Что такое антидизайн: часть первая

Сегодня я почувствовал, что пришёл к базовому пониманию антидизайна. Я в нём не разбираюсь, но очень хочу — для этого и пишу. Эта заметка — попытка самому себе объяснить сложную тему. Я постараюсь на примере показать, как работает дизайн и антидизайн. Внимание, у меня может не получиться. Я буду путать термины, подменять понятия и не попадать в логику — это поток.

Откуда берётся плохой дизайн

Я начал свою карьеру в дизайне с фотографирования всякого ужаса — бездушной вёрстки, страшных логотипов, смешных сайтов. Так взращивал в себе зануду, которой не живётся в мире плохого дизайна. Как только я начал познавать базовые правила типографики и вёрстки, мне стало трудно выходить на улицу.

Раньше я не замечал того, что творится с нашими городами. С приходом в дизайн мне стало физически тошно смотреть на объёмы навоза, который слоился из каждой вывески. В заметке о проклятье я писал:

Я больше не могу спокойно ехать в автобусе и думать о таких вещах, как личная жизнь, учёба или работа. Еду и смотрю на дизайн. Смотрю на людей, что взаимодействуют в условиях, заложниками которых оказались.

И ведь это действительно так, без капли преувеличения. Первый год в профессии я мучился и смотрел на всё вокруг. Без специальных знаний или высшего образования я понимал базу, которая позволяла иметь хоть какое-то представление о хорошем дизайне. Я не вижу прекрасных зданий, изящных улиц и волшебных парков. Я вижу жесть, от которой чувствуешь себя опустошённым.

После заметки о самой глупой странице «Яндекса» я начал думать о плохих решениях — почему они возникают? Это же просто бессмысленно: создавать дерьмо в таком количестве.

Что такое антидизайн: часть первая

Как получается плохой результат? Как дизайнер приходит к нему? Как он пропускает его сквозь себя? Как пропускают в типографии, офисе и прочих контрольных точках?

Я начал думать в этом направлении, но от обратного. А что, если дизайнеры знают правила и нарушают их специально? Я понимаю, что в таком случае отличить плохого дизайнера от хорошего становится труднее. Но почему отвратительный дизайн существует в таком количестве? Видимо, хороших всё же меньше. Я подумал некоторое время и предположил, что ужасный дизайн работает.

Ничего с этим не поделать — он работает, и всё тут. Наши люди привыкли к плохой вёрстке и воспринимают её как «свою». Модный, новый, инновационный, странный и прочие дизайны не работает с ними. Они его не принимают и не понимают.

Умышленное создание «своего» отвратного дизайна — результат кропотливой работы. Конечно, на это влияет вкус, воспитание и скилл. Мы к этому вернёмся чуть позже, давайте сначала разберёмся с обычным дизайном.

Займёмся дизайном

А теперь задумаемся. Плохого дизайна было бы в два раза меньше, если бы он не работал. В большей степени остался бы «нормальный». Плохой результат появляется по разным причинам — я не собираюсь говорить об очевидных: незнание правил вёрстки, отсутствие вкуса и прочее. Расскажу о дизайне, который делается плохим сознательно.

Возьмём эти две работы.

Что такое антидизайн: часть первая

Это объявление в маршрутке — до и после. Объявление должно помогать людям в экстренных ситуациях. Слева максимально дерзкий, ужасный, отталкивающий и даже пугающий вариант. Справа аккуратный, подтянутый макет, который я набросал за пять минут. Однако оба варианта вряд ли решают задачу. Какой шнур? Где шнур? Куда дёргать? Какое стекло? Куда давить — на себя, от себя? Как вылезти? Боже, я горю!

Все эти вопросы помогают добраться до истины — с этого начинается дизайн. Теперь нужно определиться с задачей — зачем нужен запасной выход?
Давайте для примера ответим так: помочь людям выбраться из маршрутки в случае пожара.

Очевидно, что эта задача не решается наклейкой на стекло. Она решается расположением окна в маршрутке, его «продавливаемостью», дизайном пространства и пожарной системой. Это большая и очень сложная задача.

Объявление не поможет вам выбраться из маршрутки — для этого нужны инструменты, которые придумывают дизайнеры для борьбы с огнём. Необязательно огнетушитель — инструмент может быть чем угодно: кнопкой у водителя, рычагом у окна.

