI дизайнер 65pixels.

Этот материал был опубликован на Rusbase.

Иллюстрации: Михаил Филимонов, графический дизайнер 65pixels

Мы живем в эпоху визуального контента. Именно дизайн играет главную роль в формировании образа бренда — мы знакомимся с визуальной оболочкой раньше, чем взаимодействуем с самим продуктом.

Все визуальное не существует просто так, оно подчиняется определенным правилам — законам дизайна. Рассмотрим, как развивались направления дизайна, что сыграло в этом процессе важную роль и как человек повлиял на дизайн, а дизайн — на человека.

Что вообще принято считать дизайном?

Дизайн в целом — это эстетическая формообразующая деятельность со своим мультикультурным языком, который объединяет в себе социальные тренды и технологические инновации.

Дизайн — это одно из условий развития общества, потому что он организует информационную среду — гиперреальность, в которой мы проводим свое время. Никогда за свою историю человек не взаимодействовал с продуктами работы графических, продуктовых, гейм-, анимационных и UI-UX дизайнеров так плотно, как сейчас.

Дизайн интерфейсов развивается по пути большей чуткости к потребностям пользователя, выявляются и исправляются прежние ошибки. Хорошими дизайн-продуктами становятся те, что ближе пользователю не только с точки зрения юзабилити, но и эстетически, концептуально, эмоционально. Дизайн влияет на человека. И наоборот

Для комфортной и успешной работы с информацией на современном языке, необходим навык визуальной грамотности. В 1969 году Джон Дебес, определил это термин так: «визуальная грамотность относится к группе зрительных компетенций человека и может развиваться в процессе наблюдений и одновременной интеграции увиденного с другим чувственным опытом».

Такие приемы в информационной среде — варианты верстки, сочетания цветов, форм и шрифтов, расположение элементов — «фотографируются» глазами и записываются в долговременную память, чтобы потом использоваться для создания или оценки чего-либо.

Но это не все — мы не только потребляем дизайн, но и влияем на него — мы реагируем на ребрендинги компаний, редизайны упаковок, сайтов и приложений. И такую реакцию легко отследить — исследование McKinsey подтверждает связь дизайна продукта с его финансовой прибылью, для бизнесменов это самое наглядное доказательство ценности дизайна. В онлайн-продуктах реакция оценивается по поведению пользователей. Так дизайн-решения проходят естественный отбор — эффективные становятся успешными и используемыми, а не работающие остаются в прошлом.

Дизайн — отражение современной культуры

Дизайнер пользовательских интерфейсов проектирует сценарии взаимодействия людей с миром и друг с другом, а коммуникационная сущность дизайна служит предметом дизайн-аналитики.

За 30 лет существования графических пользовательских интерфейсов их вид сильно изменился: от командной строки, для управления которой необходимо было знать соответствующий синтаксис, до появления айфона. Первые ОС были выполнены в стиле скевоморфизма — элементы интерфейса изображались похожими на реальные, чтобы пользователям было легче взаимодействовать с ними. Сейчас мы пришли к минимализму, потому что пользователи выучили новый язык из кнопок, иконок и команд.

Благодаря плотности контакта с пользователем дизайн стал отражением современной культуры. После этих выводов закономерно возникает вопрос: какие изменения в дизайне происходят и будут происходить в ближайшем будущем? Как социально-культурные изменения повлияют на это?

Для того, чтобы говорить о будущем, обратимся к культурно-историческому бэкграунду.

Дизайн: историческая справка

История дизайна берет начало в середине 19 века вместе с появлением английского художественного движения «Искусства и ремесла». Представители движения превозносили ручное изготовление над промышленным производством, любовались природными формами, текстурами и цветами. Аналогичные движения возникали и в других странах — например, в России был Абрамцевский художественный кружок, просуществовавший в Московской области с 1878 по 1893 год.

В начале 20 века, во время интенсивного развития индустриального производства, науки и техники, роста урбанизации, появляется принципиально новый подход в производстве — массовость. Индустриальная революция становится не просто производственной практикой, а парадигмой мышления общества, влияющей на многие сферы, в том числе на дизайн. Следующий период развития искусства, модернизм, провозглашает разрыв с трансцендентным — всем непознаваемым, духовным и иррациональным. Модернисты стремятся создать универсальный дизайн для всех национальностей, полов и возрастов.

