Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь
Это история о том, как мы в 2ГИС решали «уникальные» проблемы, которые настигают все компании с отделами дизайна, веб-студии, рекламные и прочие агентства, где начинает работает более двух человек.
«Всё было плохо, пока в моей жизни не появилась она», − тимлид дизайн-команды 2ГИС Жора Погребняк говорит о Фигме, которая помогла победить хтонь удалёнки и прокачать скиллы. Ребята проводят тренировки — групповые занятия в реальном времени. Подробно о них Жора рассказывает (и показывает!) в видеоподкасте:
Команда Жоры отвечает за то, как 2ГИС выглядит во всех внешних маркетинговых коммуникациях. Это очень широкий диапазон задач и страшно богатый инструментарий: макеты для соцсетей, таргетинг, лендинги, диджитал, спецпроекты, мерч, сувенирка — и так далее.
В команде 8 человек — конечно, очень и очень разных. И, как у любой команды, есть проблемы. Именно их Жора пытался решить, когда пришёл в итоге к тренировочной программе.
«Уникальные» проблемы
Сложно найти компанию, которая не столкнулась бы с одной из этих проблем. Мы словили их все — даже без помощи ковида.
1. Траблы с дизайн-системой. У 2ГИС есть верхнеуровневая дизайн-система — это базовый набор правил про сетку, типографику и цвета, которые должны ускорять работу. На деле все юзали систему хаотично. Вместо того чтобы помогать, многим она мешала.
2. Проблемы с доверием в команде. Ребята стеснялись друг друга. Это обычная практика в дизайн-среде, комплекс самозванца: «я не уверен в себе», «а что, если раскритикуют», «а что, если сделал что-то не так».
3. Низкая планка качества в вёрстке. Курсы, книжки, видео для самостоятельного изучения не работают. И понятно почему — знание приходит только через руки. Тысячи страниц теории не идут ни в какое сравнение с мышечной памятью. Если ты что-то сделал сам и получилось кайф, то ты красавчик и схватил знание за хвост.
4. Низкий темп работы с задачами. Вместо того, чтобы найти максимально короткий способ решить задачу, ребята закапываются в детали.
5. Новая реальность. Вся команда дружно ушла на удалёнку и активно фидбечила, что они теперь чувствуют себя как на фрилансе: есть они и есть задача. Связь с командой потеряна.
За полтора года перепробовали кучу всего, чтобы решить проблемы — форматы, инструменты, техники, профессиональная литература, курсы и офлайн-интенсивы на всю команду. Отчасти каждый из способов сработал, но не избавил от хтони (в подкасте Жора рассказывает, почему) .
Почему именно тренировки
Жора искал ненапряжный инструмент, который помог бы настроить общий контекст, снять зажимы и научиться работать быстро. Так появились тренировки — часовые практики, на которых можно руками узнать что-то новое, получить ценный совет по макету и клёво провести время в отличной компании. Так как мы работаем в Фигме, остановились на ней.
Путём бесконечного количества экспериментов выработали четыре базовых правила формата командных занятий, которые дают максимум результата:
- Тренировка длится час.
- Всё онлайн в Фигме с тимспиком.
- За одно занятие — одна единица знания.
- В конце курса итоговая работа.
Что оказалось самым эффективным
В тренировки можно «зашить» множество разных форматов, а лучше всего сработали два, о которых идёт речь в видеоподкасте.
1. Основы вёрстки
«Я уверен, что вёрстка — базовый навык дизайнера», − говорит Жора, − «если ты умеешь уверенно и быстро верстать, то можешь решить 90% любых задач».
Занятия проходят три раза в неделю. В программе восемь тем. На каждую тему — неделя, или три занятия. Если за неделю не получилось освоить тему, она продлевается ещё на неделю. Кайф тем в том, что они идут от простых фундаментальных штук к сложным составным:
- Работа со смыслами
- Якорные объекты
- Контраст
- Напряжение
- Шрифтовая система
- Сетка
- Лэйаут
- Читательское внимание
В конце курса ребята выбирают тему для итоговой работы и три недели под наблюдением Жоры доводят её до ума. Заканчивается курс большой весёлой презентацией курсовых. Лепим лайки, расставляем оценки, рассказываем друг другу, что особенно зашло.
2. Перевёрстки
Второй формат, который классно продвинул нас вперёд — Перевёрстки.
Ребята, которые сомневаются в своём решении, могут в любой момент закинуть проблемный макет в Фигму. Раз в неделю все встречаются в Фигме, чтобы разобрать все накиданные макеты и улучшить их.
«Для меня это история про посмотреть, схватили ли ребята знания, которые мы отрабатывали на курсах. А ещё отличный способ своими глазами увидеть, как ребята работают, как пользуются библиотекой и чуть подправить и подрулить их процесс, если это того требует», − говорит Жора.
Перевёрстки помогают давать и принимать критику. Они формируют общий вокабуляр, и понимать друг друга становится проще:
— «Тут чёто перенапрягли».
— «А давайте попробуем эксклюзивную выключку».
— «Сань, ну чё с ритмом-то, давай контраста больше».
Кроме того, это отличный способ получить 6-7 способов решить свою задачу и обогатить свой ассортимент решений чужим опытом.
Итоги от Жоры
Тренировки сработали фантастически. Я увидел своими глазами, что ребята пользуются библиотекой, и она работает так, как было задумано. Ребята стали доверять друг другу, перестали стесняться, научились критиковать работы и адекватно принимать критику. Общая планка качества вёрстки выросла на голову. Теперь я трачу время, подсвечивая узкие сложные места, а не в сотый раз объясняя основы. А ещё это супер повод встретиться, поболтать, понакидать какой-то дичи, поржать и отдохнуть от рабочих задач. Ребята ждут тренировок и очень расстраиваются когда приходится их отменять. Короче, кайф!
Но это не всё.
Как и растения, которые побочно выкидывают в мир кислород, тренировки выдали ряд неожиданных эффектов.
1. Признание команды. На тренировках очень хорошо видны сильные и слабые стороны дизайнера. Кто-то делает круто — ему респектуют и приходят за советом. Кто-то совершает ошибки — ему помогают их исправить.
2. Витрина проектов. Для опытов на основах мы используем макеты из практики 2ГИС. Зачастую у ребят получаются очень клёвые решения в процессе. И они возвращаются за ними, когда возникает похожая задача. Я не раз видел, как решение, которое мы пробовали в тренировках, появляется в боевых задачах.
3. Дополнительный мотиватор. Я увидел в аттестациях у ребят пункт, что тренировки — один из «стимулов даже не думать о том, чтобы посмотреть вакансии в других компаниях».
В чём сила?
Самое главное, что есть в тренировках — это формат. Он универсален для любого знания, лекало позволяет «сшить» что угодно. Например, дизайн-команда использует это в онбординге: проводит новичка через цикл из пяти разных тренировок, где он знакомится с инструментарием, а мы понимаем его характер и специфику работы.
В конце видео Жора даёт подробные рекомендации тем, кто хочет внедрить Тренировки в своей команде. И объясняет, почему Тренировки — это не серебряная пуля и не таблетка от всех командных проблем.