«Двойной бриллиант» в дизайне

Советы по применению инструмента для организации рабочего процесса.

Меня зовут Игнат Смирнов, сегодня я хочу рассказать об одном подходе к работе над продуктом, о котором узнал сравнительно недавно, но он уже дал свои плоды при использовании как в основной работе, так и в работе над сайд-проектами.

У каждого дизайнера есть свои особенности в организации рабочего процесса. Но есть вещи, которые являются общими для всех, чем бы вы не занимались. Британский Совет по Дизайну (British Design Council) исследовал и собрал все эти вещи вместе. В итоге получился инструмент, который может помочь не только дизайнерам, но и менеджерам проекта в организации, структурировании и управлении проектами. Этот инструмент получил название «Двойной бриллиант» (Double Diamond).

Суть подхода

«Двойной бриллиант» помогает не только понять проблемы и задачи бизнеса, но и подобрать для них правильные творческие и инновационные решения. При использовании этого подхода вы будете применять сразу два типа мышления: дивергентное и конвергентное.

Дивергентным мышлением называется такое мышление, когда вы можете широко взглянуть на проблему, абстрагироваться от конкретной задачи и взглянуть на вещи иначе.

Конвергентное мышление — такой тип мышления, когда вы, наоборот, возвращаете фокус и выделяете одну или две ключевые проблемы и их решения.

Сам подход включает в себя четыре этапа:

  • определение потребностей пользователей или клиентов (discover);
  • определение основных потребностей (define);
  • разработка потенциальных решений этих потребностей (develop);
  • выделение и доставка наиболее жизнеспособных решений (deliver).
Схема «Двойного бриллианта»
Схема «Двойного бриллианта»

Давайте подробнее разберёмся с каждым из них, а также рассмотрим некоторые приёмы, как всё это может использоваться в работе.

Определение потребностей заказчика (discover)

Самый первый этап, на котором мы применяем дивергентное мышление. На этом этапе мы без каких-либо ограничений рассматриваем всё, что может касаться пользователя. Используйте эмпатию. Пообщайтесь с ними, понаблюдайте за тем, как и где они пользуются вашими продуктами, выслушайте их. На основе этих исследований вы сможете составить карты эмпатии (empathy maps) и пользовательских сценариев (customer journeys).

Карты эмпатии

Позволяют зафиксировать, что пользователь говорит о продукте, что он делает, что думает и чувствует, что слышит и видит. Не придумывайте ничего, просто записывайте за ним. Для этого можно использовать вот такой шаблон:

Шаблон карты эмпатии
Шаблон карты эмпатии

Карты пользовательских сценариев

Следующим шагом мы разрабатываем карты с основными сценариями действия наших пользователей: отмечаем, какие действия они совершают в течение времени и отмечаем основные пункты. Должен получиться некий таймлайн, на котором отмечены все действия пользователя с продуктом, а также места, инструменты и люди, с которыми он взаимодействует.

Карта пользовательских сценариев
Карта пользовательских сценариев

Определение основных потребностей (define)

Теперь, когда мы понимаем, как пользователи взаимодействуют с нашим продуктом, самое время применить конвергентное мышление. Это значит, что мы должны сосредоточиться на ключевых элементах, которые отметили в пользовательском сценарии.

Рассматриваем как положительные, так и отрицательные моменты, а затем на командном голосовании выносим основные из них, которые требуют решения. Существует несколько подходов, которые помогут сделать это правильно.

Розы и шипы (roses & thorns)

В этом упражнении мы выделяем основные положительные моменты (розы) и боли (шипы) прямо на карте пользовательского сценария. Для этого будем использовать цвета: красный для выделения положительных моментов и синий для выделения болей.

Розы и шипы
Розы и шипы

HMW (how might we): как мы можем

Возьмите болевые точки (шипы), полученные на предыдущем этапе, и переформулируйте их в вопросы, которые предстоит решить. Постарайтесь глобализировать эти вопросы. Например, вместо вопроса: «Как мы можем заставить людей прекратить использование мобильного телефона в кино?», можно спросить: «Как мы можем с помощью людей, использующих мобильные телефоны, улучшить опыт (UX) других людей?».

Вместо того, чтобы прекращать использование, мы можем сконцентрироваться на основных проблемах (отвлекающих факторах).

Разработка потенциальных решений этих потребностей (develop)

Отлично, мы уже прошли половину пути, теперь нам предстоит решить проблемы, выявленные на предыдущих этапах. На этом этапе мы снова будем использовать дивергентное мышление. Начинаем процесс придумывания идей. Они могут быть любыми: суперинновационными, творческими и причудливыми. Чем больше вы сможете придумать — тем лучше.

Генерация идей: креативная матрица (creative matrix)

Давайте разберём один из способов генерации идей. Берём наши вопросы HMW и на их основе собираем креативную матрицу. Рисуем табличку: по горизонтали будут расположены наши вопросы, а по вертикали различные темы: люди, технологии, социальные сети, игры и другое.

Чем больше тем вы охватите — тем больше нестандартных решений сможете нагенерить. Всё как в морском бое: берёте вопрос, берёте тему и на их пересечении придумываете идеи. Помните, плохих идей нет — на этом этапе важно количество, а не качество.

Креативная матрица
Креативная матрица

Выделение и доставка наиболее жизнеспособных решений (deliver)

Последний шаг, где мы вновь вернёмся к конвергентному мышлению. На этом этапе необходимо понять, какие из наших идей наиболее жизнеспособны, реализуемы и удовлетворяют запросам пользователей. Собираемся всей командой и голосуем, какие проблемы и при помощи каких идей мы можем решить.

Визуальное голосование

Пусть каждый проголосует максимум за две идеи из матрицы, созданной ранее. Отберите идеи, которые собрали максимальное количество голосов, и обсудите, можно ли это как-то улучшить.

Визуальное голосование
Визуальное голосование

Импровизация: да и…

Главное правило импровизации — никогда не говорите «нет». Продолжайте разговор только с фразы: «Да и…», так вы сможете добавить что-то к идее, улучшить и развить её.

Матрица влияния и сложности (impact vs. difficulty)

Теперь, когда мы полностью обсудили желаемое, настало время сконцентрироваться на основных решениях. Сделайте новую матрицу, где вы сможете разбросать свои идеи по степени влияния на продукт и сложности реализации. Эта визуализация поможет нам избавиться от сложных задач с низким уровнем влияния и поможет сконцентрироваться на по-настоящему важных.

Матрица влияния и сложности
Матрица влияния и сложности

Итого

Метод «Двойного бриллианта» помогает разносторонне посмотреть на бизнес, выделить пользовательские проблемы и придумать идеи их решения. Метод использует два стиля мышления: дивергентное и конвергентное, что позволяет выйти за привычные рамки. Проходит в четыре этапа:

  • Собираем все, даже незначительные проблемы.
  • Концентрируемся на основных из них.
  • Генерируем любые идеи для решения этих проблем — чем больше, тем лучше.
  • Выбираем наиболее жизнеспособные из них, используем матрицу влияния и сложности.
1919
Начать дискуссию