В 1919 году в Германии открывается первая школа дизайна – Баухаус. Основной принцип школы — функционализм.

Однако, уже к началу-середине 20 века идеи модернизма проваливаются — Первая и Вторая мировые войны обнажают несостоятельность модернистских идей индивидуального и социального прогресса, основанного на рациональности. Несмотря на то, что философское осмысление кризиса модернизма произошло раньше, именно жестокость войн и масштабность использования индустриальных достижений привели к завершению модерна как эпохи.

В этот момент в западной культуре зарождается постмодернизм, как реакция на кризис идей модернизма. Формирование устоев происходит в 1960-1970-е годы, становится актуальной «Смерть бога», провозглашенная Ницше в 1882 году в книге «Веселая наука», отрицаются все модернистские конструкты.

Происходит смещение акцента с материального производства на производство социально и культурно значимых продуктов, которые служат для человека средством самоидентификации.

Дизайнер постмодерна отказывается от строгости в функционализме, он уничтожает сакральные основы и выделяет примитивное и обыденное. Одним из основоположников дизайна постмодернизма принято считать швейцарского дизайнера и типографа Вольфганга Вайнгарта, чей стиль называют «швейцарским панком» и «типографической анархией», а графический дизайн этой эпохи «типографикой хаоса».

В конце 20 века философская идея постмодерна исчерпывает себя — ее концепция, основанная на отрицании любого тотального дискурса и признании относительности общечеловеческих ценностей, оказывается слишком несостоятельной для длительного самостоятельного существования. Сергей Михайлов, исследователь дизайна, пишет: «Без постмодерна не стали бы возможны последовавшие за ним в конце XX в. поиски яркого и значимого дизайна с новым смыслом и экологической моралью».

У дизайна настоящего и будущего свои правила

Среди философов и культурологов ведутся споры об актуальной культурной реальности. Некоторые называют наше время гипермодерном, метамодерном или техновитализмом, а кто-то считает, что мы живем в победившем постмодерне, который и не собирается заканчиваться. Только время покажет, насколько глубокими и важными были культурные изменения, продолжающиеся с начала 2010-х годов.

Дизайнер в своей работе вынужден быть в курсе последних визуальных и технических трендов индустрии, постоянно развивать насмотренность, знать и учитывать ожидания заказчиков, быть эмпатом и в целом ориентироваться на дух времени. Такое описание soft-skills дизайнера говорит о том, что он работает на острие профессиональных и культурных трендов и должен уметь чувствовать время.

Я замечаю качественные изменения социальной и культурной среды, и мне хочется верить, что это часть изменений, описанных идеологами метамодернизма.

Этот термин ввели голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен в своем эссе «Заметки о метамодернизме», опубликованном в 2010 году в «Journal of Aesthetics & Culture». В 2015 году в своей статье «Метамодернизм: краткое введение» один из авторов проекта «Notes on Metamodernism», английский художник Люк Тернер пишет о том, что метамодернизм сочетает в себе просвещенную наивность и прагматический идеализм. Идеологи метамодернизма говорят о том, что он воплощает в себе человеческий дуализм — «социацию», о которой писал немецкий философ и социолог Георг Зиммель.

Миллениалы, выросшие на иронии и цинизме культуры постмодернизма, устают от деконструкции и нигилизма и возвращаются к искренности и истинам премодерна, отказываются от карикатурности и релятивизма предыдущей эпохи, снова становятся романтичными и полными надежд. Уставшие от манипуляций на своих страхах, они считают китчем и не воспринимают агрессивные призывы купить сейчас, мигающие кнопки, таймеры, отсчитывающие время до конца акции.

Как следствие, меняются модели цифрового маркетинга и приемы дизайна: появляется этика и экологичность (как говорил Дитер Рамс, «это не только понятие природоохраняемости, но и защита визуальной среды от загрязнения»), культуросообразность (работа, направленная на гармонизацию взаимодействия человека, общества и техники), растет востребованность в индивидуализации и дифференциации.

