Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

Это история о том, как мы в 2ГИС решали «уникальные» проблемы, которые настигают все компании с отделами дизайна, веб-студии, рекламные и прочие агентства, где начинает работает более двух человек.

Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

«Всё было плохо, пока в моей жизни не появилась она», − тимлид дизайн-команды 2ГИС Жора Погребняк говорит о Фигме, которая помогла победить хтонь удалёнки и прокачать скиллы. Ребята проводят тренировки — групповые занятия в реальном времени. Подробно о них Жора рассказывает (и показывает!) в видеоподкасте:

За 20 минут — подробно о тренировках дизайн-команды 2ГИС от Жоры Погребняка

Команда Жоры отвечает за то, как 2ГИС выглядит во всех внешних маркетинговых коммуникациях. Это очень широкий диапазон задач и страшно богатый инструментарий: макеты для соцсетей, таргетинг, лендинги, диджитал, спецпроекты, мерч, сувенирка — и так далее.

В команде 8 человек — конечно, очень и очень разных. И, как у любой команды, есть проблемы. Именно их Жора пытался решить, когда пришёл в итоге к тренировочной программе.

↑ Здесь, в левом нижнем углу, представьте Жору :) 

«Уникальные» проблемы

Сложно найти компанию, которая не столкнулась бы с одной из этих проблем. Мы словили их все — даже без помощи ковида.

1. Траблы с дизайн-системой. У 2ГИС есть верхнеуровневая дизайн-система — это базовый набор правил про сетку, типографику и цвета, которые должны ускорять работу. На деле все юзали систему хаотично. Вместо того чтобы помогать, многим она мешала.

2. Проблемы с доверием в команде. Ребята стеснялись друг друга. Это обычная практика в дизайн-среде, комплекс самозванца: «я не уверен в себе», «а что, если раскритикуют», «а что, если сделал что-то не так».

3. Низкая планка качества в вёрстке. Курсы, книжки, видео для самостоятельного изучения не работают. И понятно почему — знание приходит только через руки. Тысячи страниц теории не идут ни в какое сравнение с мышечной памятью. Если ты что-то сделал сам и получилось кайф, то ты красавчик и схватил знание за хвост.

4. Низкий темп работы с задачами. Вместо того, чтобы найти максимально короткий способ решить задачу, ребята закапываются в детали.

5. Новая реальность. Вся команда дружно ушла на удалёнку и активно фидбечила, что они теперь чувствуют себя как на фрилансе: есть они и есть задача. Связь с командой потеряна.

Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

За полтора года перепробовали кучу всего, чтобы решить проблемы — форматы, инструменты, техники, профессиональная литература, курсы и офлайн-интенсивы на всю команду. Отчасти каждый из способов сработал, но не избавил от хтони (в подкасте Жора рассказывает, почему) .

Почему именно тренировки

Жора искал ненапряжный инструмент, который помог бы настроить общий контекст, снять зажимы и научиться работать быстро. Так появились тренировки — часовые практики, на которых можно руками узнать что-то новое, получить ценный совет по макету и клёво провести время в отличной компании. Так как мы работаем в Фигме, остановились на ней.

Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

Путём бесконечного количества экспериментов выработали четыре базовых правила формата командных занятий, которые дают максимум результата:

  • Тренировка длится час.
  • Всё онлайн в Фигме с тимспиком.
  • За одно занятие — одна единица знания.
  • В конце курса итоговая работа.

Что оказалось самым эффективным

В тренировки можно «зашить» множество разных форматов, а лучше всего сработали два, о которых идёт речь в видеоподкасте.

1. Основы вёрстки

«Я уверен, что вёрстка — базовый навык дизайнера», − говорит Жора, − «если ты умеешь уверенно и быстро верстать, то можешь решить 90% любых задач».

Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

Занятия проходят три раза в неделю. В программе восемь тем. На каждую тему — неделя, или три занятия. Если за неделю не получилось освоить тему, она продлевается ещё на неделю. Кайф тем в том, что они идут от простых фундаментальных штук к сложным составным:

  • Работа со смыслами
  • Якорные объекты
  • Контраст
  • Напряжение
  • Шрифтовая система
  • Сетка
  • Лэйаут
  • Читательское внимание

В конце курса ребята выбирают тему для итоговой работы и три недели под наблюдением Жоры доводят её до ума. Заканчивается курс большой весёлой презентацией курсовых. Лепим лайки, расставляем оценки, рассказываем друг другу, что особенно зашло.

Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

2. Перевёрстки

Второй формат, который классно продвинул нас вперёд — Перевёрстки.
Ребята, которые сомневаются в своём решении, могут в любой момент закинуть проблемный макет в Фигму. Раз в неделю все встречаются в Фигме, чтобы разобрать все накиданные макеты и улучшить их.

«Для меня это история про посмотреть, схватили ли ребята знания, которые мы отрабатывали на курсах. А ещё отличный способ своими глазами увидеть, как ребята работают, как пользуются библиотекой и чуть подправить и подрулить их процесс, если это того требует», − говорит Жора.

Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

Перевёрстки помогают давать и принимать критику. Они формируют общий вокабуляр, и понимать друг друга становится проще:

— «Тут чёто перенапрягли».
— «А давайте попробуем эксклюзивную выключку».
— «Сань, ну чё с ритмом-то, давай контраста больше».

Кроме того, это отличный способ получить 6-7 способов решить свою задачу и обогатить свой ассортимент решений чужим опытом.

Итоги от Жоры

Тренировки сработали фантастически. Я увидел своими глазами, что ребята пользуются библиотекой, и она работает так, как было задумано. Ребята стали доверять друг другу, перестали стесняться, научились критиковать работы и адекватно принимать критику. Общая планка качества вёрстки выросла на голову. Теперь я трачу время, подсвечивая узкие сложные места, а не в сотый раз объясняя основы. А ещё это супер повод встретиться, поболтать, понакидать какой-то дичи, поржать и отдохнуть от рабочих задач. Ребята ждут тренировок и очень расстраиваются когда приходится их отменять. Короче, кайф!

Но это не всё.

Как Figma помогла дизайн-команде победить хтонь

Как и растения, которые побочно выкидывают в мир кислород, тренировки выдали ряд неожиданных эффектов.

1. Признание команды. На тренировках очень хорошо видны сильные и слабые стороны дизайнера. Кто-то делает круто — ему респектуют и приходят за советом. Кто-то совершает ошибки — ему помогают их исправить.

2. Витрина проектов. Для опытов на основах мы используем макеты из практики 2ГИС. Зачастую у ребят получаются очень клёвые решения в процессе. И они возвращаются за ними, когда возникает похожая задача. Я не раз видел, как решение, которое мы пробовали в тренировках, появляется в боевых задачах.

3. Дополнительный мотиватор. Я увидел в аттестациях у ребят пункт, что тренировки — один из «стимулов даже не думать о том, чтобы посмотреть вакансии в других компаниях».

В чём сила?

Самое главное, что есть в тренировках — это формат. Он универсален для любого знания, лекало позволяет «сшить» что угодно. Например, дизайн-команда использует это в онбординге: проводит новичка через цикл из пяти разных тренировок, где он знакомится с инструментарием, а мы понимаем его характер и специфику работы.

В конце видео Жора даёт подробные рекомендации тем, кто хочет внедрить Тренировки в своей команде. И объясняет, почему Тренировки — это не серебряная пуля и не таблетка от всех командных проблем.

8181
29 комментариев

Какой же низкий уровень у сотрудников в таких, вроде как, крупных компаниях((

15
Ответить

Могли бы развернуть мысль?

6
Ответить

Как раз в крупных компаниях уровень сотрудников ниже, чем в мелких - потому что берут количеством, а не качеством

3
Ответить

Мой комментарий дизлайкают только сотрудники 2гис))) молодцы)

3
Ответить

ДубльГис, вы больше молодцы!
правда, есть гордость за земляков)

13
Ответить

Когда то, до покупки 2gis грузился за 2 секунды. Это реально было очень удобно, после грузится уже 12 секунд ... иногда дольше. На мой отзыв в гуглплее отреагировали (!!!) и даже завели тикет собрали отладочные данные. И сделали загрузку в 7 секунд ... и вроде бы стало лучше но не так как хотелось. Единственное преимущество супротив Я карт ушло (( а привычка осталась

9
Ответить

Если телефон слабый, то там ничего не поможет, учитывая 2гис растет в ширь. У меня спокойно грузит за 2секунды.

7
Ответить