Мир и интерфейс в восприятии незрячих

Интервью с вице-президентом и сооснователем социального движения «Белая трость» Михаилом Войцеховским о том, как слабовидящие и незрячие пользуются компьютером и смартфоном и как им живётся в российской и цифровой действительности.

Михаил Войцеховский
Михаил Войцеховский

Сейчас Михаилу 41 год. Он терял зрение постепенно со второго класса и полностью ослеп в 15 лет.

На встрече с сотрудниками digital-агентства JetStyle он рассказал, как дизайнеры и разработчики могут сделать жизнь незрячих и слабовидящих удобнее и проще.

О слепых и слабовидящих

Считается, что слепых людей в мире не очень много. Но слепота — это понятие не чёткое. Есть те, кто не отличает день от ночи, а есть те, кто не видит номер автобуса. Ещё есть такая вещь, как ситуационная слепота, например, когда тебя отвлекли: вроде всё видишь, но в голове ничего не откладывается. Ещё есть слепота временная, если ты входишь в тёмное помещение из светлого и наоборот.

ВОЗ считает, что 10% населения планеты имеют нарушения зрения. Но разные — от нарушения цветового зрения до полной слепоты. Например, в Свердловской области полностью слепых — тысяча человек. А в Обществе слепых, где в том числе и слабовидящие, — семь тысяч. Когда разрабатываешь интерфейсы, нужно ставить себя на место пользователя. Это полезно даже просто для общего развития.

Наши проблемы в социуме никак не связаны с материальной средой

Ещё в процессе потери зрения в детстве я думал, что потом можно будет положиться на технику, и у меня будут устройства, которые будут мне чай заваривать, в магазин за меня ходить и так далее. Когда появился интернет, мы надеялись на какие-нибудь искусственные глаза и эхолокацию.

Но в какой-то момент я понял, что у человека проблемы связаны не с материальной средой, а с социумом. В первую очередь это вопрос принятия тех изменений, которые с нами случились, и адаптации под них. Нужно уметь формулировать для себя, где ты находишься, и уметь спрашивать у людей то, что тебе надо. Нужно научиться это объяснять.

Этап слабовидения опаснее, чем полная слепота

Люди не понимают, что ты слабовидящий, а сам ты ещё до конца не осознаёшь, насколько плохо видишь. Ты совершаешь необдуманные действия: бежишь через дорогу, не разглядев цвет светофора, и делаешь то, что не очень соотносится с безопасностью.

И чем быстрее ты примешь всё это внутренне, тем лучше и для тебя, и для окружающих. Когда люди понимают, что ты не видишь, они адекватнее реагируют. Например, водители спокойно ждут, пока ты перейдешь дорогу, вместо того чтобы сигналить, махать руками и орать вдогонку.

Надо учить незрячих жить в этой среде, а не изолировать от неё

Я учился в школе для слепых в Верхней Пышме, одной из лучших школ для слепых в СССР. Мне повезло, там был мощный педагогический коллектив и богатый опыт обучения незрячих детей. Но проблема всех специализированных заведений в том, что дети там изолированы
от общества, а общество изолировано от них.

Прибор для письма по Брайлю
Прибор для письма по Брайлю

Однажды, уже в университете, я достал прибор для письма по Брайлю и дезорганизовал окружающих минут на десять — они просто не понимали, что это и что я делаю.

При всей мощности той школы её беда была в том, что какой-то реабилитации в открытом пространстве там не было. Школа отвечает за безопасность, и ходить с незрячими детьми по дорогам как минимум опасно.

В одной из таких школ даже каток убрали: думали, лучше всё убрать и обить мягкими матрасами. Но мне кажется, эта стратегия неверна, так как если мы хотим обеспечить человеку безопасность, надо научить его жить в этой среде, а не изолировать от неё за стенами спецучреждений.

Об устройствах и программах

С 1990-х в интерфейсе для слепых ничего не изменилось

У меня одного из первых в Свердловской области появился компьютер. Это был 386SX на 16 МГц. Уже тогда была программа, которая читала синтезатором то, что находится в видеопамяти. Были даже попытки сделать не речевой вывод, а через азбуку Морзе, так как синтез речи был сложной задачей для вычислительных ресурсов того времени. Тем не менее с самых первых компьютерных систем были попытки адаптировать их под незрячих.

