Дизайн Вика Слепчевич
9 296

Новый логотип «Ростелекома»: распил, плагиат или огонь

Мнение контент-редактора студии «Логомашина» Виктории Слепчевич.

В закладки

Недавно оператор «Ростелеком» сменил логотип. В интернете, как всегда, началась массовая истерика: «распил», «полное г*вно», «плагиат», «раньше было лучше».

Давайте разбираться, зачем «Ростелеком» сделал редизайн и как было лучше: до или после?

Почему компании делают редизайн

Отстранимся: зачем компании вообще делают редизайн? В чем причины? По нашему опыту, это несколько ситуаций:

1) Компания меняет направление, старый дизайн не подходит;

2) Компания выросла, и нужно привести все точки контакта с клиентом к единому стилю;

3) Прошло много лет, и дизайн компании устарел.

Редизайном починили внутреннее позиционирование и внешнее содержание много известных брендов. Например, «Эппл».

Был сложный логотип в гравюрном стиле, который со временем вообще перестал иметь что-то общее с высокотехнологичной компанией:

Источник

Поменяли. Ушли неправильные ассоциации, стали производить другое впечатление. Если бы оставили все, как есть, то со временем бы выглядело нелепо:

Или, например, «Нокиа» — делали много разных штук: и туалетную бумагу, и одежду, в итоге остановились на технике.

Опять же, старый лого не отражал то, с чем себя ассоциировала компания. Понадобился ребрендинг и редизайн в том числе:

Источник

Хотя бывает, что компании не меняют ничего, например — «Шелл».

В далеком прошлом владелец торговал ракушками, но когда стали заниматься нефтью и газом, то ничего не изменили:

Источник

В этом тоже есть смысл, так можно показать преемственность, историю компании — это интересно.

Что сделал «Ростелеком»

«Ростелеком» сосредоточился на будущем, старый символ больше не подходит. Вот, что говорит представитель компании:

«Хотим быть не телефонной компанией с «ухом» на логотипе, а подчеркнуть статус цифровой компании. Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту.»

Несоответствие внутреннего и внешнего — хотят, чтобы воспринимали как цифровую, технологичную компанию, а в логотипе — «ухо».

В этом и стояла задача «Ростелекома»: поменять старую «одежду» потому, что в ней стало некомфортно, захотелось производить другое впечатление — технологичное, более свежее, молодежное.

С этой точки зрения, похоже, что задача решена. Если говорить про графику, то она нормальная: простой значок, фирменные цвета, шрифты, иллюстрации.

Источник

Смущает то, что используется слишком много фирменных цветов, даже в знаке:

Источник
Источник

Это может помешать узнаваемости, лучше бы было оставить один-два цвета как основные.

Еще момент, насчет плагиата. Если используешь такую простую форму, то всегда найдется что-то похожее, надо проверять:

Распил или нет

Еще один повод для споров: куда потратили 35 миллионов? Неужели знак, который можно нарисовать за 2 минуты в иллюстраторе, стоит таких денег?

Все сразу считают, что эти деньги были потрачены только на лого, но это не так. В эту сумму входит разработка лого, шрифта, цветов, иллюстраций, макетов всех вывесок, баннеров, буклетов, скорее всего, и оформление помещений тоже.

Кроме того, наверняка в эту сумму входит изготовление вывесок и остальных материалов. Вот эта статья на «Составе» похожа на пруф.

Но в СМИ всегда подается информация таким образом, что остается ощущение, что только логотип стоил 35 миллионов:

Источник

Вывод

Первый: у редизайна есть объективная причина, а не только «давайте распилим бабла на чем-то». Компания либо выросла, либо меняет направление, или уже много лет на рынке, поэтому внешняя упаковка устарела.

Второй: когда слышишь новость про логотип за ХХ миллионов, не верь. Скорее всего, туда входит и разработка множества носителей, подготовки к производству, а то и сменой их в реале.

