14 лайфхаков для дизайна UX-форм
Как не оттолкнуть пользователя и спроектировать в вашем приложении удобную форму для ввода данных? Дизайнеры SimbirSoft поделились советами по созданию UX-форм. Продолжаем серию статей о дизайне, в основе которой наша практика разработки интерфейсов и прототипов сервисов для финансовой, страховой, медицинской и других отраслей.
Качественный дизайн на 88% увеличивает вовлеченность клиентов продукта, а каждый вложенный в UX доллар, по оценкам The American Genius, способен принести стократную прибыль.
Лайфхак 1: Сократите, насколько возможно
Лучше не делать форму слишком длинной и отказаться от необязательных фрагментов. Если они все-таки важны вам, оставьте не больше двух и выделите их визуально.
Лайфхак 2: Проектируйте форму в одну колонку
Пользователи быстрее "сканируют" данные и меньше отвлекаются, заполняя форму из одной колонки, а не из двух и более.
Отойти от этого принципа можно в том случае, когда ожидаемо, что поля будут идти друг за другом по горизонтали. При этом для удобства заполнения желательно сгруппировать поля: например, имя и фамилия, улица и дом.
Лайфхак 3: Объединяйте в смысловые группы
Группируя поля по смыслу, подберите к разделам заголовки и добавьте пространство между ними. Разделение на блоки поможет пользователю сосредоточиться и быстрее завершить заполнение. Если информации много, то лучше разделить вашу форму на шаги: один экран — один шаг.
Лайфхак 4: Формулируйте подсказки понятно
Объясните пользователю, какие данные вы ожидаете получить от него. Помните, что «номер паспорта» не означает «серия и номер паспорта», а «адрес» может иметь разную степень детализации.
Лайфхак 5: Откажитесь от опасных действий
При случайном сбросе данных у пользователя зачастую нет мотивации для того, чтобы заполнять всё заново (если речь не идёт о заполнении визы и прочих важных документов, например, на Госуслугах). Постарайтесь не выводить на экран те или иные «опасные» действия. Если все же необходимо оставить кнопку «Отмена», сделайте ее менее акцентной и добавьте уведомление для пользователя о том, к каким действиям приведет нажатие.
Лайфхак 6: Укажите, в чем ошибки
Если при вводе была допущена ошибка, подсветите только те поля, которые требуют изменений. Подскажите пользователю, что же он сделал не так и как ему это исправить.
При этом лучше не располагать описание ошибки под вспомогательным текстом, который высвечивается при первичном вводе, а заменить одно на другое.
Лайфхак 7: Не уводите пользователя
По возможности не вставляйте ссылки или кнопки, которые ведут на другие страницы. Используйте их только в крайних случаях, так как после перехода пользователь может не вернуться к заполнению.
Так, в формах для электронных обращений зачастую дают ссылки на законодательные нормы, чтобы пользователи ознакомились со всеми требованиями перед отправкой письма и специалисты получали меньше некорректных обращений.
Лайфхак 8: Не используйте placeholder без необходимости
Placeholder — это вспомогательный текст внутри поля, который скрывается во время ввода информации. Чаще всего он ухудшает юзабилити формы, так как усложняет процесс проверки данных.
Самый неудачный вариант — плейсхолдеры для названия поля. Респондент может отвлечься, и тогда ему придется нажимать на соседние области, чтобы вспомнить, какая информация от него требовалась.
Лайфхак 9: Не просите повторить пароль
Мало кому нравится вводить пароль повторно, тем более что всегда можно ошибиться. Вместо этого лучше добавить возможность скрыть либо показать пароль, чтобы проверить данные и вместе с тем сохранить время пользователя.
Лайфхак 10: Проверьте, нужны ли вам выпадающие списки
Если доступные опции спрятаны в выпадающем списке, то пользователю придется заполнять форму как минимум в два клика. Используйте такой вариант только тогда, когда для выбора предлагаете более 3 пунктов.
Лайфхак 11: Осторожно используйте селекторы для дат и количества
Селекторы — это любые элементы интерфейса, предназначенные для выбора из множества вариантов.
Ввести дату вручную проще, чем найти ее в календаре — пикере. Предположим, пользователь родился в июне, и ему предлагают заполнить дату рождения двумя способами. Для того чтобы написать «06», потребуется 2 клика, а для того чтобы добраться до этого месяца в календаре — 5.
Использовать пикер можно в следующих случаях:
когда нужно выбрать тот или иной период (например, при бронировании отеля);
- когда нужно выбрать дату из нескольких вариантов (например, при записи на прием в клинике).
Для указания количества (товаров, пассажиров и так далее) лучше использовать «-\+» с возможностью ввода вручную.
Лайфхак 12: Используйте поля разного размера
Размер полей лучше подстраивать под ожидаемое содержимое. Это позволит более эффективно использовать пространство на экране, к тому же, будет проще определить, сколько символов должно быть в поле.
Лайфхак 13: Оставляйте кнопки активными
Кнопку в конце формы лучше не скрывать и не делать ее неактивной, так как это может запутать пользователя. Пусть она будет всегда в активном состоянии. Если пользователь ввел не все данные, просто подсветите необходимые к заполнению поля.
Лайфхак 14: Ограничьтесь основными кнопками
Чем больше действий находится в форме, тем больше времени потребуется пользователю для принятия решения. Кроме того, если заполнение происходит с компьютера, после ввода последнего поля многие нажимают «Enter» для подтверждения. При наличии дополнительных кнопок пользователь не будет уверен, какое именно действие он активирует. Лучше избегать такого сценария.