Как написать сценарий для анимационного 2D-ролика и не облажаться

Представьте, у вас есть классная идея: в ролике 8 осьминогов танцуют вальс. Кажется, что ничего сложного, но тут приходит моушн-дизайнер и говорит: «У осьминога 8 ног. У 8 осьминогов — 64. Столько ног анимировать будет сложно и долго».

Упс, об этом никто не подумал, и теперь придется придумывать новую идею и переписывать сценарий, потому что на этих самых осьминогах и строился сюжет.

Чтобы таких ситуаций не возникало, держите инструкцию, которая поможет подогнать вашу идею под формат ролика. Енджой.

Мы рассказываем свой опыт — в других компаниях может быть по-другому. В Multiways команда сценаристов — больше, чем просто писатели. Их работа не заканчивается на придумывании историй – её ещё нужно защитить перед клиентом, подробно расписать действия для дизайнеров и отслеживать, чтобы исполнение не отходило от концепции.

В какой технике будет сделан ролик

У 2D-анимации — особенная специфика. Чтобы команда могла создать крутой ролик, при написании сценария надо понимать, чем одна техника анимации отличается от другой, и какие будут использованы в проекте. Кроме того, знание техник поможет понять, вписываемся ли мы в бюджет проекта и сроки. Например, если проект срочный и малобюджетный — значит, сложные сцены в сценарий добавлять не нужно.

Для 2D-роликов мы используем две основные техники: перекладка и покадровая техника.

Перекладка — это когда части персонажа/предмета в каждом новом кадре «перекладываются», меняют положение. Так получается движение. Например, нам надо показать, как качается неваляшка. В каждом новом кадре мы наклоняем ее влево или вправо и таким образом она качается туда-сюда.

У этой техники есть ограничение — нельзя показать объём. Персонажи получаются плоские и не могут разворачиваться в пространстве. Если в ролик нужно вставить сцены с разворотами или объемные предметы, то нужно использовать покадровую или 3D-анимацию, а это сложнее и дороже.

В этой технике мы делали, например, ролик для «Цифровой экономики».

Кадры из серии роликов «Кибербезопасность под водой» для АНО «Цифровая экономика»

Покадровая техника — когда каждый новый кадр прорисовывается отдельно. Персонажи могут двигаться как хотят и куда хотят, но такая прорисовка занимает больше времени.

Вот наш ролик для Эвотор Pay с элементами покадра.

Кадры из эксплейнера Эвотор Pay

Когда автор пишет сценарий, он должен сразу представлять, как это можно будет реализовать в одной из техник. Если вообразить исполнение сложно, нет бюджета или мало времени на работу — сцены надо изменять.

Какие термины используют аниматоры и иллюстраторы

У аниматоров есть свои термины и правила — их надо знать, чтобы прописывать технически верное описание действия и аниматор точно понимал, что имеется в виду. Например, если в сценарии автор напишет: «Машина уезжает вдаль», аниматору будет непонятно, как это показать: машина удаляется, а сцена на месте? Или машина едет, в окнах проносятся деревья, а основной персонаж стал уменьшаться? Поэтому нужно обязательно пояснять “на аниматорском”, как сцена должна выглядеть.

Описывать надо чётко, пользоваться единой терминологией и точно знать, как композиционно будет выглядеть кадр. Если вы не можете нарисовать хотя бы примитивную раскадровку по своему сценарию, значит, сценарий недоработан.

Вот такие основные термины используем мы, в других агентствах могут быть другие или их может быть больше.

Сцена — это часть ролика, которая, как правило, состоит из одного или нескольких кадров. Действие в сцене происходит обычно с одними и теми же персонажами, в одном месте и в одно время. Бывают исключения — например, в сцене может поменяться локация, но важно, чтобы не изменялось действие и персонажи. Например, герои разговаривают на улице, продолжают разговор в кафе, а заканчивают в самолёте — разные локации, разное время, но единство действия.

Эпизод

Мы делим сценарий на эпизоды. Этот термин мы используем не совсем так, как это делается в кино. В нашем случае эпизодом становится минимальная законченная мысль – чаще всего это одно предложение в голосе за кадром и одно или несколько действий, подходящих к нему.

Это деление помогает нам соблюдать динамику, которая очень важна в анимации, и следить за тем, чтобы на одну фразу или титр не ложилось очень много или недостаточно действий.

Кр. план/ Общ. план

Указание, как показать объект в кадре: крупно отдельные части или полностью.

ГЗК/ЗК

Голос за кадром. Если сценарист предусматривает голосовое пояснение действия на экране.

Ещё у нас есть обозначения для оформления сцены, появления героя, музыкального фона, приёмов монтажа. Мы собрали это в специальный регламент, по которому работает автор-сценарист.

Клише — это посредственность

Задача ролика — зацепить внимание зрителя и удивить его чем-то новым. А клише — это шаблонные образы, которые используют примерно все и примерно везде. Выглядит устарело и низкокачественно. Например, «идея → лампочка», «время → часы», «кубок → символ победы». Если в ролике есть клише — эффект удивления теряется и человеку будет неинтересно.

Поэтому при разработке сценария нужно знать, какие клише есть, и стараться их не использовать вовсе или по-новому обыгрывать привычный образ. Например, в ролике надо показать, что предприниматель нашёл партнёра по бизнесу. Вариант на поверхности: два человека пожимают друг другу руки. Банально, скучно и уже было в тысячах других роликов. Вы можетепоказать договорённость по другому: бизнесмены вместе вышли на международный рынок, партнёр помог привлечь новых клиентов или взял на себя строительство новых заводов.

Клише не всегда плохо. Есть случаи, когда без него не обойтись, например, очень сжатые сроки и небольшой бюджет. Клише может выглядеть уместно и оригинально, если его применить в неожиданных местах или обыграть по-новому. Например, как заменить банальный таймер, чтобы показать быструю доставку пиццы мы продемонстрировали в этой статье.

Сцены должны плавно переходить одна в другую

Переходы, которые выглядят необычно, удерживают внимание зрителя. В анимации, в отличие от кино, больше свободы в плане переходов — можно играть с пространством как захочется, например, превращать одни вещи в другие или переворачивать всё с ног на голову. Чем больше таких интересных переходов — тем интереснее смотреть ролик. В идеале в анимации переход должен быть незаметным — чтобы одно действие плавно перетекало в другое.

У нас есть правило: в одном ролике — один набор переходов, каждый переход используется несколько раз. Это нужно, чтобы анимация выглядела плавной, а зритель воспринимал действие целостным. Например, если в ролике будут все переходы плавные, а один резкий — это будет плохо выглядеть, ритмичность действия нарушится. А если все переходы будут резкие — получится кино, а не анимация. Поэтому сценаристу важно правильно подобрать набор переходов и гармонично применять каждый.

Вот такие переходы мы используем в нашей работе — их можно использовать в «чистом» виде или комбинировать между собой как угодно.

Склейка. Это резкий переход от кадра к кадру — как в кино. Например, в кадре только что была мышь, а теперь — воздушный шар.

Кадры из серии роликов "Кибербезопасность под водой" для АНО "Цифровая экономика"

Движение камеры в плоскости — камера или персонаж двигаются вверх/вниз/вправо/влево, а само пространство остается плоским. Часто мы делаем переход именно через персонажа или объект.

Кадры из серии роликов "Кибербезопасность под водой" для АНО "Цифровая экономика"

Движение камеры в пространстве. Камера отъезжает или двигается вперед — зритель видит картинку как бы «глазами» камеры. Это создает иллюзию объемного пространства.

Зум — приближение или отдаление. Сцена меняется за счёт увеличения или уменьшения объекта или его деталей.

Кадры из серии роликов "Кибербезопасность под водой" для АНО "Цифровая экономика"

Шторка — когда предмет перекрывает одну сцену и появляется другая. Предмет должен быть не абстрактным, а каким-либо объектом. Например, деревом, занавесом или окном.

Jump Cut — прыжок. Это тоже склейка, но при этом два различных кадра связаны единым непрерывным движением, которое добавляет плавности.

Match Cut — переход-склейка между двумя различными кадрами. При этом объекты совпадают друг с другом композиционно или визуально похожи. Такой переход тоже добавляет плавности и смысла.

Кадры из ролика компании Эвотор

Поликадр/сплит — когда на одном экране происходит несколько действий в разных локациях. Например, если надо показать телефонный разговор двух людей в кафе и офисе или объяснить, как работает приложение.

Геометрия — сцены меняются через простые геометрические формы. Это самый незамысловатый способ перехода, часто его используют начинающие сценаристы. Геометрический переход легко анимировать, но сложно сделать так, чтобы он смотрелся в ролике органично.

Кадры из эксплейнера инвестиционной платформы Aktivo

Авторский переход — любой переход, который не относится к архетипам, а создан исключительно воображением сценариста или моушн-дизайнера.

Вещи, которые долго и сложно анимировать

Некоторые вещи в анимации показать сложно и для их реализации может потребоваться много времени. То есть, если ролик нужен «вчера», то их не стоит использовать — не успеем.

Комплексные движения. Чтобы их правильно передать, надо знать законы физики и учитывать 12 принципов анимации. Например, если персонажу по сценарию надо сесть в машину или вскочить на лошадь.

Поворот персонажа. Обычно его делают в покадровой технике — отрисовывают много-много кадров с разным положением в пространстве. Это занимает много времени.

Животные в движении. Сложно, потому что анатомия животного не похожа на человеческую и каждый зверь двигается по особенному. Можно использовать неподвижных животных или сделать антропоморфными, если время поджимает, а котика в ролике хочется.

Сложный морфинг. Собрать из частей предмет — не сложно. Сложно один предмет трансформировать в другой. Нужно продумать, какие части и как будут видоизменяться, какие части исчезнут, а какие появятся и как сделать это появление гармоничным и логичным.

Это основные правила и техники, которые должен понимать и использовать в своей работе любой человек, который пишет сценарии — будь то профессиональный сценарист или менеджер по маркетингу, который взял сценарии на себя. Если их не учитывать, скорее всего, потом придётся долго и нервно дорабатывать сценарий: вносить правки по комментариям аниматоров, переписывать сцены, чтобы их можно было правильно и быстро отрисовать или придумывать новую идею. Поверьте нашему опыту =)

Все демонстрационные кадры взяты из работ Multiways.

3232
10 комментариев

Материл отличный. Было бы круто еще посмотреть реальное тз и ролик, в который оно превратилось)

1

Это хорошая тема для отдельного материала) Попробуем что-нибудь придумать

Меня в качестве хобби интересует motion-дизайн) делал пару банальных анимаций в after effect, пнрваилось

AE – это отдельный мир, в который можно погрузиться очень надолго.) Кто-то программирует в качестве хобби, а кто-то анимирует. 👌

1

"два человека пожимают друг другу руки. Банально, скучно" - надо чтобы они руками с бицухой хлопнули, как в начале Хищника с Арни