По поводу «Ростелекома»: перед ними стояла задача выглядеть современнее и технологичнее, они сделали шаг в эту сторону, поэтому можно считать, что они молодцы.

И, кстати, редизайн часто воспринимается негативно, люди всегда спорят, обсуждают, что раньше было лучше:

Источник

Но, со временем, все привыкают, и уже нельзя представить, что раньше было по-другому. Всем пис!

PS: Главный офис «Ростелекома». Совпадение?

Источник

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Вика Слепчевич", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 80, "likes": 38, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 47206, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Oct 2018 15:29:50 +0300" }
{ "id": 47206, "author_id": 125452, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47206\/get","add":"\/comments\/47206\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47206"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "possessions": [] }

80 комментариев 80 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
15

"Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты и делаем технологии, цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту"
Wat?

Ответить
2

"Лента символизирует технологии, мы складываем две стороны ленты"
- Слышали про кошку, которая гуляет сама по себе? Так вот, смотрите на ленту Мебиуса...

Ответить
1

Переосмыслил песню, переосмыслил жизнь

Ответить
9

Теперь я хочу себе iPhone со старым логотипом Apple... Как на картинке...

Ответить
0

Согласен. Смотрится круто.

Ответить
9

лучше этого логотипа уже не придумать

Ответить
7

Без уха, но с ленточкой :)

Ответить
5

Простите сердечно, но за любые деньги этот логотип - говно! Хоть для телеком организации, хоть для шаурмячной. Он просто никакой

Ответить
21

Сашка, а как определить, говно логотип или нет? Лого Найки «какой» или «никакой»? А Макдональдс? А Адидас?

Ответить
–2

Я не знаю. Я смотрю со стороны потребителя, а не профессионала. Даже прошлый был круче, потому что там читалась буква Р. Этот же просто никак вообще. Пустой

Ответить
11

Мне наконец все ясно стало: если читается буква Р то логотип хороший, если не читается, то говно и распил. Спасибо что просвятили :)

Ответить
–16

Ты, кажется, тупой

Ответить
1

Бан на 7 дней.

Ответить
0

Делаете успехи! 👍

Ответить
1

За логотипами Адидас, Найк, Макдональдс стоит целая история, что стоит за лого Ростелекома?

Ответить
2

За любым логотипом Ростелекома стоит мощнейший бренд Ростелекома со всеми узнаваемыми традициями - неповоротливость, неклиентоориентированность и т.п.
Если ДомРу переименовать в Ростелеком - то половина клиентов отключится в тот же день.
Это называется капитал бренда. Просто у РТ от отрицательный.

Ответить
3

Месье, вы видимо с гос компаниями не работали. Есть сумма, которую надо освоить. Освоил - молодец. Не освоил - хреново работаешь!

Ответить
1

Тут все на самом деле просто. Не логотип делает компанию, а компания - логотип. У БМВ вообще говно мамонта - и ведь продолжают клеить на самые современные свои новинки.

А вот то, что между логотипами не просматривается наследственности (это реально может быть две разные компании) - это очень плохо.

Ответить
0

Вот пример, где тоже нет преемственности — это очень плохо?

Ответить
8

Розовое говно с засечками даже рядом не валялось с первым вариантом.

Ответить
0

В -->некотором роде<-- плохо (например, я думал что ЦП до сих пор существует). Но все же решение верное, так как у авторов стояла задача полного перезапуска бренда. В случае Ростелекома этого не наблюдается.

Ответить
29

ЦП до сих пор существует

Ответить
0

Для агента ФСБ, который читает этот тред: мы не про детское порно!

Ответить
6

https://www.behance.net/gallery/16512543/PLAN-Branding
Никогда такого не было, и вот опять!

Ответить
0

Лол! А вот это неожиданно!

