Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Вадим, коммуникационный дизайнер Инфомаксимум, о том, быть оригинальным без «изобретения велосипеда», ассоциировать по порядкам и отбрасывать идеи.

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Я разобью эту статью на две части. Первая будет полезна всем, кому хоть иногда приходилось придумывать идеи. Вторая будет нацелена на практические примеры и будет полезна дизайнерам и причастным. Предупреждаю сразу: все, что написано ниже, не ново и не является глубоким авторским методом. Но, возможно, будет полезно, так как метод довольно универсальный, и его можно переложить на многие сферы творческой жизни.

Часть первая, в которой я объясняю, в чем суть

Все слышали фразу: «Всё уже придумано до нас». Так зачем стараться?

На самом деле, не всё и не совсем так. На одну и ту же вещь можно посмотреть с разных сторон, и если попросить несколько человек высказать творческое видение по одному и тому же вопросу, то, услышав результаты опроса, вы можете осознать, насколько с разных углов и ракурсов люди могут смотреть на мир. Банальный пример из жизни – мастер-класс по рисунку маслом. 15 человек рисуют тыкву, следуя инструкциям наставника и используя одни и те же краски. 15 рисунков одной и той же тыквы не оказались одинаковыми – разная форма, оттенки цвета, свет, тени.

<i>Наше творчество</i>
Наше творчество

Человек склонен добавлять частичку себя во все сферы деятельности. Если же из схемы убрать инструктора и дать участнику свободу действий, то широта различий станет настолько огромной, что среди тысяч тыкв нельзя будет найти одинаковые. Так что держим в голове, что так, как вы, не сделает никто – и в этом наше преимущество. Идём дальше.

Из чего складывается наша оригинальность? Из умения смотреть на одну вещь с разных углов. Добиться оригинальности (внезапно) нам поможет юмор. Вот как устроена (почти всегда) плохая шутка: сетап – первая пришедшая на ум прямая ассоциация – грустный тромбон. Такие шутки могут работать в моменте, в формате импровизации, но будут звучать нелепо, если были заготовлены заранее.

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Хорошая шутка зачастую обманывает ожидания или преподносит информацию с неочевидного ракурса. Человек мыслит логическими связями и ассоциациями. Если выдернуть его мысли из привычной цепочки и сыграть на не самой очевидной ассоциации, то можно достичь необходимого эффекта – вызвать ощущение новизны, радость, удивление, добиться необходимого результата.

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Но ассоциация не должна быть слишком сложной, иначе она превратится в ребус.

Перейдем к разбору на практической части.

Часть вторая, в которой я объясняю, как это работает

Буду разбирать на основе дизайна, но провести аналогию можно с чем угодно.

С чего начать? Со сбора информации, конечно. К примеру, если вы создаете логотип, необходимо узнать: название компании, род деятельности, слоган, УТП.

Я буду объяснять на примере дизайна нашего внутреннего ежемесячного настольного дайджеста, так что для меня необходимы такие вводные: месяц, запланированные мероприятия, праздники, выходные. Начинается самое интересное. Есть два пути.

Путь первый:

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Поздравляю, почти наверняка вы сделали второсортную фигню. Давайте починим. Откидываем первые пришедшие банальные идеи и начинаем продумывать менее очевидные. К этим менее очевидным думаем еще по две-три ассоциации. Чем больше – тем лучше. Выбираем наиболее запавший в душу вариант.

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Вероятность получения оригинальной идеи становится выше. Тем более, если такой же алгоритм применить к визуальной форме полученной ассоциации. Рассмотрим на примере.

Пример первый

Вернемся в 2021, я делаю дайджест на февраль. Из вводных: мероприятия – вечер с ТОП-менеджером компании, вечер покера, вечер настольных игр, День защитника Отечества, внутренний митап отдела дизайна. Мысленно строю карту ассоциаций.

