Что не так с типографикой на чемпионате мира по футболу в России
Основные моменты из материала журнала type.today.
Интервью с соавтором шрифта Dusha Дино дос Сантосом
Дино дос Сантос рассказывает, что в 2014 году его пригласили принять участие в проекте по разработке типографики для чемпионата мира в России.
Тогда его команде выдали эскизы основного комплекта знаков в формате файлов Adobe Illustrator, уже утверждённые FIFA и Комитетом по подготовке и проведению чемпионата мира. Изначально шрифт выполняла другая студия, а Дино дос Сантосу его передали на завершающей стадии.
По словам Сантоса, эскизы почти нельзя было изменять — он мог только вносить незначительные корректировки. Сам же соавтор шрифта был недоволен утверждёнными работами.
Также он утверждает, что в качестве эксперта по кириллице выступала молодая девушка из России.
Когда я увидел шрифт, моей первой мыслью было: «Чёрт, и что же теперь делать?»
Сам бы я никогда не стал делать такой шрифт. Я полагал, что его будут использовать не как основной текстовый шрифт, а скорее в декоративных целях.
«Я и представить не мог, что им будут писать названия команд мелким кеглем, ведь заглавная А, например, не очень хорошо читается, а латинские K и R слишком похожи. В кириллическом комплекте знаков, мне кажется, есть отсылки к кириллическим шрифтам конца 19 века. Однако здесь ничего нельзя сказать наверняка», — уточнил Дино дос Сантос.
В итоге студия просто расширила комплект знаков, добавила западноевропейские глифы и уравновесила имеющиеся латинские и кириллические знаки.
Разные и низкокачественные шрифты брендов
Далее шрифтовый дизайнер и критик типографики чемпионата Кристоф Кеберлин рассуждает о том, что качество надписей и номеров на формах футболистов не имеют единой стилистики и выполнены слабо.
Он считает, что это связано с тем, что за типографику на формах отвечают бренды, поддерживающие команды. Например, Adidas оформляла одежду 12 сборных чемпионата, Nike — десяти команд, а Puma — четырёх.
Как пример плохой типографики Кристоф Кеберлин приводит шрифт на экипировке команд, спонсируемых Puma.
А также шрифт команд Adidas.
Мне кажется разумным не отдавать дизайн экипировки на откуп производителям, но и не навязывать всем единый шрифт, а вместо этого создать комитет, отвечающий за типографику на футболках чемпионата.
Попробовать сделать шрифт, который, во-первых, легко читается, а во-вторых, ассоциируется со странами, которые участвуют в чемпионате. В целом может получиться довольно неплохо.
«Создать комитет, отвечающий за типографику на футболках» — блестящая идея. Предлагаю ещё создать министерство развития сеток для ворот.
Согласен, это действительно неудачная затея
объясните, пожалуйста, чем не устраивал шрифт с, например, прошлого ЧМ? Почему его вдруг потребовалось менять? Какую проблему решали?
Проблему безDUSHAвности решали, ты чё как маленький.
С такой логикой можно и ЧМ, и Олимпийские игры в одном месте всегда проводить - построили же однажды стадионы в Греции.
Ну потому что прошло 4 года, меняется логотип, значит нужно менять дизайн.
Шрифт Adidas сделали с закосом под русский конструктивизм, точнее плакаты времён 20ых годов, но ребята увлеклись дизайном и забыли про читаемость
Ровно по той же причине, по которой меняли вообще всю айдентику турнира. Уж зачем это-то делают думаю объяснять не надо.