В DOS уже можно было полноценно работать в операционной среде, в командной строке, в файловом менеджере, читать книги, работать в редакторах. С тех пор речевой доступ не сильно эволюционировал для незрячих. В плане интерфейса ничего принципиального не произошло.

Брайлевская строка — дорого и не всегда удобно

Тогда же появилась брайлевская строка. Если незрячие пользуются системой Брайля, то зачем им монитор? Лучше сделать отдельное устройство для ввода и вывода информации. Это как для пожилых: им же трудно осваивать новые технологии, давайте дадим им специальное редуцированное устройство.

Тактильный дисплей Брайля, он же брайлевский дисплей или брайлевская строка
Тактильный дисплей Брайля, он же брайлевский дисплей или брайлевская строка

Есть области, где брайлевская строка незаменима — когда пользователь не только незрячий, но ещё и плохо слышит. Или когда необходимо освободить пользователю слуховой канал для других задач, например, при работе в колл-центре и тому подобном.

Ещё брайлевская строка желательна при работе с информацией, в которой важен каждый символ — вроде математики. Но в остальных случаях она достаточно громоздкая, требует знания «брайля» и стоит дороже среднего компьютера.

Брайлевский мобильный органайзер
Брайлевский мобильный органайзер

Сейчас есть брайлевские мобильные органайзеры, которые можно использовать вместо смартфона. Но стоят такие по шесть тысяч евро, быстро устаревают и плохо поддерживаются ИТ-сообществом, не успевают за прогрессом.

Мой телефон — самый обычный Xiaomi Mi5 с глобальной прошивкой. Никакой специальной адаптации, просто в настройках включён talkback.

Я встаю утром, открываю персональный компьютер, читаю почту, смотрю Facebook, новости. На ПК обычный софт: Windows 8.1, браузер Mozilla Firefox.

Большинство незрячих используют скринридер

Работать с Windows мне помогает NVDA (Non Visual Desktop Access). Это открытая программа, её делают два австралийца. Для пользователей она бесплатная, развивается на пожертвования и при этом успешнее коммерческих.

Преимущество NVDA в том, что она очень мало изменяет вид операционной системы. Например, пришли вы в гости или в библиотеку, запустили портативную версию с флешки — и вы как дома.

Ещё один из лидеров — это Freedom Scientific. Его разработчики тоже незрячие, но в силу громоздкости эту программу сложно настраивать. Да и стоит она приличных денег — в районе $700.

Есть также Windows Eyes. Сейчас эта программа сделала упор на пожилых. Эта среда — с ограниченными функциями, но зато проще для неподготовленного человека.

Сейчас общая тенденция в том, чтобы сразу встраивать в операционную систему возможность невизуального доступа. Вы купили устройство, залезли в настройки, включили скринридер — и оно само разговаривает. Это есть уже и в MacOS, и в Windows.

Встроенная в телефон читалка поддерживает мессенджеры

Например, почти всё воспроизводит в WhatsApp. Но не читает статусы: непонятно, прочитано сообщение или нет (пока мы готовили статью, всё изменилось, теперь читаются — прим. JetStyle).

А Telegram само сообщение читает, а список пользователей — нет. Им невозможно пользоваться. Хотя веб-интерфейс Telegram на телефоне я пока не тестировал.

На ПК я часто использую программу Miranda IM из-за её мультипротокольности. У меня к ней и Skype, и WhatsApp, и все остальные мессенджеры подцеплены. Это удобно: не нужно учить дополнительные горячие клавиши. А вот плагина для Telegram в Miranda IM нет.

Синтезированная речь не навязывает эмоции

Надо понимать, что смысл мы воспринимаем мозгом. Когда ты слушаешь аудиокнигу, начитанную актёром, он передаёт тебе свои эмоции. Поэтому я люблю синтезированную речь — так больше свободы. При этом я обычно увеличиваю скорость воспроизведения речи в два раза.

«Лицо с глазами в форме сердечек»

В последнее время в Facebook достаточно неплохо озвучиваются смайлики и эмодзи. Думаю, это связано, скорее, не со слепыми, а с развитием искусственного интеллекта в целом. Если прислали смайлик, программа читает, например: «Лицо с улыбающимися глазами в форме сердечек». Хотя такие смайлики я не очень люблю, мне для общения хватает скобочек.

Тач-клавиатура бьёт голосовой набор

Я печатаю вслепую даже на смартфоне. Клавиатура на сенсорном экране, конечно, не самая удобная вещь — приходится на ощупь попадать в буквы, как на компьютере. Были попытки ввести другие клавиатуры, но все уже привыкли к раскладке Qwerty. Так и тыкаем.

