Как брендинг помогает вузам привлечь абитуриентов
Каждый год вузы борются за привлечение лучших абитуриентов, но в сентябре многие сталкиваются с недобором, а средний проходной балл падает. Почему?
Проблема в том, что школьники все чаще задумываются, стоит ли тратить 5 лет, изучать множество предметов, вкладываться материально. Или лучше выбрать узкое направление и за год отучиться онлайн на одной из популярных платформ. А может и вовсе сразу пойти работать.
В новых реалиях борьба за абитуриента идет не только между вузами, но и форматами обучения. Борьба за то, чтобы донести ценность получения высшего образования в целом.
Как выиграть в этой борьбе и при чем здесь брендинг? Рассказываем в статье.
Брендинг на рынке образования
Вместо того, чтобы следить за тенденциями рынка, исследовать аудиторию и адаптироваться под современную реальность, большинство вузов продолжает делать ставку на свое историческое наследие и престижность, надеясь, что как и раньше, это привлечет абитуриентов.
Многие выглядят так, как 20 лет назад: устаревшая графика, разрозненность в цветах и шрифтах – образ университета размыт и не соответствует духу времени. Коммуникация строится на месседжах про высокое качество образования, хороший преподавательский состав и успешное будущее. Но чем конкретно вуз отличается от других, в чем уникальные возможности для студентов – мало кто может ответить.
Абитуриенты же хотят учиться в месте, которое не только дает хорошее образование, но и выглядит современно и транслирует ценности, которые они разделяют. Все это должно считываться через визуальный и вербальный язык.
Но изменения есть
В последнее время все больше университетов проводят ребрендинг. Это показывает, что вузы начинают понимать ценность брендинга и стремятся к изменениям.
ИТМО
С 2014 года вуз работает над образом первого неклассического университета. Для этого нужно было поработать над фирменным стилем, который не менялся с 90-х, и полностью пересмотреть способы и формы коммуникации. Как мы это сделали можно посмотреть тут.
Это стало толчком. ИТМО продолжает работать над своим брендом и недавно вновь обновил свой фирменный стиль. Вуз говорит на одном языке со студентами не только за счет инструментов брендинга, но и различных мероприятий, ориентированных на их ценности.
По данным исследования HSE, за период с 2020-2021 ИТМО вошел в топ 25 универов по числу зачисленных абитуриентов на платной и бесплатной основе.
ГУАП
Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения славится не только своей историей, но еще и участием в международных рейтингах, образовательных программах, одной из самых развитых инфраструктур для жизни и творчества. Чтобы донести эти преимущества до нового поколения исследователей, вуз тоже решил изменить айдентику и коммуникацию.
Новый логотип сохранил преемственность. А слоган «Учись. Изобретай. Живи» раскрывает абитуриентам и студентам три основополагающие сферы университета: развитие и приобретение знаний, культура открытия и внедрения новых технологий и активная внутренняя жизнь университета.
«Благодаря новому фирменному стилю мы стали увереннее. Теперь мы можем открывать новые двери в новое пространство — участвовать в тех мероприятиях, в которых никогда не участвовали. А когда студенты впервые увидели обновленный логотип, то сразу начали писать положительные комментарии.
Проходной балл по ЕГЭ, с которым к нам поступают студенты, вырос на 7 баллов — это скачок. Мы попали во влиятельные в сфере образования рейтинги».
ВШМ
Высшая школа менеджмента СПбГУ — бизнес-школа № 1 в России и Восточной Европе и ведущий российский центр научных исследований в области менеджмента.
После получения международной аккредитации ВШМ СПбГУ решила переосмыслить айдентику. В новом логотипе сохранился образ богини Минервы, как отсылка к традиционному академическому университету, но он стал динамичным и современным.
«Самое приятное то, что коллектив Школы стал открытым к инновациям, будто мы сломали какой-то барьер. Есть движение, идеи, желание развиваться и дальше. А первокурсники получили обновленную сувенирную продукцию, и это помогло нам добиться WOW-эффекта в начале учебного года».
Вуз пошел еще дальше и захотел стать более открытыми и эмоциональными в общении со студентами и абитуриентами. Разрушить образ закрытого сообщества, которое разговаривает на сухом рациональном языке.
Мы выяснили, что ВШМ — место, где и студенты, и преподаватели, и университет в целом каждый день бросают себе вызовы, чтобы непрерывно развиваться и развивать мир вокруг.
Так родилась рекламная кампания «Будь выше». Сообщение раскрывает три основных ценности получения высшего образования в ВШМ для абитуриента: развитие, статус, достижения.
Так почему вузу важен современный образ
- Привлекает абитуриентов на раннем этапе. Многие задумываются о своем поступлении еще с 8 класса. Сильный и современный образ может привлечь абитуриентов с раннего возраста.
- Повышает узнаваемость. Коммуникация ИТМО повысила узнаваемость университета и запустила эффект сарафанного радио. В социальных сетях вуза более 50 000 подписчиков, есть свои СМИ, международные награды. За счет этого вуз привлекает не только студентов из России, но и других стран.
- Делает вуз интересным для инвестиций. Бизнес вкладывает средства в современные университеты, которые двигаются в ногу со временем и готовы составить конкуренцию международным представителям.
- Привлекает лучших преподавателей. В преподавательском составе меняется поколение, плюс многие университеты приглашают спикеров, работающих в крупных компаниях — всем им хочется преподавать в месте с прогрессивными взглядами и современным обликом.
Мы знаем, как тяжело бывает таким большим и консервативным системам прибегнуть к изменениями, но чтобы донести ценность образования, важно работать над своим брендом: по-новому взглянуть на то, как он выглядит и говорит, и непрерывно заниматься его продвижением, основываясь на ценностях аудитории.
Наш сайт
Работа над доверием клиентов — тренд 2025 года по версии Qualtrix: 61% клиентов хочет доверять коммуникациям брендов. PwC, которые исследуют доверие к бизнесу других компаний, клиентов и сотрудников, согласны с важностью доверительных отношений, и бьют тревогу: ожидания бизнеса не совпадают с реальностью. Почему и как это исправить — в статье.
Самыми «обременительными» собеседники издания называют ограничения, связанные с платежами.
Сегодня хочу поговорить об очень полезном качестве, которое лично мне помогает жить и заниматься бизнесом. Я — не побоюсь этого слова — эгоист, и уверен, что всего в своей жизни добился только благодаря эгоизму.
Комментарий недоступен
Ну Старбаксу это как-то удается ))
Комментарий недоступен
Начинка у вуза может быть разная, но приятнее учиться, наблюдая продуманную айдентику и понимая смысл вуза и носить мерч, который нравится, чем лютую кринжуху, сделанную на коленке.
Брендинг он не про картинки, а про смыслы.
Обычно на коленке собираются самые годные проекты💁♂️
Будучи сам студентом точно скажу, что когда вуз уходит от душных историй, когда как ИТМО показывает, что он на одной волне, то желание учиться увеличивается. Ну и при поступлении выбор, скорее всего (если вопрос денег откинуть и репутации), упадет на такую историю
Комментарий недоступен