Руководители российских корпораций о будущем дизайна: к чему готовиться
Держим руку на пульсе российского дизайн-рынка. В Pragmatica поговорили с руководителями дизайн-отделов СДЭК, Ситимобил, Skysmart, Ozon, МТС, Тинькофф и сооснователем Red_mad_robot о будущем индустрии. Без отчаяния и с верой в новое начало.
Внутри ответы на животрепещущие вопросы: как изменится индустрия дизайна, какие дизайнеры будут востребованы на рынке и что делают руководители для поддержки себя и команды.
Что происходит с дизайн-отделом в вашей компании?
Работы прибавилось
Для дизайнеров в СДЭК работы прибавилось. У нас многие компании оставили позиции по логистике и доставке. Крупные игроки уходят с рынка, мы стараемся занять эти ниши, появляется много новых продуктов.
Изменений немного
Особых изменений сейчас у нас не произошло. Мы по-прежнему нанимаем сотрудников, развиваем свои цифровые сервисы. Думаем о том, как развивать дизайн-сообщество. Эмоционально ребята стараются поддерживать друг друга. Стало чуть больше сотрудников, перешедших на удалённый формат работы. И все переживают о доступности Фигмы и других инструментов.
В начале года у нас случилась резкая переориентация на международный рынок, за чем последовали реструктуризация и оптимизация. Так что мы под санкциями с января. Поэтому именно для дизайн-отдела академического юнита изменений немного. Если не считать планов на грейдирование, которые переехали на следующие кварталы.
Готовы к новым вызовам
Ещё неделю назад мы строили планы по дальнейшему развитию команды дизайна, настраивали процессы, а теперь мы закрываемся : ) Я привык смотреть на любые события в жизни, как на новые задачи. То же самое транслирую своим дизайнерам. Это новый вызов. Новое испытание. Его надо пройти.
Как ваша команда справляется с ситуацией?
Больше общения и больше работы
Сейчас очень важно поддерживать друг друга, чем мы и занимаемся. Стараемся больше общаться и больше работать, ведь работа не только отвелекает, но и помогает людям, которые пользуются результатом нашей работы.
Я стараюсь постоянно проводить индивидуальные встречи с дизайнерами. Рассказываю о своём опыте. Мы говорим честно. Дизайнеру важно почувствовать живое общение, искренность, поддержку, а не вылизанный пресс-релиз.
Ещё мы справляемся с помощью работы. Повар должен готовить. Учитель должен учить. Дизайнер продукта — проектировать и развивать свой продукт. Это лучшее, что можно придумать не только сейчас, но и вообще в любой ситуации. Делай, что должен. И будь, что будет!
Информационная гигиена и поддержка дизайнеров
Я плохой руководитель, ничего экстраординарного не делал. Стараюсь придерживаться гигиены:
- не паниковать самому,
- не распространять чужую тревогу дальше,
- максимально фокусироваться на проектах,
- поменьше планировать среднесрочно и не пытаться контролировать то, что не могу,
- давать ребятам столько оплачиваемых выходных, сколько нужно.
Мы делаем всё возможное, чтобы дизайнеры чувствовали себя уверенно и могли работать, не смотря ни на что. Организовали автоматический бэкап всех макетов из Фигмы. Постоянно держим связь с Фигмой и другими компаниями, чтобы быть готовыми к изменениям. А наш дизайн-директор Алексей Чупин открыл возможность ставить встречи с ним 1 на 1 со всеми дизайнерами, а их у нас 180 человек. Для обсуждения любых вопросов.
Чтобы чувствовать себя спокойно, лично я повторяю себе: «Делай, что можешь, и будь, что будет». А ещё ощутимо сократила присутствие социальных сетей.
Для сохранения спокойствия советую собственный опыт: меньше читать новости, избирательнее подходить к выбору контента, стараться не сидеть в соцсетях, больше заниматься спортом и сконцентрироваться на целях, которые не зависят от обстоятельств.
Кто из дизайнеров сейчас особенно нужен на рынке?
Тренд на UX-дизайнеров
На рынке нужны продуктовые дизайнеры, умеющие проводить UX-тестирования и UX-исследования. Сейчас, когда ошибок допускать практически нельзя, цифры, отчеты о проведенных тестированиях перед запуском будут играть решающую роль.
