Я тут уезжал на Филиппины делать банк в разгар пандемии

Я тут уезжал на Филиппины делать банк в разгар пандемии

Я Миша Федосов, и вот моя история.

Ещё в начале пандемии я уехал работать на Филиппины, а через две недели после переезда закрыли все границы, и так я остался там на полгода взаперти, без возможности уехать домой.

Ехал я туда, как дизайн-директор, в подчинении у меня был я.

Что я могу сказать: опыт работы в другой стране- безумный, опыт работы в азиатской стране- безумный вдвойне. А еще переехать во время всемирной пандемии, масштабов которой не было последние сотни лет... Сложно было поверить, что всё сложилось настолько "вовремя". Ко всему прочему, должна была прилететь моя девушка, но все авиасообщения закрылись :) Не было возможности покинуть страну, даже с десятком пересадок, и тем более попасть в неё- Дутерте (Президент Филиппин) - суровый тип.

Задача

Сделать банк для Филиппин с нуля. У нас даже есть название!

Ооок.. Супер! Поехали. Я открыл фигму. Как-то в ней должен появиться банк. Пока полежу. Подумаю.
Ооок.. Супер! Поехали. Я открыл фигму. Как-то в ней должен появиться банк. Пока полежу. Подумаю.

Ладно, первое, чем я начал заниматься, это изучать местные банки. Пытался понять, чем loan отличается от installment в глазах филиппинцев, что такое для них вообще банк. Большинство людей там использовали банковские чеки. Расплатиться картой невозможно. В целом они находятся в мезозойской банковской эре.

Самые популярные приложения “PayMaya”, аналог “Yoomoney” и “Grab”, как “Яндекс Go”. Филиппинцы обожают эти приложения, и считают их верхом стиля и удобства.

У нас с командами бэка и фронта был примерный список фич на запуск для МВП, но не было совершенно никакого бренда и всего один дизайнер. Штож.

На встрече с инвесторами мы, слава богу, решили идти вразрез с тем, к чему привыкли филиппинцы. Филиппинский дизайн это - тихий ужас, или громкий, не понимаю.

<p>Я клянусь, это не еще не самый плачевный пример.</p>

Я клянусь, это не еще не самый плачевный пример.

Первый шаг к визуалу

Название нашего банка Una Bank. Хотелось выдержать уже заезженный у нас, но свежий для филиппинцев минимализм.

Я накидал лого, описал небольшую визуальную стратегию и сделал презентацию. Я думал, что такое бывает только в сказках от “успешных” дизайнеров, но блин, согласовали с первого раза.

Исследование

В редкие дни когда открывались ТЦ, я подходил к кассирам и расспрашивал, как у них всё устроено: как работают транзакции, какие реальные комиссии и прочее. Они даже не интересовались кто я, и почему я это спрашиваю. Удивительные люди.

Наоткрывал счетов в банках, получил чековые книжки, которые оказались супер полезными (нет).

В дни когда был открыт офис, я собирал небольшие фокус-группы, и в формате живого общения пытался вытянуть из них информацию: как они пользуются приложениями и какими функциями пользуются чаще всего. Когда я сказал, что за ЖКХ можно платить через мобильное приложение, они посмотрели на меня, как на пришельца.

На Филиппинах всех белых называют “Мистер”- “Have a good day Mister Michael!”. В целом, я всегда себя так и ощущал 🧐

В начале это умиляло, потом начало бесить.

Другая часть команды уже начинала налаживать связи с местными компаниями особенно в сфере финтеха. Чтобы на Филиппинах сделать транзакцию, даже если у тебя есть банковская лицензия, ты должен пройти семь кругов ада.

Ужесточение мер

В какой-то момент закрыли буквально всё. Даже в офис попасть было невозможно. Нормальную квартиру я снять не успел, рестрикшн, всё такое. Я даже не мог попасть в другой район без специальной бумаги, которую давали “по оооочень важной необходимости". О такси речи не шло.