И это должен понимать каждый дизайнер в самом начале работы.

Мы создали условия, окунулись в них, сформулировали задачу. Попробуем решить.

У нас есть несколько путей понимания задачи и её решения. Разные дизайнеры в зависимости от своего скилла и опыта будут делать следующее:

  • Начинающий дизайнер сверстает ещё одно говно-объявление.
  • Плохой дизайнер сверстает опрятное объявление (уборка в макете).
  • Дизайнер средней руки опишет в объявлении способы спастись из маршрутки.
  • Хороший дизайнер разработает окно, из которого без труда выберется любой человек. Он продумает возможные сценарии, учтёт пути людей, разработает систему пожаротушения и сверстает понятное объявление.
  • Великолепный дизайнер придумает новые способы предотвратить пожар без выкидывания из маршрутки.

Итак, какой мы дизайнер сегодня? Плохой, средний или великолепный? Примерно так работают дизайнеры во всех сферах — в разных зависимостях погружаются в задачу. Ах, да, совсем забыл: скилл дизайнера напрямую зависит от степени погружения в задачу.

Давайте снова на примерах. Задача «сверстать объявление» не обязывает дизайнера делать его правильным, красивым или понятным. Потому что эту задачу решает любой результат, даже объявление выше. А задача «спасти людей из маршрутки» обязывает дизайнера помочь людям, а не набрать заголовок красивым шрифтом.

Результат работы сильно меняется, если чуть-чуть иначе сформулировать задачу. Сложно, но в этом и есть прикол профессии.

Вот что отличает плохого дизайнера от хорошего. Плохой дизайнер вообще не понимает, что такое погружение в задачу. Он как печатная машинка — делает, что говорят. Хороший дизайнер смотрит на задачу, формулирует, переформулирует, узнаёт тайны и подробности. Он погружается. Он докапывается до проблемы и решает её.

Продолжение следует

Я не смог закончить до конца заметку, так как тема слишком большая и глубокая. Боюсь, нужно делать серию из трёх частей.

В следующей части я покажу примеры антидизайна, объясню, почему они работают и до сих пор живут. Очень постараюсь не потерять логику.

2020
реклама
разместить
27 комментариев

"Великолепный дизайнер придумает новые способы предотвратить пожар без выкидывания из маршрутки."
Откуда вы такие берётесь то?
Давайте дальше - плохой дизайнер сверстает инструкцию, великолепный - найдёт лекарство от рака?
Понаберут по объявлениям...

23

Комментарий недоступен

12

- Ваша маршрутка должна быть сделана из сплава Вибраниума, чтобы не было пожаров.
Это обойдется всего в 15 триллиардов кредитов на обновление парка.

- Но мы просили вас сверстать объявление!!!

- Но я же великолепный дизайнер!!!

20

который просто сделает говно.

6

В примере дизайнер просто не понял задачу. Его попросили сверстать объявление, а не новый автомобиль разрабатывать.

Если уж решил вникнуть, вникни, почему вообще нужен запасной выход, и станет понятно, что все уже нормально сделано, нужна только табличка.

2

Хорошо поставленный вопрос - это уже половина ответа. Просто и те кто задачи ставит и те кто их решает, хотят лишь заработать денег побыстрее и с меньшими усилиями. Запары начинаются, когда дизайнер\прогер вынужден додумывать, что хотел заказчик, когда тот сам этого не понимает, а "погружение в проект" - это вообще верх взаимонедопонимания.

1

Этот наивный дизайнерский романтизм, помноженный на бложек на эгее.

Не смотря на дерзкий и ужасный вариант, формулировку "выдерни шнур, выдави стекло" я помню с детства, потому что объявления с ней висят везде в транспорте. И где находится шнур тоже, каким-то чудом, знаю. Это объявление информирует людей до пожара, потому что во время будет не до объявлений. А ситуация, когда графдизайнер внезапно осознает что он должен продумать всю систему пожаротушения и отправляется пять лет учить сопромат в универе, довольно глупая. Нет, конечно можно за него порадоваться, но автобусы пять лет будут ездить и без системы пожаротушения и без табличек.

11