Всегда не хватало хороших UX-дизайнеров уровня middle, middle+. А из-за того, что многие уехали, такие специалисты нужны ещё сильнее. Кроме того, рынку требуются фрилансеры, потому что из-за сложившейся ситуации многие рабочие процессы нарушились.
Внимание soft skills
Многие компании сейчас, если не остановили найм, то существенно его замедлили, пережидая текущую ситуацию. Поэтому подходить к найму будут более скрупулезно, чем раньше. Вероятнее всего, при поиске кадров, компании будут уделять много внимания soft skills кандидатов. Компаниям важно подбирать сотрудников, которые смогут стабильно выдавать результат вне зависимости от происходящего.
Как всегда на рынке нужны талантливые дизайнеры, которые любят свою работу и стараются в ней развиваться. Этот набор навыков будет актуальным, вне зависимости от внешних факторов.
Неоднозначный прогноз на графический дизайн
Дизайнеры продукта будут невероятно востребованы в следующие несколько лет. Любой продукт нуждается в обслуживании, рекламе, брендинге. Поэтому графические дизайнеры тоже не останутся без работы.
Могу с уверенностью сказать, что всё ещё будут востребованы UX/UI дизайнеры. Потому что менее цифровым мир и Россия не становится. Такая потребность была, тренд был на увеличение. Сейчас я думаю, что этот тренд только усилится.
Печальной будет обстановка в сфере графического дизайна и брендинга. Новые бизнесы не так активно будут открываться, спрос на айдентику и логотипы уменьшится.
Как сейчас изменится ситуация у дизайн-комьюнити и индустрии в целом?
Тренд на азиатский дизайн
Я думаю, что в дизайн-сфере сейчас произойдет стагнация в решениях и дизайн-экспериментах. Будет выдержана пауза. Затем будет больше взаимодействия с восточным рынком: Малайзией, Южной Кореей, Китаем, Саудовской Аравией, ОАЭ.
Дизайнерам стоит изучить, как работают паттерны в азиатских странах. Загляните в южно-корейский YouTube или в китайский WeChat. После этого, скорее всего, начнётся новый виток дизайна.
Небывалый всплеск в IT
Я более чем уверен, что текущая ситуация сгенерит небывалый всплеск в IT. Страна столкнулась с серьезными ограничениями. Потребность в продуктах, которых лишили российских пользователей, никуда не денется. Это значит, что российские компании будут разрабатывать аналоги, придумывать новые продукты, адаптировать свои текущие решения под новые реалии. Это работа. Это новые вызовы. Это очень интересно. Пристегните ремни.
Миграция кадров
Сфера дизайна на пороге больших изменений, которые будут связаны с кризисом, переездом многих русских дизайнеров и с появлением новых людей в индустрии, которые сменили профессию. Уверен, эти изменения помогут нам развиваться: комьюнити станет глобальнее, а дизайнеры станут придирчивее выбирать место работы. Однако до этого нам все же придется пройти этап стагнации.
Очевидно, что будет миграция кадров между компаниями и проектами. Думаю, что появятся новые продукты и ниши. Ушло большое количество зарубежных продуктов и, кажется, это шанс для развития чего-то нового.
Что воодушевляющего сейчас можно сказать всем дизайнерам?
Не паникуйте
Дизайнерам я рекомендую, во-первых, не паниковать и не унывать. Ксенофобия и неприязнь ко всему русскому здорово прокачает нашу эмпатию. И может, мы, наконец, перестанем стесняться друг друга за границей, начнем создавать большое интернациональное коммьюнити взаимоподдержки для всех, кому важно оставаться в поле русской культуры.
Подумайте о пользователях
Занимайтесь тем, что у вас лучше всего получается, проявляйте эмпатию к своим пользователям, им сейчас это нужно, как никогда.
Вкладывайте в себя и развивайтесь
Я уверен, что работы дизайнерам хватит, и сейчас нужно вкладывать в себя. Прежде всего развивать свои экспертизы в UX-ресерче, вёрстке, учить английский. Я думаю, высококлассным профессионалам без работы точно сидеть не придётся.
Это далеко не первый кризис. И не самый ужасный с экономической точки зрения, как пытаются внушить нам СМИ. Всё, что нужно сделать вам — это поменять свой взгляд. Посмотрите на ситуацию, как на возможность. Не замыкайтесь, двигайтесь вперёд. Действуйте.
