Навигационный шрифт Белгорода

Навигационный шрифт Белгорода

Пока 2021 год не кончился, надо успеть рассказать про 2020, а то совсем неприлично будет :)

Шрифт белгородских адресных табличек — один из самых красивых наших проектов 2020 года. Но выглядит он совершенно нетипично для навигационного шрифта. В этой статье рассказываем, как появился шрифт Belgorod и почему он такой.

Задача

С этим проектом к нам обратилась белгородская студия М207, которая по поручению мэрии города занималась разработкой адресных табличек. В процессе обсуждения прототипа возникла идея: для того, чтобы сделать таблички своеобразными и именно белгородскими, не добавлять на них графику, герб или рамку, а решить эту задачу с помощью шрифта. Собственного шрифта.

Таким образом, шрифт должен был работать сразу в двух направлениях:

  • Быть навигационным, то есть очень хорошо читаться с большого расстояния
  • Отражать характер Белгорода

У каких городов есть собственный шрифт?

Официально шрифты для навигационных или туристических целей в России есть (на 2021 год) у пяти городов. Это Москва, Пермь, Екатеринбург, Белгород и Ижевск. Неофициальные шрифты есть у Челябинска и Иркутска.

Навигационный шрифт Белгорода

Что такое навигационные шрифты и почему есть вариант лучше, чем Arial или Myriad?

Чем навигационные шрифты отличаются от всех остальных? В первую очередь – пропорциями. Навигационный шрифт должен хорошо читаться издалека. А значит, буквы должны выглядеть максимально крупными (насколько позволяет площадь таблички), не слипаться между собой, а их форма должна быть такой, чтобы читателю было сложно принять одну букву за другую (например, С за О). Как правило, у навигационного шрифта большие межбуквенные расстояния, открытые формы букв, а ещё он жирнее, чем шрифт для длинного текста. Широкие буквы выглядят крупнее, чем узкие той же высоты, но тут нужно искать баланс между видимым размером и реальной максимальной длиной таблички.

Названия улиц в городской навигации часто набирают ОДНИМИ ЗАГЛАВНЫМИ буквами, потому что они выше строчных. Но если набрать название строчными, то в целом у слова может получиться более узнаваемая форма, т. к. за счёт выносных элементов она будет отличаться от прямоугольника. Правда, чтобы в таком случае плюсы от узнаваемости формы перевесили минусы от уменьшения размера, строчные буквы в шрифте должны быть оченькрупными.

Поэтому обычно навигационный шрифт — это шрифт без засечек, с открытыми формами знаков, увеличенными межбуквенными расстояниями и крупными строчными буквами. Именно к таким пропорциям нужно было добавить белгородский характер.

Белгородский характер — что это?

Белгород – город с долгой историей. Первые поселения существовали там примерно с VIII века. Но из-за стратегического расположения на границе он несколько раз был полностью разрушен. Последний раз это случилось в Великую Отечественную войну. Это значит, что после 1943 года от застройки Белгорода не осталось почти ничего, сейчас в центре города есть всего несколько старых зданий. Город был перестроен почти с нуля в 40-е–60-е годы XX века. Поэтому в центре встречаются очень широкие улицы.

Навигационный шрифт Белгорода

Кроме того, город находится на юго-западной границе России, очень близко к Украине и её каллиграфической традиции — одному из вариантов скорописи. Правда, скоропись в её реальном историческом виде мало подходит для навигации в современном городе.

Скоропись XVII века
Скоропись XVII века

Поэтому в белгородский шрифт нужно было добавить каллиграфических мотивов, но не в явной форме. Характерный пример шрифта, основанного на каллиграфии, но при этом современного и без привязки к конкретному историческому периоду – это Dolly студии Underware. Именно такую каллиграфию можно внедрить в современный шрифт.

Белгород — один из самых чистых и ухоженных городов в России. Нам было важно передать стремление его жителей к красоте и любовь к своему городу. А ещё сделать так, чтобы таблички создавали ощущение исторического города, но при этом естественно выглядели на современных зданиях.

Синтез истории и навигации

Бывают ли навигационные шрифты с явным историческим характером? Да, например, шрифт Герарда Унгера Capitolium – редкий случай использования антиквы в навигации. Capitolium был сделан специально для исторического центра Рима, чтобы соответствовать античной архитектуре и римским монументальным надписям.

Указатель, набранный шрифтом Capitolium, на фоне классического примера римского монументального письма — постамента колонны Траяна
Указатель, набранный шрифтом Capitolium, на фоне классического примера римского монументального письма — постамента колонны Траяна

Но вряд ли антиква в чистом виде будет хорошо смотреться в Белгороде, который не имеет такой характерной исторической застройки.

А где ещё в максимально функциональных шрифтах встречаются засечки или что-нибудь похожее? В шрифтах для мелкого кегля: чтобы в буквах высотой 1–2 миллиметра были лучше видны окончания штрихов, там часто делают утолщения, немного похожие на засечки.