У голосового набора другой минус. Ты диктуешь, а он что уж услышал, то и набрал. Потом это сложно отредактировать, по крайней мере, в Android. Основная проблема в постановке фокуса — приходится перемещать курсор посимвольно. Если кто сделает удобный речевой набор для редактирования — это будет прорыв.

К тому же, у речевого набора есть проблема с распознаванием. Сейчас его можно использовать, только если не критична точность высказывания. Например, если нужно найти что-нибудь в 2Gis.

Если важна каждая запятая, лучше набирать вручную

В iPhone, кстати, ложных срабатываний клавиатуры меньше. А в Android есть странные ошибки — он может озвучить одну букву, а написать другую.

Скорость набора на такой клавиатуре, конечно, невысокая. Разработчики пытались сделать несколько версий Android-клавиатуры для слепых, но пока ничего особого не достигли. Даже если её создать, то с каждым её обновлением Android тоже придется менять. Но если кто-то всё-таки напишет удобную для слепых Android-клавиатуру — ему большой респект.

Пытались делать жестовые клавиатуры, но они не прижились. Некоторые жесты, например, смахивание, перехватываются программой доступности — у неё более высокий приоритет.

Об интерфейсах для слепых и для всех

Современный тренд — делать общеупотребительный интерфейс

Сегодня важно делать такие интерфейсы, чтобы ими могли пользоваться и незрячие люди, и слабовидящие, и слабослышащие, и люди с нарушениями моторики — все. Плюс такого решения в том, что весь контент после создания не надо никак адаптировать. Он вписывается в оболочку доступности — и вручную поддерживать десять интерфейсов не приходится.

Единственное, что требуется от разработчика, начать создавать интерфейс сразу в той среде, которая поддерживает нужную функциональность от версии к версии.

Версии для слепых бесполезны

Мы привыкли к тому, что есть два подхода: делать две версии (обычную
и для слабовидящих) или делать версию, которую могут использовать обе аудитории. Поддерживать две версии в актуальном состоянии дорого.

Как правило, дизайнеры вообще не понимают, в чём наши потребности — просто делают крупный шрифт и контрастные цвета. В итоге такими версиями невозможно пользоваться ни слепым, ни слабовидящим.

В мире есть несколько стандартов, которые описывают критерии доступности. Они позволяют разработчикам интерфейсов делать одну доступную версию для всех сразу.

Я версиями для слабовидящих вообще не пользуюсь.

В мобильных версиях меньше лишнего

Суть не визуального восприятия в том, что когда читаешь сайт вслепую, ты читаешь его последовательно.

Когда вы видите сайт, там мелькают какие-то акценты, яркие кнопки, что-то моргает. Я же вслепую использую горячие кнопки для быстрого перехода по ссылкам и заголовкам, но тем не менее просматриваю страницу последовательно. И неудобно, если на сайте много информации, которая к твоему интересу не относится. А в мобильных версиях лишнего меньше.

И зрячим и слепым важно одно — структура

Структура сайта должна позволять последовательно прочитать его. Например, если страница с бесконечной прокруткой часто обновляется, ты просто не успеваешь её прочитать. Приходится перечитывать её сверху вниз, снова и снова. Такое бывает при покупке авиабилетов — частое обновление и список длиной в километр.

Удобнее всего, когда текст на сайте структурирован по уровням заголовков, абзацам и тому подобному. А заголовки — минимально возможной длины, чтобы их можно было быстро прослушать и понять, есть ли на странице нужная мне информация.

Пример страницы с удобной структурой: текст разбит на абзацы, короткие заголовки, листалка
Пример страницы с удобной структурой: текст разбит на абзацы, короткие заголовки, листалка

На незнакомой странице я сначала просматриваю заголовки. Если они заинтересуют меня, изучаю всю страницу подробнее. Сначала пытаюсь понять структуру страницы, потом — её содержание. И если по заголовкам понятно, что нужной информации на этой странице нет, закрываю её.

Возьмём за эталон, скажем, Google. Если ты зрячий, ты даже не поймешь, что страницы Google адаптированы. Например, все графические элементы имеют альты — короткие текстовые описания. Упор в структуре страницы сделан на заголовки. Я думаю, что это и для зрячих хорошо.