Середина 21 века обещает быть богатой на прорывы в научно-техническом прогрессе и решение связанных с ним социокультурных и мировоззренческих проблем. В информационной среде растет энтропия, и мы не успеваем обрабатывать всю получаемую информацию.

В дизайне разных направлений уже на протяжении нескольких лет минимализм «is the new black» — дизайнеры стараются оптимизировать взаимодействие с пользователями и сохранить интерфейс чистым. Пример экологичности — темная тема, тенденция 2020 года, популярность которой только растет. Она экономит заряд устройства и снижает нагрузку на зрение.

Дизайн интерфейсов обещает все больше ориентироваться на пользовательский опыт, а эмоциональная и концептуальная близость дизайна будет служить важнейшим критерием успешности продукта. Пользователь продукта будет все более конкретным, дизайн-среда будет создаваться под его индивидуальные потребности.

Дизайн ближайшего будущего вернет нас из гиперреальности в реальность. Точнее, сделает ее настоящей, общечеловеческой и витальной.

Ждем ваших лайков и комментариев! Подписывайтесь на нас тут и в Instagram :)

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Game Topia

А я не вижу в эволюции дизайнов интерфейса ничего, кроме накопления опыта приведшего к образованию нового направление, то есть интерфейсов ПО, которое завершило свое становление, как раз около десяти лет назад. До этого просто вообще не знали как делать. Публичных конвенций не было. Большинство опиралось на чужой опыт, то есть опыт глянцевых журналов. Самые безумные пришли из художественных школ, в которых пропагандировали, что нужно просто творить, что унифицированные конвенции это зло. Потом цифровой мир начал приносить кучу денег и тем самым заставил изменить все подходы связанные с ним. Но по факту, сколько бы гениев не было, весь современный дизайн интерфейсов, это дело рук всего нескольких человек. Другими словами, сколько основных дизайн систем, столько и законодателей. Их же всего три вроде? От Гугл, аппл и Майкрософт.

Ответить
Развернуть ветку
Дизайн-студия 65pixels
Автор

Конечно, эволюция — это накопление и передача опыта из одной индустрии в другую, из одного поколения в другое.
Это же касается и дизайна.
И именно об этом мы и пишем в нашей статье 🙂

Давай порассуждаем, а что такое гайдлайны? Это набор правил и рекомендаций для проектирования интерфейса. Но, во-первых, эти гайдлайны взялись не из ниоткуда - они основаны на исследованиях поведения миллионов человек. А во-вторых, они не такие уж и жесткие! В Human Interface Guidlines от Apple, например, некоторые элементы, используемые в интерфейсах компании, вообще не описаны.
Так что нельзя сказать, что современные пользовательские интерфейсы однобразны.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Конечно не своеобразны, поскольку каждый их адаптирует под свои нужды. Но тем не менее, база у всех одна. А адаптация происходит только по одной причине - не один гайд не подразумевает разделение на тип приложения! К примеру, материальный дизайн подойдёт в неизменном виде под приложения, скажи так, отображающие контент (онлайн журнал и т.д.), но не подходит для загруженных экранов (стартовая Яндекса, таскманагер и т.д.). То есть, ни одно руководство не делает различия на сжатость контента, или другими словами, на загруженность пространства.
А у лендоса, так вообще пространства хоть отбавляй. Также и на десктопе, одна программа с тремя кнопками, другая Фотошоп.

Ответить
Развернуть ветку
Дизайн-студия 65pixels
Автор

Гайд и не должен предлагать идеальное решение для разных типов приложений, он просто предлагает систематизированную библиотеку отработанных приёмов.

А про базу не можем не согласиться - она есть во всех отраслях)

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Почему не должен? Потому что так пока ещё никто не делал?

Ответить
Развернуть ветку
Дизайн-студия 65pixels
Автор

А на тему разницы готовых решений и индивидуального подхода есть пост у нашего арт-директора Юли Шиляевой :)

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1489231081430962&id=100010322521859

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда