Тренд на осознанность: точка роста дизайнеров в 2022

Глубже, чем яркие картинки. Red Collar — о персонализации, UX-копирайтинге, навигации внизу экранов и тактильных 3D в дизайне наступающего года.

Тренд на осознанность: точка роста дизайнеров в 2022

Конкретные «решения» во всех дизайн-трендах не связаны с ключевой ценностью дизайнера. Рассуждения обо всем: от градиентов до морфизмов, от минимализма до анимации, — не выявляет самую важную роль дизайнера — быть полезным для пользователя через выгоды для бизнеса.

Собрали в материале и ожидаемые всеми дизайн-тренды, как инструменты дизайнера, — но что важнее, собрали тенденции в компетенциях самих дизайнеров, которые и являются отправной точкой в решении любой задачи лучшим образом.

Тренды не являются решением задачи, — его ищете вы сами

Дизайн-процесс — это джунгли, пробираться через которые по заранее отмеченным чекпоинтам не получится. Постоянно приходится принимать решение о следующем шаге: какие есть данные на текущий момент → что я, как дизайнер, еще не знаю о задаче, рынке или домене знаний, в котором работает рынок → с помощью каких методологий, упражнений, артефактов, я могу это узнать → какие выводы из этого я могу сделать, чтобы пополнить базу данных на текущий момент.

Помимо решений, направленных на выразительность, есть еще исследовательская часть, процесс определения истинной задачи — придумывание и тестирование того, что будет объединять решения, описанные в начале.

Собранные таким образом знания о задаче или проекте позволяют начать использовать тренды осознанно: «я это делаю, потому что “надо”, а не потому что “могу”».

Дизайнер становится бизнес-консультантом

Дизайн-процесс не может быть эффективным, если не будет расти в сторону бизнес-дизайн-консалтинга. Дизайнеру необходимо обрастать компетенциями CPO/PM, чтобы участвовать в формировании стратегии развития продуктов, цифровизации бизнеса.

Это помогает сразу фиксировать возникающие гэпы (прим. разрывы между ожиданием и реальностью) при изучении пути покупателя и предлагать эффективные способы их устранения. Эти же компетенции позволяют выстраивать качественную коммуникацию и процесс в межролевых областях, что при высоком уровне экспертизы участников оставляет больше шансов конечному продукту влюблять в себя пользователей.

Усиление роли этики и жизненных ценностей

Текущему поколению мало просто покупать товар или бренд. Люди по-настоящему влюбляются в продукты, миссии которых коррелируют с их жизненными принципами. Пользователи хотят видеть заботу о толерантности, доступности, экологичности.

Пришло время менять образ мышления: это уже не просто задачи в рамках разработки проекта, это образ мышления, который должен быть и у дизайна, и у бизнеса. Дизайнер должен видеть в этом личную ответственность в силу полученных полномочий по формированию стратегии развития продукта, становиться более сознательным в профессии, понимать этическую ответственность в совместных с бизнесом проектах.

Профессиональное остроумие здесь проявляется через умение не только найти компромиссные решения, но и умение донести бизнесу «полезно для пользователя — выгодно для бизнеса».

Персонализация продуктов

Дизайнер, как консультант, должен найти правильную «упаковку» для бизнеса, чтобы однозначно и понятно донести людям то, что это за бизнес, о чём он, что транслирует аудитории.

Задуматься об однозначном позиционировании особенно полезно стартапам. Такая категоризация — это чуть ли не единственный фактор заметности, отстройки. Это позволит саккумулировать вокруг компании людей, миссии и принципы которой они разделяют; людей, которые не были «услышаны» большими бизнесами.

Позиционирование здесь является источником формирования визуального языка, который сразу проникает в интерфейс. Интерфейс адаптируется под запросы этой выделенной группы людей, и задача дизайнера — научиться говорить «нет» тем вещам, которые размывают исходную идентификацию бизнеса.

UX-копирайтинг и исследования

«Клиповость» заявлений

Дизайнер помогает бизнесу транслировать свои ценности через текст. Но все эти заявления должны быть «клиповыми». Текущее общество не заставишь долго изучать миссии, принципы и взаимосвязь всей экосистемы продукта. Любой месседж в аудиторию сводится к супер-короткой визуализированный мысли.

Запрос на UX-копирайтинг

Текст прямо влияет на опыт. Будет усиливаться запрос на UX-копирайтинг и на то, чтобы дизайнер умел делать микро-копирайтинг. Причем такой, который напрямую влияет на бизнес-показатели.

Умение выбирать и использовать язык аудитории

Тональность текста — это часть стратегии, и копирайтинг сильно влияет на персонализацию бизнеса в целом. Если аудитория говорит на языке «йоу» то и в интерфейсе должна быть схожая стилистика. Дизайнеру надо это понимать, чтобы говорить на одном языке с пользователями, чтобы они были услышаны и влюблялись в продукты, — а для этого надо прокачивать эмпатию и сопереживание к пользователям через исследования и аналитику. Оставаться адвокатом пользователя, а не быть только на стороне бизнеса.

Визуальные решения и UX-паттерны

Мнимая табличность, эстетика 30-ых и 70-ых и тактильное 3D

Behance продолжит насыщаться работами, построенными на маленьком количестве силовых линий, мнимой табличности. Дизайнеры в массе продолжат переваривать эстетику 30-х и 70-х годов. Чаще будем видеть в коммуникациях 3D-ассеты с еще большей тактильностью в графике, такой, чтобы человек мог почувствовать свежесть, текстуру и что находится там, в продукте.

Паттерны переходят из приложений в веб-среду и десктоп

В рамках UX-составляющей продолжится адаптация или прямое переиспользование привычных дизайн-паттернов из приложений в веб-среду, на десктоп в том числе.

  • Уже сейчас видим, как концепция сторисов может жить в вебе.

  • Вероятнее всего, вся навигация, особенно в мобильном вебе, переплывет вниз экрана. Причины понятны: экраны большие, тыкать внизу экрана на ссылку проще, чем перехватывать девайс и пытаться прицелиться в бургер. Вера в это подкрепляется в том числе вышедшим Safari на iOS 15, у которого адресная строка расположена по умолчанию внизу.

  • В мобильных интерфейсах все чаще будем встречать паттерн со шторами, плавающими экранами снизу, как в Яндекс.Такси.

Главный тренд — осознанность

Несмотря на все вышесказанное, главный тренд, лежащий в основе всего дизайна: «дизайн — это больше, чем сумма отдельных составляющих». Нельзя применить отдельные паттерны и тренды и заявить, что ты сделал что-то крутое.

Все эти трендовые решения уже давно озвучены на Dribbble, Awwwards или на том же Behance. Можно даже уже ничего не воспроизводить руками, а брать готовое из Figma Community.

Работа дизайнера — не про решения, которые живут вне контекста (иначе нас давно заменил бы GPT-3), а про поиск осознанного и правильного применения «коллекции решений», чтобы они не нарушали цельность бренда и экосистему бизнеса.

А это, в свою очередь, достигается только благодаря грамотному проектированию с постоянным переключением фокуса: от кнопки в приложении до продукта в целом. Только так дизайн может влиять на качество бизнеса, бесшовно интегрируясь в жизнь человека.

Артём Фёдоров, Дизайн-директор Red Collar

Нашей целью, как дизайнера, должно быть стремление к ясности коммуникации бизнеса и пользователя и осознанному использованию всех трендов. Чтобы люди не просто пользовались вещами и дизайном брендов, а начали любить взаимодействие с ним. Чувствовали, что это не только надежно, функционально и удобно, но и лично про них.

3131
5 комментариев

Согласен со всем, спасибо за хорошую статью)

1
Ответить

Хорошие точки для роста, согласна!

Ответить

🤝🏻

Ответить

Согласен со всем, спасибо за хорошую статью)

Ответить

слишком себе льстите - "Лучшее в мире digital-агентство по версии CSSDA"
Лучшее это Pivotal например, ну или Area 17, а вы так - на коленке студия.

Ответить