Но если у вас выделены заголовки, страница будет хорошо поддерживаться и специализированными программами.

Таблицы — неудобно

Сейчас в интерфейсе есть проблемы со всем, что связано с реализацией таблицы. Таблица — способ представить большой объём информации. И для зрячих вы можете нужную информацию просто цветом выделить. А для слепых… У меня пока нет решения.

Например, представьте, что в календаре одна клеточка выделена цветом. Пока все последовательно не переберёшь, не найдешь её. Из-за этого найти подходящий авиарейс или билет на поезд — действительно нетривиальная задача для незрячего пользователя.

Не могу вспомнить сервис продажи билетов, которым было бы удобно пользоваться. Сам лично пытался покупать билеты на сайте РЖД и Северного автовокзала Екатеринбурга — бросил на середине.

На встрече мы попросили Михаила попробовать найти подходящий авиарейс и купить билет. В календаре дат вылета он тапал по датам, а скринридер озвучивал не дату и стоимость билета в этот день, а что-то вроде «ячейка один», «ячейка два». Тут Михаил даже не понял, что находится в календаре, хотя искал именно его. Он был абсолютно дезориентирован, и на этом процесс самостоятельной покупки билета завершился.

Эта ситуация показывает, как важно уделять внимание внешне незаметным вещам, например проверять метаданные. Их не видно в UI, но именно их и озвучивает скринридер.

Хорошо, что крупные поисковики типа Google и «Яндекса» избежали таблиц и сделали выдачу, удобную в том числе и для слепых. Есть сочетания горячих кнопок — например, нажимая alt+1, можешь щёлкать по заголовкам. А вот выдача на сайтах продажи авиабилетов или, к примеру, РЖД… Ну, наверное, они просто не подумали об этом на этапе разработки.

О жизни в социуме

Кризис — обычное состояние для всех

Я закончил медицинский, выучился на массажиста и проработал в институте профпатологии 15 лет, восстанавливая людей. Там я заметил, что опыт преодоления жизненных кризисов у каждого свой, и каждый может быть нам полезен. Кризис для живой среды — обычное состояние. И кризис, с которым справились инвалиды, полезен для общества. Их опыт надо изучать.

Лет 15 я не понимал, зачем слепому путешествовать

Ты приезжаешь куда-то — тебе что-то рассказывают. Но ведь точно так же могут и дома рассказать.

Первый раз я поехал в Дюссельдорф. Там была организованная турпоездка, когда всех вывозят на экскурсию по городу. Я подумал, можно было никуда не уезжать — просто представить, что вокруг другой город. Включить аудиогид, и всё.

Мы были там с одной незрячей девушкой и после экскурсии сбежали вместе в супермаркет. Причём я по-немецки вообще ни одного слова не знаю. Она помнила только что-то из школьной программы. В супермаркете охранник нам сказал, что спецперсонала для работы с незрячими здесь нет, помочь нам некому, и отправил в другой магазин.

Но в Германии есть точно такие же отличные бабушки, как у нас. Одна помогла нам купить мороженое. (Это было единственное слово, которое мы вспомнили.) Я, кстати, ни слова не понял из того, что она говорила, но впечатление о ней осталось замечательное.

Если люди хотят друг друга понять, они поймут на любом языке. Если не хотят, то могут и на родном не понять. С таким мы часто сталкиваемся в семейной жизни — объясняешь, а там всё равно ничего не понимают. Язык тут вообще ни при чём.

Взаимопонимание важнее всего

Мы путешествовали по Германии из Дюссельдорфа в Кёльн, и нам предлагали поехать обратно снова на автобусе. Я подумал, что так мы о Германии вообще ничего не поймём, и поехали на электричке.

Важно погружение в атмосферу языка и в отношения с людьми. Чтобы что-то сделать вслепую, надо, чтобы тебя поняли. Для туристов всё продумано. А когда к местным приходит слепой, они не знают, что с ним делать. Начинается поиск взаимопонимания, и язык тут не важен — важно желание общаться.

О доступной среде

Надо делать так, чтобы она никому не мешала

Все слышали о том, что такое доступная среда: должны быть пандусы, лифты и все такое. Но в законе столько требований, что если их все по пунктам последовательно исполнять, мы получим пространство, не пригодное ни для кого. Потому что тактильные плитки мешают людям на каблуках, пандусы — ещё кому-нибудь…

Среда должна быть удобной для всех. Закон не требует использовать абсолютно все элементы, которые в нем перечислены. Главное — сделать минимально достаточный уровень.