Я остался жить во временных апартаментах (16 квадратных метров) на ближайшие месяцы. Вокруг трущобы и наш закрытый офис.

Супер! Погнали.

Сладкая ностальгия по детскому лагерю, где ты стираешь носки мылом в раковине.

В моём здании был бассейн, который я видел из окна, но он был закрыт на карантин. Его охранял самый ответственной охранник в мире. В любое время дня и ночи он был на посту. Возможно они менялись, я не научился на 100% различать.

35 градусов и прохладная вода под окном, это сравнимо с тем, чтобы поставить перед котом коробку и не пускать его в неё. Почему они хотя бы не спустили воду…

Вдобавок ко всему, Дутерте на весь период решил запретить продажу алкоголя :С

Хорошее время для детоксикации, подумал я. Через неделю я подумал по-другому, и пошел в трущобы искать подпольно. Нашел.

Ещё одна особенность филиппинцев- они много пьют, но только тогда, когда у них есть деньги. А деньги у них долго не задерживаются. Порой, они могут потратить ползарплаты в баре в день получения.

Как-то филиппинские женщины вышли с инициативой, чтобы часть зарплаты выдавали рисом, тогда мужья принесли бы домой хоть немного еды.

Филиппинцы обожают рис и пасту (последствия Испанской колонизации и азиатский вайб). Даже в Mcdonalds и KFC тебе подадут бургер с рисом.

мммм... 
мммм... 

Рабочее место

И так вот, на небольшом столике и барной табуретке я начал делать дизайн. После получаса за “рабочим местом” спина переставала разгибаться, и я просто перекатывался, как колесо, в кровать.

Я тут уезжал на Филиппины делать банк в разгар пандемии

В целом становилось понятно, с чего можно начать, для каких продуктов мы уже можем разрабатывать функционал. Я накидал первый флоу экранов, регистрацию (из-за юридических особенностей, которые никак не обойти, регистрация занимала 6 экранов и порядка 30 полей, как тебе такое Рогозин?).

Моих рук уже не хватало, я начал активно искать дизов. Когда нашел первых двух, работа закипела. Разработка бэка, баз данных, СРМ, фронта, рекламной кампании, первых лендингов для сбора лидов, ну и конечно, самого приложения.

Быстро едем

Новый банк отличная мотивация для всех. Мы мчались, как паровоз на уране.

*Тут не забудь дописать какие вы ох*енные, как много вы сделали и вообще хорошие люди*

Уже через пару недель мы запустили активную рекламную кампанию и получили действительно прикольные инсайты.

Это баннеры с самой высокой конверсией- не улыбающиеся люди в костюмах с пачками денег, а это. Всегда кажется, что такие дизайнерские вещи не зайдут, но очень хочется. А оно сработало. Конверсия была отличная.
Это баннеры с самой высокой конверсией- не улыбающиеся люди в костюмах с пачками денег, а это. Всегда кажется, что такие дизайнерские вещи не зайдут, но очень хочется. А оно сработало. Конверсия была отличная.

Через пару месяцев моя команда выросла до 8 человек. Распределение стандартное: приложение, веб, бренд, графический дизайн, иллюстрации, анимация.

Много сложностей вызывало общение с филиппинскими партнерами. Порой мне приходилось общаться с их бэкэнд разработчиками, чтобы выяснить, как всё устроено именно у них, и как долго они могут обрабатывать определенные типы транзакций. Отдельной сложностью был язык- смесь английского и тагалога, большое количество встреч было только для того, чтобы понять, что они вообще имеют в виду.

Первый запуск

Первым мы запустили веб-приложение для рассрочки на покупки в известном азиатском онлайн-магазине Lazada, подвели это к черной пятнице, и релиз был достаточно успешным. Это придало ещё больше энергии.

Но были небольшие моменты которые могли мешать работе.