Ответить
4

Наоборот, это суперожидаемо, когда делаешь такую простую форму.
Было бы неожиданно, если ничего подобного не делали

Ответить
0

Напишите им в комменты , что их логотип стоит 35 кк, пускай ребята удивятся.

Ответить
4

Редизайном занималось крутое британское агентство, основанное Волли Оллинсом — Saffron Brand Consultants. Честно говоря, в российской бренд-индустрии принято преклоняться перед такими.

Но в этом раз как-то не получается.

Верхняя картинка — ребрендинг Dropbox, 2017 год.
Нижняя — ребрендинг Ростелекома, 2018 год.

Ответить
3

Название нормуль, а кривулька она и есть кривулька, главное, чтобы композиционно не мешала.
Огромная компания в 2018 году это не лого, а сервис.

Ответить
2

Я вот даже не знал, что предыдущий логотип — это ухо.
Новый на самом деле еще более безликий с этой точки зрения.

Ответить
4

А мне и ухо нравилось... как по мне обыграть букву Р как ухо - удачный ход

Ответить
0

Старый логотип выглядит круто. Свой стиль. А итоге пошли по пути "Связной" ...вышло не очень

Ответить
–2

Не разглядели ухо, серьезно? Представляю как вы удивитесь, когда я скажу что причудливая форма на логотипе Apple - это яблоко!

Ответить
0

...а он и не был "ухом". Это народно название. И вообще - телекоммуникации не только про аудио, но еще и про видео. Где глаз?

Ответить
2

Еще момент, насчет плагиата. Если используешь такую простую форму, то всегда найдется что-то похожее, надо проверять

Так почему не проверили?

Ответить
2

Даже если в эту сумму входил весь бренд-бук и гайд-лайн, даже если были созданы шаблоны всех основных рекламных носителей (что кстати практически невозможно, ибо специфика и контент тех же баннеров - постоянно меняются и сложно создать одну рабочую концепцию на всю жизнь). Даже с учетом этого - 35 млн.р - это слишком дорого. Ну даже если Энди Ворхол восстал из мертвых и нарисовал - все равно дорого. Сам логотип - максимально абстрактная геометрическая фигура. Подобный универсальный дизайн, имхо, уже граничит с элементарной безидейностью.

Ответить
0

Но вот если в сумму входит переделка всех вывесок и носителей, то вполне.

Ответить
1

Если именно изготовление, то есть печать, сборка, монтаж и прочее - тогда это даже очень дешево. Но в статье речь именно о нематериальной части работы. В таком случае - слишком дорого.

Ответить
2

На Youtube есть отличный канал для дизайнеров, с точки зрения бизнеса а не простого креатива. Видео https://www.youtube.com/watch?v=RKXZ7t_RiOE

Так вот, если в двух словах то следующий момент меня зацепил.

Для больших компаний, смена логотипа это РИСКИ. Именно так, с большой буквы. Риски того, что логотип не выдержит времени, не будет отражать направления куда двигается компания, не будет понят клиентами и т.д. и т.п. То что для нас 35 миллиона кажется гигантской суммой, для компании может быть мелочью или оправданными вложениями.

У меня вопрос к дизайнерам в комментариях: вы бы согласились создать лого для компании уровня Ростеллеком за 35 лямов, но если не будет достигнут какой либо KPI, связанный с логотипом, то деньги назад?

Ответить
0

Крис До в этом видео говорит, что если будут нужны гарантии, то цена увеличится в три раза.

Ответить
2

А помните как у всех бомбило от редизайна МТС за $4 млн в 2006 г. ?!
...время лечит)))

Ответить
0

МТС с тех пор редизайнулось. По первому гайду у них вообще был Ариал как основной шрифт .

Ответить
0

Это как раз тот первый вариант. Речь то о том, что тогда также много шума было, а сейчас все его естественно воспринимают и про стоимость не вспоминают.