Не надо перенасыщать пространство. Надо сделать так, чтобы и не мешало, и помогало. Не просто для галочки.

Возьмем, к примеру, лифт. На кнопках сейчас часто делают надписи по Брайлю. Но если лифт не говорит, на каком этаже он только что остановился, то это замечательный аттракцион. Вроде и сделано, а пользы от этого нет.

Важно знать, где ты находишься и куда идёшь

Направление движения удобно объяснять по циферблату. Например, от входа на девять часов. Так проще, чем «на Северо-Запад».

Для слепого важно понять, куда идёшь и где находишься. И опираться на автоматическое построение маршрута в Google Maps — гиблый вариант. Я пользуюсь навигатором GetThere, который говорит мне: «Вы находитесь рядом с таким-то домом, идёте от такого-то перекрестка к такому-то». Маршруты он не строит.

Пищащие светофоры дезориентируют

В мире это уже как-то эволюционировало, а в России — всё еще нет. Вот поставили в центре города светофор, который пищит на всю Ивановскую... Всем мешает, никому не помогает, зато понятно, что люди думают о слепых. Во всём мире эти светофоры сейчас адаптируют под уровень шума, и звучание у них направленное.

Когда мы ходили вместе с комитетом по благоустройству города проверять эти светофоры, я спросил:

— Вот лично вам понятно, в какую сторону здесь идти?

— Мне нет, но слепые же лучше слышат!

— Слепые — это те же самые люди, просто они не видят.

— Разве?! Странно…

В итоге эти светофоры убрали.

Когда все четыре светофора начинают пищать, ты совершенно не понимаешь, куда идти. А в середине перекрёстка возникает стереоэффект, что только ухудшает ситуацию. Думаешь, что идёшь на зелёный, а оказывается наоборот.

Неверная и искажённая информация хуже её отсутствия. И даже опаснее.

Заключение: об идеальном интерфейсе

Искусство в том, чтобы, соблюдая традиционность, сделать какой-то уникальный продукт. Ведь всем же хочется сделать какой-то свой интерфейс. Например, если эта кнопка везде одна и та же, людям кажется, что она недостаточно инновационная или креативная.

Но идеальный интерфейс — тот, в котором нет неожиданностей и на который тратится минимум усилий. Ты просто выполняешь свою задачу, а не изучаешь новый интерфейс.

Что касается нас, незадолго до встречи с Михаилом мы начали адаптировать для незрячих и слабовидящих пользователей один из наших крупных проектов. И встреча была более чем полезной.

Непосредственный опыт от живых людей — важнейшая часть UX-разработки. И каждый раз, когда с ним сталкиваешься, чувствуешь, как пелена спадает с глаз. Избавление от иллюзий — вот что дарят пользователи дизайнеру раз за разом. Нам остаётся стараться сделать интерфейсы удобнее, чтобы как-то их отблагодарить.

2727
6 комментариев

Какая хорошая статья! Про людей и взаимодействие. В контексте природного искажения главного коммуникационного канала. Сколько пользы!

6
Ответить

А я недавно прочитал классную статью про имплантацию бионического глаза в России: rusgreek.ru/news/2483

1
Ответить

У Гугла есть хороший курс по созданию интерфейсов с учётом людей с различными проблемами, в том числе с проблемой зрения https://www.udacity.com/course/web-accessibility--ud891

1
Ответить

Недавно я встретился с полностью незрячим человеком и был удивлен насколько полноценной жизнью может жить человек с таким недугом. Больше всего меня, зрячего поразил ответ слепого на мой вопрос - "мол, а как тебе удобнее общаться, через телефонные звонки или через месенджеры?" Ответ: "да мне без разницы особо" - заставляет немного задуматься о том, как мы зрячие воспринимаем и сами себе рисуем слепых людей.

Еще я узнал, что есть такое понятие в этой среде как автономность. Т.е. насколько незрячий человек может обходиться без посторонней помощи в своих бытовых делах. Цифры бывают разные от 0 до 90% автономности. Это, в хорошем смысле, поражает. Благо новые технологии только способствуют увеличению этого показателя

1
Ответить

неплохо, Майкл,ты ответил на некоторые вопросы возникающие у меня,вспоминая тебя

Ответить

А что за проект, который вы адаптируете для незрячих? Интересуюсь, как мама незрячей девушки)

Ответить