Удаленка и сумасшествие

Я тут уезжал на Филиппины делать банк в разгар пандемии

Общая проблема удаленки в том, что люди не общаются вживую. Текстовые сообщения могут восприниматься иначе, тоном который не подразумевал автор. Думаю многие с этим сталкивались. Часто люди перерабатывали из-за ощущения, что мало сделали, потому что работа дома не воспринимается, как полноценный рабочий день. Все начали понемногу сходить с сума.

Я решил оформить комнату, в стиле психопата, раз уж на то пошло.

Вход в пустоту
Вход в пустоту

Ну ладно. очень важно разделить время работы и отдыха в небольшом пространстве. Нужно менять освещение и переодеваться в домашнюю одежду после работы.

Кстати, в свободное от работы время я начал делать своё приложение по трекингу эмоций. Чтобы понимать, когда у меня начинаются и заканчиваются циклы повышенной энергии и настроения, от чего они зависят. Работа над приложением очень помогала, важно переключаться на другие задачи, чтобы глаз не замыливался одним проектом.

Следующие несколько месяцев

Рестрикшн немного спал, пару недель я даже ходил в офис. Началась рутина, А/В тестирования, качественные тестирования, обработка обратной связи, создание дизайн системы, окончательная выработка фирменного стиля, прототипы экранов на несколько месяцев вперед.

Наконец появилась возможность вернуться в Москву. Я ей воспользовался. Всё перемещение заняло 28 часов.

Причин оставаться на Филиппинах тогда уже не было, там по прежнему было закрыто почти всё.

В Москве я впервые встретился со своей командой. Странное ощущение вживую увидеть людей, которых целый год видел только в окошке скайпа.

Команда запуска

Меня нанимали, как сотрудника, который запустит все дизайн-процессы, построит фундамент, создаст роудмап на полгода вперед, выстроит пайплайн дизайнеров с другими командами. После этого остаётся работа для команды поддержки.

Окончание

Я получил колоссальнейший опыт. Да, я потратил много ментальных сил, нужно было переваривать тонны информации, но оно того стоило. На всё это у меня ушло полтора года. Я закончил проект. Я благодарен такой возможности, доверию, людям, с которыми удалось поработать и желаю успешно развиваться дальше. Спасибо.

Особенно благодарен моей команде дизайнеров:

Алёне Громовой, которая взяла на себя всю графическию часть и стала её лидом. Особенно при работе с филипинцами, общаться на англо-тагалогском ооочень сложно. Моё почтение.

Анне Сапуновой, которая часто выходила за рамки и давала всей команде стимул посмотреть на задачи по-новому.

Кристине Дидеченко, которая стала сильным продуктовым дизайнером.

Полине Ивановой, которая пришла джуном на последнем курсе института, но за пару месяцев выросла до уверенного миддл Ux/Ui дизайнера.

Анне Якименко, UX-копирайтерке, которая писала и сокращала для нас тексты и переводила их на живой, человеческий язык

Антону Захарову, который взял на себя полностью весь веб.

Кристине Ахмадиевой, редкий пример иллюстратора, которая смогла вывезти заданный уровень графики на протяжении всего времени.

Наш дизайнерский кейс, это всего лишь малая часть того, что мы можем показать.

Una Bank Gl HF

5454
21 комментарий

Комментарий недоступен

11
Ответить

Дратути Роман. Душни. Не забывай, что это в первую очередь макеты. Нужно помнить, что биханс, это не конечный продукт. Теперь попробуем пройтись по пунктам.

1.) Не понимаю, как можно проглядеть момент Balance и Spent money на одном уровне. Пока сложно представить подобное даже в количественных исследованиях и тем-более когда ты пользуешься приложением.
Пользуясь приложением и положив на него 100 песо, а потом потратив 20, мне кажется, всё становится очевидно, когда ты видишь 80 и 20 песо.
2.) Есть пример нулевого экрана с продуктом карты и с открытой картой, в точности то о чем ты говоришь. "Открыть карту" "Ваша действующая карта с балансом и видом карты" и даже последние 4 цифры карты. Нет смысла на главном отоброжать всю информацию по одному продукту. Детализация показана уже внутри продукта.
Тоже самое касается всех остальных продуктов. Проще говоря, продукты которые не открыт на нем пишется CTA. Который УЖЕ открыты пишем детальную информацию. Если просмотреть не беглым взглядом то всё это можно увидеть даже на бихансе.
3.) Если опять посмотреть внимательней то можешь увидеть стрелку назад, которая открывает общий PFM в котором пользователь может фильтровать по разным счетам и даже складывать их. Если ты чего-то не видишь, не значит, что этого нет :)
Мы не можем выложить 600 экранов со всеми состояниями и фильтрами. Кому это нужно? Кому-то сделать банк под копирку?))
Странно судить о всём продукте да еще и в плане Юикса по нескольким экранам :)
4.) Тоже самое. Смотрим внимательно. Есть стрелка назад, не просто так. Можно предположить что там был калькулятор и/или условия. И опять эти экраны есть выше.
5.) Ну тут ты совсем текст пропустил. Прям подзаголовком написано "...most requset interactions..." и далее по тексту.
6.) А здесь то чего из России ты можешь не ожидать. Мы делаем банк для Филиппин и там есть такая особенность, что ты можешь сделать оплату предварительно и с этим экраном оплаты прийти к продавцу и показать его. Почти, как у нас платить за шаву через перевод в сбере. И это суупер частая практика. И от оплаты до показа перевода может пройти пол дня. Что бы потом не рыться и не искать этот чек ты его добавляешь в избранное. Плюс не только чек добавляется в избранное, но и сам магазин. И у тебя формируется лента избранных магазинов, все со своей историей.
А разделить счёт эт совсем другая история, просто рассказал о фичи?
Хорошо, что так подробно пытался разобрать экраны. Такая практика полезна для развития собственных скилов.

7
Ответить

Перед дизайнером всегда стоит выбор между н-количеством решений.
Да, капитанский тезис, что идентичные буковки читаются одинаково, но во-первых нет, а во-вторых сам интерфейс влияет на пользовательские привычки и легко их меняет при небольшом градусе воздействия.

1
Ответить

Дизайн карточек и ролик - по посылу, оформлению, месседжу - просто космический уровень. Респект.

Сам сайт банка в деталях не рассматривал, так что как там по юзабилити по факту не скажу, но именно с точки зрения дизайна промо-материалов прям очень круто:)

Кстати, вопрос возника по вашей истории - я знаю что английский и испанский на Филиппинах "как бы" вторые языки, но чтобы продавцы магазинов и т.д.,местные а не сотрудники международных компаний, могли более-менее свободно говорить и обьяснить финансовые детали? Или специально искали англоязычных?

5
Ответить

Спасибо за клёвую оценку работы)

Юзабили действительно только немного выложили, многое ещё в разработке и пока не всё можем показать. NDA сами понимаете :)

В центре Манилы в целом пытаются набирать персонал который неплохо говорит. Бывают проблемы с произношением, но в целом все бытовые ситуации и объяснить и понять можно.

Дальше от Манилы и люди более пожилого возраста уже могут совсем плохо говорить или не говорить на английском вообще.

Что касается больших компаний, туда берут людей с очень неплохим английским. Я даже часто не дотягивал) Более того США на Филиппинах открывают колл-центры и нанимают туда филиппинцев т.к. цена за час в разы ниже.

Вывод: Персонал с хорошим английским найти не сложно. Особенно если они занимаются интеллектуальным трудом.

3
Ответить

А момент который я описывал в статье о проблеме в коммуникации. Сложность была в том, что мы обсуждали достаточно сложные технические вещи, которые и на русском порой сложно объяснить. И компания была чисто Филиппинская, предполагаю, что внутри неё они говорили на тагалоге и порой у них и был этот англо-тагалогский язык при общении)

3
Ответить

Испанский там точно не второй. А английский те, кого условно можно отнести к образованному среднему классу, знают хорошо. Как они сами говорят, у них английский - это язык делового общения.
Да и в любом нормальном торговом центре даже в провинции продавцы говорят по-английски.

Ответить