Множество компаний продолжают найм сотрудников, нам по-прежнему не хватает талантливых дизайнеров. Поэтому учитесь, развивайтесь вкладывайте в себя, работы будет очень много!
Любой кризис когда-нибудь заканчивается. Надеемся, эта статья поможет вам в принятии решений и выборе дальнейшего пути развития.
А как ваша компания переносит кризис? Как думаете, что ожидает российскую дизайн-сферу в ближайшем будущем? Ждём ваши версии в комментариях.
"UX-экосистемы в МТС"
это же трындец. Люди модные слова вставляют уже куда не попадя .. .
Head of Business Design
Стесняюсь спросить, а что такое Business Design?
UX-chapter Lead в СДЭК - я так ржал. Простите, где СДЭК, а где дизайн :-)
Комментарий удален модератором
Уважаемая редакция, Касимову передайте пожалуйста, что его компания закрылась. Неудобно получается,как в детстве, наверное каждый из нас хотя бы разок собирался в школу в воскресенье. Некоторые, на глазах изумленных вахтеров, успевали переобуться в сменку..
так он же в статье сам пишет, что компания закрывается, здесь же есть это)
Погодите-ка, ещё не закрылась — 15 апреля закроются же! Что даёт право Касимову рассуждать от имени компании ещё 9 дней, ахахах!
хаахахаххаах, подколол)
"Компаниям важно подбирать сотрудников, которые смогут стабильно выдавать результат вне зависимости от происходящего."
Спасибо, идите нахер
Дизайнерам нужно обходить такие компании стороной
Да, в озоне это почему-то называется «софт скилз»)
Спасибо, очень любопытный документ эпохи, сделал много скриншотов. Через несколько недель в Украине погибнут ещё тысячи невинных людей, в России репрессируют и покалечат ещё сотни или тысячи, перестанут летать самолёты, остановится большинство предприятий, а довольные собой IT-менеджеры рассуждают о том, что не надо читать новости и сколько интересных проектов у них впереди. Нарочно не придумаешь.
Всё так,но жизнь не остановилась , даже если так кажется. Обязательства , кредиты, дети и много чего другого. Со многим тут в статье не соглашусь ,но как бы не хотелось утрировать что «это конец» - жизнь продолжается, продолжается она и на западе Украины, люди ходят в кафе, ходят на работу потому что «жрать нужно всем», и по другую сторону точно так же. Кто сказал что они «довольные» ? Они на то и менеджеры, а не пахари, что в кризис привыкли работать.
Когда-то услышала фразу которая мне засела на всегда «пробовать что-то делать нужно не пока увидишь результат, а пока есть планы» и признаюсь это столько раз мне помогало в жизни не слить все.
Есть план - нужно пробовать, нет плана - бросай, игра слита.так вот и здесь
Непонятно про план. Пробовать делать в смысле именно что пробовать… но иметь план, а не пока результаты…. Можете разъяснить?
Ну на примере статьи, когда все выглядить очень "не очень" и многие начинают задаваться вопросом " в какой же момент наступает это - все пропало? что и делать ничего не стоит" мой ответ " пока есть план как что-то исправить".
Многие начинающие предприниматели ищут ту самую точку когда лучше все кинуть, и заняться чем-то другим/уйти хоть с чем-то, мой же совет - та самая точка это момент пока есть план как все исправить.
Честно говоря, понятнее не стало. Но если вам помогает, то что ж.
Обалдеть. позитивные комментарии на виси. Приятно почитать заявление людей которые реально чем-то занимаются
Дизайнеры немного по-другому видят мир.
твой танк слишком розовый...
PANTONE 1905 U.
Личный кабинет для бизнеса у СДЭК режет глаза, последние 3 года там особо ничего не произошло, у них серьезно есть дизайн отдел ?)
Эх, ещё бы подтянуть подобный заряд у наших ученных и инженеров, которые остались. С точки зрения предприимчивости и интеллектуального "взлома реальности", нынешние условия – это супер челлендж для всех.
Почему в списке нет...
производителей кирпича, цемента, стали ..... и т.д.
видимо им некогда такой х..ей страдать??
Я пропустил момент, когда на VC перестали пить смуззи?
мы не брали у них комментарии
Они все на яндекс дзене
есть интересные мысли, есть крутые размышления на тему, куда лучше расти сейчас. очень много поддержки в статье, спасибо!
внезапно положительный комментарий на vc
пусть это будет моя суперсила
кто все эти люди?
Какой эквивалент у должности “арт-директор” зарубежом? Head of design?
Или Chief Design Officer, наверное
Если у дизайнеров ничего не изменилось, значит они ничего и не делали =)
Отличная статья - особенно понравились высказывания Артура Касимова, человек не боится будущего , видит случившееся как возможность. Хорошо с таким человеком быть знакомым, а еще лучше запустить како-нибудь стартап, ведь он чертовски прав. Ну закрылись и что ? плакать сидеть? )
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Ахаахах, конечно, если уже есть место в компании, то всё более менее хорошо, а если был на фрилансе, то всё, трынцед. Заказов не стало, куча людей переключилась с западного рынка на внутренний, конкуренция теперь огромная. Про вакансии вообще молчу, в 5-6 раз конкурс стал больше
так я всегда говорил, что фриланс это так себе решение :)
Вот да, тоже хотел про фрилансеров написать, есть пара знакомых. У них сейчас сложности большие, осооообенно конкуренция. Нужно очень быстро реагировать и подстраиваться по реалии иначе пропадёшь
я бы не сказал, что у студий как-то иначе, все тоже сильно усложнилось. Фрилансеры не одиноки в этом смысле
Не знаю, а что конкурировать-то за три копейки? Я про фрилансеров больше. Можно просто на другую работу устроиться же, пусть временно, не? А будет выгодное что, удачный момент какой - вперед, обратно) Я вот так и сделал, расставляю баночки в магазине по ночам, 3х3, насколько же работа проще ппц и по денегам сильно стабильнее чем фриланс)) Но я не из-за спецоперации и санкций ушел, еще раньше, сейчас просто мониторю что происходит, жду тот самый удачный момент, мб он и не настанет никогда - да и бг с ним. Будем честны, в регионах зп дизайнера 20-25к в основном, у меня в магазике 31 на руки ахах) Комьюнити не состоит только из топов, большинство дизайнеров обычные работяги в типухах, местечковых агентствах, разных локальных фирмах и тд, они просто хотят заниматься любимым делом и по жизни, так сказать, кайфовать, уделять время семье, друзьям, гулять, ездить там куда-то и так далее. А не дрочить очередную прогу, что-то там очередному заказчику объяснять, который считает, что ты вообще бесплатно должен работать (фриланс-площадки, привет)), ведь тебе же нравится работа, не тратить свою жизнь на погоню за пятихаткой лишней, ну смешно же, тю) Дизайн за последние года имхо только теряет людей, все, у кого я учился, уже не занимаются дизайном, ну кроме известных и крутых. Уходят люди с 5-7-10 годами опыта, уходят как в смежные, так и вообще другие области. Один знакомый ведущим на свадьбах и корпоратах стал ахах + сам себе пилит и держит сайт, пилит контент, у него норм получалось, не топ, но выше среднего, несколько лет уж как этот мой знакомый ушел с рынка, объяснил тем, что "устал от специфики работы". И так многие. Работа - она про "максимально меньше времени работы за максимально большие деньги", не у всех же свои проекты и тд, кто за 20-30к будет вообще во что-то там вникать, "развиваться"? Дизайн, в большинстве своем, тупо по оплате и трудозатратам проигрывает туевой хуче других работ, так сказать, где обычные работяги работают вообще почти без навыков, даже подай-принеси банальное. И не надо тут про любовь и тд, работа это про деньги. Любишь там что-то - пили своё, кто ж мешает. В общем, как-то так. Пишу чисто со своей региональной колокольни, Лебедева из себя не строю, я просто хотел делать самый обычный дизайн за самые обычные деньги, но тут так не работает, видимо и это много о профессии в целом говорит. Я не собираюсь доплачивать за свою же работу ни деньгами (недополученными), ни временем, лишь бы, ойой, кококо, "астацанарынкилюбойценой". Это глупость и максимализм. Всем спасибо, кто дочитал, всем удачи и сил.
Комментарий недоступен