Ответить
1

Старый логотип хотя бы был смешным, а у некоторых даже вызывал приятные ассоциации, но новый — просто пиздец. Он агрессивный, он не логичный, в нем нет изюминки.

На белом фоне, с большим количеством воздуха, эта хурма еще смотрится. Но в составе других граф. групп — это пиздец. Ленточка ВИЧ? Платочки для носа? Туалетная бумага? Галстук? Хуёвая иконка банкноты из ранней эпохи flat?

В общем, это фиаско.
Объясните мне (нам) недалёким, «где тут дизайн»?

Ответить
1

как это: "Компания либо выросла, либо меняет направление, или уже много лет на рынке, поэтому внешняя упаковка устарела." решает смена логотипа у ростелекома (суть которого чтобы ни говорили осталась та же - загнутая херня двух цветов) и вообще смена логотипа?

Ответить
1

было ухо стала закорюха

Ответить
1

первые ассоциативные мысли:
1) логика и преемственность: была ка**шка, теперь - бумажка.
2) корпоративные ценности: фиолетовый цвет возможно подчёркивает особое отношение к клиентам.

Ответить
1

У россиян бомбит не от редизайна, а из-за того что Ростелеком это очередная воровская гос. корпорация. Конечно обидно, когда ты экономишь закупаясь в супермаркете, а мимо проносятся миллиарды на ёршики для унитазов, икорницы, логотипы и т.п.

Ответить
1

"со временем, все привыкают, и уже нельзя представить, что раньше было по-другому"

Не фига. "Цукерберг позвонит" был крут и узнаваем. Текущий вариант - трусливое УГ, подаваемое под соусом серьезного бизнес-издания. По факту - вся ценность была и осталась в тех, кто комментирует.

А Ростелеком... меняй или не меняй логотип - компания и сервис как были говном, так и остались. В августе в этом убедился на собственном опыте.

Ответить
1

"подчеркнуть статус цифровой компании" - казаться, а не быть

Ответить
0

Простой, понятный, логичный разбор. Всё было бы хорошо если бы не один нюанс. Существует такая традиция на VC: если что-то сделал Лебедев или госкорпорация, то это говно. И тут хоть сколько вы не включайте здравый смысл, налетит толпа хомячков и затопчет.

Ответить
0

Оф топом:
Связаться с поддержкой Ростелекома, все равно что ждать снега в пустыне. Лет через 5-10 ответят.
Неделю назад написал в техподдержку, оставил мэйл на всякий, но просил связаться по телефону.
До сих пор ни весточки от них.
Надеюсь, новый логотип, который делает "цифровой доступ ближе к тому, что нужно клиенту", поможет Ростелекому стать ближе к клиенту, ну или вообще вспомнить, что есть тех поддержка и с клиентами нужно общаться.

Ответить
2

фиолетовый цвет в основе возможно отсыл(или посыл) к "мне как-то фиолетово до ваших проблем".

Ответить
1

Это традиции бренда. Их там берегут.

Ответить
0

Всё к минимализму сводится, привыкнете.
Это из серии: - На, попробуй Краба или лобстера. - Ой, нет. раки вкуснее.
Консерватизм и неофобия.

Ответить
1

про привыкнете - это точно. любые перемены, если подумать, негативно воспринимаются

Ответить
2

Да так и есть. А все мнения, по сути, - вкусовщина и лелеяние собственного Эго.

Ответить
0

Все нравится кроме стоимости, она не совсем укладывается в голове, если речь идет только о дизайне. Но если речь идет и об производстве и размещении вывесок на офисах по все стране, печати всякой макулатуры, то сумма наверное даже скромная.

Ответить
0

Логотипы выше - заебок
У Ростелекома вышло "Шило на мыло".

Ответить
0

Распил, распил, распил...(тут представим миньоны с плакатами бегают)

Ответить
0

"мы складываем две стороны ленты и делаем технологии"
Такой дичи давно не слышал, спасибо мы все поняли

Ответить
0

Интересно, сколько бабла распилили и какая студия приложила руку? Уж не от авторов редизайна КФЦ?)