Шрифты для телефонный справочников французского дизайнера середины XX века Ладисласа Манделя (Ladislas Mandel). Слева макрофото <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Ftypofonderie%2F&postId=341304" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ж.-Ф. Поршеза</a>, справа слайд из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D0uvCsoHR5CA&postId=341304" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">лекции</a> Алисы Савуа и Дорины Созе на конференции ATypI
Шрифты для телефонный справочников французского дизайнера середины XX века Ладисласа Манделя (Ladislas Mandel). Слева макрофото Ж.-Ф. Поршеза, справа слайд из лекции Алисы Савуа и Дорины Созе на конференции ATypI

У навигационных и мелкокегельных шрифтов довольно много общих черт, ведь, по сути, и там и там нужно сделать буквы визуально крупнее, чтобы их легче было прочитать. Вот что получается, если сравнить мелкокегельные и навигационные шрифты.

Общее:

  • пропорции букв: высокие строчные знаки и короткие выносные элементы
  • открытые формы букв
  • увеличенные межбуквенные расстояния
  • увеличенная жирность

Отличия:

  • искажения в форме мелкокегельных шрифтов, чтобы скомпенсировать возможные проблемы при печати
  • наличие/отсутствие ярко выраженных ловушек для краски
Специфические искажения формы букв, чтобы при печати в мелком размере на газетной бумаге шрифт выглядел естественно, на примере работ Ладисласа Манделя. Материал из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D0uvCsoHR5CA&postId=341304" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">лекции</a> Алисы Савуа и Дорины Созе на конференции ATypI
Специфические искажения формы букв, чтобы при печати в мелком размере на газетной бумаге шрифт выглядел естественно, на примере работ Ладисласа Манделя. Материал из лекции Алисы Савуа и Дорины Созе на конференции ATypI

Один из самых самых интересных примеров мелкокегельных шрифтов, сделанных уже в цифровую эпоху – Minuscule (Thomas Huot-Marchand, 2001). У него несколько вариантов рисунка для печати кеглем от 2 до 6 пунктов: чем мельче должен быть шрифт, тем резче и упрощённее становятся формы знаков.

В начертании для самого мелкого размера буква «о» превращается в квадратик (вторая строка сверху)
В начертании для самого мелкого размера буква «о» превращается в квадратик (вторая строка сверху)

При этом начертание, предназначенное для высоты буквы в миллиметр, очень эффектно выглядит при сильном увеличении.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ffontsinuse.com%2Fuses%2F19045%2Fchateau-d-auxonne&postId=341304" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Айдентика и навигация</a> в замке Auxonne во Франции, в главной роли то самое начертание шрифта Minuscule.
Айдентика и навигация в замке Auxonne во Франции, в главной роли то самое начертание шрифта Minuscule.

А это как раз то, что нужно для сочетания функциональности и характера! Поэтому мы решили сделать шрифт таким, чтобы издалека он выглядел абсолютно функциональным (за счёт навигационных пропорций), а при рассматривании вблизи проявлялись бы исторические и каллиграфические черты.

В итоге формулировка задачи получилась такая:

  • Навигационные пропорции.
  • Намёк на историю и благородство из-за отсылки к римскому монументальному письму — разноширинность заглавных букв и едва наметившиеся засечки.
  • Каллиграфическая основа — гуманистический минускул (европейский почерк эпохи Возрождения, который лежит в основе всех антикв).
  • Повод использовать строчные буквы — чтобы плюсы их применения (более характерная форма слова, небанальность решения в целом) перевешивали возможные минусы (меньший размер букв по сравнению с набором одними прописными). Поэтому строчные очень крупные, но при этом достаточно узкие. А прописные довольно широкие, т.е. используя строчные, мы как бы экономим место на табличке.
Навигационный шрифт Белгорода

Работа над шрифтом

Первые эскизы белгородского навигационного шрифта. Рассказ о них можно послушать <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D70ZvFJJ_x3Y&postId=341304" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>
Первые эскизы белгородского навигационного шрифта. Рассказ о них можно послушать здесь

Лучший способ разрабатывать шрифт для конкретной цели — сразу тестировать его в реальном макете. Начиная с первого десятка букв, из которых можно было собрать два или три названия белгородских улиц, дизайнеры из М207 делали прототипы адресных табличек с новым шрифтом. Таким образом, можно было моментально корректировать буквы или макеты. У них в студии появилась целая стена с примерами старых табличек и тестовыми версиями новых.

Навигационный шрифт Белгорода

Например высоту верхнего выносного элемента буквы «б» мы подбирали на реальном макете, чтобы хвост «б» точно не пересекался со словом «улица», расположенным над названием. Для этого пришлось найти реальное название улицы, в котором буква «б» шла бы второй или третьей по порядку. Так среди тестовых табличек появилась улица Губкина.

Если бы это был переулок Губкина, а не улица, то хвост «б» пришлось бы делать короче :)
Если бы это был переулок Губкина, а не улица, то хвост «б» пришлось бы делать короче :)

Кроме букв, в навигационном шрифте очень важны цифры и стрелки, а ещё могут понадобиться надстрочные формы букв — чтобы набирать адреса типа 10А или 23Б. В Белгороде есть дома с литерами Ж, З и даже М и Н.

Навигационный шрифт Белгорода

При работе над цифрами оказалось, что в городе довольно много домов с длинными дробными номерами. Основные цифры в шрифте — легко читаемые, но широкие, в дробных номерах они занимают слишком много места. Есть два способа сделать дробный номер компактнее: либо использовать дробные цифры (уменьшенные и стоящие на разном уровне), либо сделать специальный комплект цифр — в полный рост, но более узких. Оказалось, что оба варианта дают примерно одинаковую экономию места, поэтому мы остановились на высоких узких цифрах — они крупнее, а значит, лучше читаются с большого расстояния.

Навигационный шрифт Белгорода

В итоге получился необычный (для навигационного) и очень красивый шрифт. Вот некоторые его характерные особенности:

  • Сложные, живые формы букв вместо привычных для навигации упрощённых.
Навигационный шрифт Белгорода
  • Небольшой контраст тонких и толстых штрихов и едва заметные засечки. Благодаря этому издалека шрифт кажется открытым гротеском, а вблизи становится похожим на антикву.
  • Наклонные оси овалов и другие следы гуманистической каллиграфии, особенно заметные в строчных буквах.
Навигационный шрифт Белгорода
  • Слегка оквадраченные овалы, чтобы сделать буквы чуть крупнее.
Навигационный шрифт Белгорода

Это знаковый состав шрифта Belgorod. Чтобы уложиться в бюджет и сроки, мы не стали делать те знаки, которые, скорее всего, не понадобятся для адресных табличек и туристической навигации, и подобрали такие параметры шрифта, которые позволили обойтись одним начертанием. Разработка шрифта в целом заняла три месяца, но способ тестирования на реальных макетах позволил работать над шрифтом и табличками параллельно, а не начинать делать аншлаги только после сдачи шрифта.

Навигационный шрифт Белгорода

Мешает ли характер белгородского шрифта удобочитаемости? Нет, потому что характер проявляется только в мелочах, при этом у шрифта есть весь функционал навигационного. Например, если мы сравним белгородский шрифт со знакомым всем Arial, то увидим, что при одинаковой высоте прописной буквы он выглядит гораздо крупнее, а значит, его можно прочитать с большего расстояния.

Навигационный шрифт Белгорода

При сравнении первого прототипа табличек с итоговым макетом тоже заметно, что буквы стали крупнее, хотя размер таблички не увеличился.

Навигационный шрифт Белгорода

Для разных улиц и типов домов есть три типа макетов. Буквы вырезаны из матового акрила и приклеены к светлой основе.

Навигационный шрифт Белгорода
Навигационный шрифт Белгорода
Навигационный шрифт Белгорода

Первые несколько табличек повесили на дома уже в конце 2020 года. В 2021 году аншлаги поменяли разом на всех государственных учреждениях, а на всех остальных домах новые таблички появляются постепенно.

Навигационный шрифт Белгорода

Над статьёй работали Александра Королькова, Ирина Вингерманн, Евгения Тюрикова

3030
8 комментариев

безвкусно как то

Это классика. Люди месяцами придумывают шрифт, стараются, рисуют, согласовывают, теперь им будут писать таблички в городе — большое дело. Прохожий, по диагонали пробежав текст, цедит "отстой" =)

5

Простите, а можете написать, что это за единственное здание сохранилось в центре? А то я не первый год вожу экскурсии для знакомых и друзей по историческому центру Белгорода (живу здесь). Рассказываю им о Смоленском соборе, заложенном в 1727 году, доме Вейнбаума постройки конца XIX века, кинотеатре «Орион», построенном в 1910 году, и других старинных домах. И не в курсе даже, что здание осталось всего одно :)

Ну и заявление про очень широкие улицы в городе смелое, конечно.

1

Спасибо большое за уточнение, видимо, фраза в стиле «чуть ли не одно старинное здание» постепенно в голове трансформировалась в «одно старинное здание» :)

Хорошая работа, интересный шрифт. Смутил пример с преимуществами:

«При сравнении первого прототипа табличек с итоговым макетом тоже заметно, что буквы стали крупнее, хотя размер таблички не увеличился.»

Ведь размеры букв увеличились не за счет изменения шрифта, а при помощи других приемов.

Там несколько приёмов в комплексе — убрали рамку, увеличили кегль шрифта, плюс специфические пропорции и жирность. Т.е. если бы без рамки и в том же размере название было набрано PT Sans (шрифтом с прототипа таблички), оно бы выглядело крупнее, чем на прототипе, но мельче, чем итоговый вариант.

А можно-ли узнать название шрифта для Белгородских аншлагов?