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Самым банальным было бы что-то, связанное с зимой, морозами и холодами. В принципе, можно, если есть интересная идея или красивый по реализации визуал, но идея не возникла, визуал в голову не пришел. Зато понравились две ассоциации – День защитника Отечества и вечер покера. Можно выбрать что-то одно, но, если объединить, получится интереснее. Веду беседу с критиком в голове:

– Что взять от покера?

– Ну, очевидно, атмосферу – стол, фишки, человека с ними.

– А от Дня защитника Отечества?

– Оружие?

– Не очевидно, тем более ассоциацию перебьет «Карты, деньги, два ствола». Да и мы вообще не про оружие.

– Форму? Слишком банально.

– Часть формы?

– Уже интереснее, но какую? Погоны?

– День защитника Отечества, защитник… На ум сразу приходит пограничник. По-моему, у них были колоритные фуражки.

*ушел гуглить*

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи
Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Таким получился февральский дайджест. С первого взгляда не понятно, причем тут февраль, покер, какая-то фуражка. Но я люблю делать такой дизайн – неочевидный с первого просмотра, над которым нужно подумать хотя бы 30 секунд. Главное – не перегнуть, такое тоже бывает.

Пример второй

Возвращаемся в март 2022, делаю дайджест на апрель. Из интересных событий – внутренний чемпионат по настольному теннису, вечер кухни (собираемся и готовим что-нибудь) и мини-мероприятия – «Угадай мелодию», встреча с приглашенным гостем, вечер настолок, а ещё внутреннее обучение.

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Логическая цепочка следующая: «Вечера настолок/кухни – не слишком масштабно для обложки. Обучение – скучно. Теннис – возможно, но зима в этом году какая-то затяжная, хочется показать приход весны. Окей, буду думать, как избежать банальностей. Мысленно прокручиваю варианты: тепло – зелень – тает снег. Какая зелень появляется в апреле и с ним ассоциируется? Верба вполне подходит – вербное воскресенье, все дела. Хорошо, но это скучно. Как улучшить? Нужен прикол с вербой. О, верба похожа на хомяков, отлично. В продакшн. На печать, в смысле»

Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи

Заключение и несколько советов

В заключение скажу, что метод ассоциаций довольно универсальный, но не является инструкцией по применению. В вашем случае он может работать, а может и нет – пробуйте. Иногда можно просто сделать красивый визуал и ничего не выдумывать, и это будет хорошо. Если же метод вам нравится, то вот несколько советов, как прокачать свое мышление в этой области:

  • Не бойтесь шутить. Посмотрите на улицы, пресного дизайна и так много.
  • Откидывайте первую пришедшую в голову идею. Существует 1% вероятности, что вы выбросите бриллиант, но 99% – что это мусор.
  • Развивайтесь. Читайте книги, смотрите фильмы, путешествуйте, узнавайте о смежных областях. Так у вас будет база для ассоциаций.
  • Будьте в курсе трендов. Иногда ассоциация, завернутая в тренды – это бомба, которая может не быть актуальной через год, но здесь и сейчас сработает просто превосходно.
  • Меньше смотрите референсы, не составляйте мудборды. А если составляете – засуньте в дальний угол подсознания и держите там. Это помешает вам сделать что-то оригинальное. Нужно вдохновение? Посмотрите что-то, не связанное напрямую с вашим объектом дум. Например, думаете о визуале для сайта – посмотрите на работы художников-плакатистов. Подробнее о том, почему мудборды – это не всегда хорошо, читайте тут https://awdee.ru/vsya-reklama-segodnya-vyglyadit-odinakovo-vinovaty-mudbordy/

P.S. Планируем создать серию постов о дизайне, про дизайн и для дизайна. Все подробности в нашем уютном и ламповом ТГ-канале.

2626
10 комментариев

клевый дизайн у примеров

4

классная статья, читал с удовольствием

2

Комплимент месяца - гениально!

2

Всё конечно круто, но визуал не цепляет. Плохая композиция

Статья неплохая, но от примеров веет унынием. Ощущение, что их писал человек, который вынужден шутить. Это неискренние потуги