Ответить
0

А как будет выглядеть иконка ростелеком в AppStore?

Ответить
0

"Опять же, старый лого не отражал то, с чем себя ассоциировала компания. Понадобился ребрендинг и редизайн в том числе"

"В далеком прошлом владелец торговал ракушками, но когда стали заниматься нефтью и газом, то ничего не изменили.
В этом тоже есть смысл, так можно показать преемственность, историю компании — это интересно."

Ой.. да ну вас..

Ответить
0

Было "ухо", серьезно? Я считал, что это сопля.

Ответить
0

самое смешное, насколько все небрежно и криво сделано. Похоже делали фрилансеры с 10 летним стажем участия в конкурсах на фл.ру.

Ответить
0

Да норм сделали. По мне так лучше чем было( первые ассоциации старого лого были далеко не с ухом).
А.с. И на фото не главное здание Ростелекома, а лишь один из офисов в БЦ.

Ответить
0

Мне лого не нравится тем, что не особо понятно что это за лента и как она относится к технологиям. Такой логотип можно к какой угодно компании прикрутить. Швейной, к примеру. Или это могут быть производители конвеерных лент или почтовых конвертов. Ещё он очень безликий. Просто современный, но лишённый индивидуальности.

Ответить
0

Окей, какое отношение к технологиям имеют название Apple и логотип с изображением надкусанного яблока? Галочка к спорту? Ракушка к нефти? Не нужно искать смысл там, где его нет. Оставьте это упоротым дизайнерам и не менее упоротым копирайтерам.

Ответить
0

Старый логотип символизировал ухо - символ прослушки, теперь когда ЦОДы для хранения ваших звонков построены и проданы госзаказчику нужно сменить логотип, чтобы не вызывать подозрений

Ответить
0

Первый логотип Apple прослужил около года, а у Shell первый логотип сильно отличался от текущего и прослужил 4 года. https://www.shell.com.ru/o-hac/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4-%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%BB.html

Ответить
0

Этж Kotlin.. ну и Кростелеком теперь какойто получается..

Лучшеб экспресс дизайн у тёмы взяли..

Ответить
0

Соглашусь с комментариями, о том, что логотип ничего почти не решает. Решает подача, цвета, символы, другими словами айдентика. Пока мы не посмотрим, как будет работать новый стиль в жизни, нет смысла вообще что-то говорить. Проверяется только временем 🤷‍♀️
Если кому-то заходит дизайн, например, сети пирожковых в соседнем квартале, а кого-то от него воротит, то это не значит, что дизайн плохой. У чуваков сеть, Карл, дизайн работает для их ЦА.

Вообще смотря с кем собрался бодаться Ростелеком.
Оба варианта оформления отличаются от конкурентов, только первый устарел, его можно поставить в ряд с местными компаниями и там он может выиграет. Вот только не у монстров рынка.

Если по честному, какая вам разница, какой логотип у провайдера, если как в моем родном городе, он один. Мне вообще пофиг было как он выглядит, лишь бы интернет был. Да и всем остальным будет насрать если интернет будет дешевле чем у остальных и стабильнее.

Единственный случай где это имеет значение, это привлечение новых клиентов. Представьте, вам дают листовку на которой логотип с оформлением из 2007 и предложение о современных технологиях, слабо верится, что обещают правду🤔

Подытожим: никогда нельзя воспринимать логотип вырванный из контекста.

Ответить
0

интересно, что за студия делала этот логотип!? странно, что не фигурирует фамилия Лебедев в данном проекте. ..

Ответить
0

Аааааа, так это было ухо😳

Ответить
0

Стырили логотип АльянсТелеком!

Ответить
0

Хорошая попытка

Ответить
0

похож на логотип mondi (компания которая производит бумаги )

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }