Юзабилити аудит бонусной программы приложения «Мой Ростелеком»
Если вы пользуетесь интернетом от «Ростелекома» то, возможно, знакомы с его мобильным приложением и бонусной программой. А значит, вас тоже бесит этот «квест» в котором очень сложно получить что-то за бонусы. Мы его прошли, разобрали ошибки в юзабилити и даже оформили в виде интерактивного комикса.
Привет, это StandApp. Мы помогаем продуктовым командам с интерфейсами и юзабилити.
Как и в прошлом кейсе (приложение каршеринга Cars7), мы сфокусировались и изучили не весь продукт, а только его часть. Да, в приложении «Мой Ростелеком» много неудобств и проблем. Средний отзыв в 3.4 (App Store) и 3.1 (Google Play) это подтверждает. Но бонусная программа вызвала у нас самую большую «любовь», и поэтому мы разобрали именно ее в версии для iOS.
Надеемся, что эту статью увидит команда разработки Ростелекома и она поможет им запустить серию позитивных изменений в мобильном приложении, а мы, пользователи приложения Ростелеком, получим продуманный интерфейс и юзабилити.
Как сейчас происходит использование бонусов в приложении
Бонусная программа — это хороший способ влиять на одну из главных метрик приложений (retention rate), удерживать и возвращать пользователей, снижать риск ухода клиентов. Еще это возможность продвигать свои продукты с меньшими усилиями. Сплошной профит! Но тут она бонусная программа не работает.
- Захожу в приложение Ростелеком, чтобы оплатить домашний интернет. Открываю меню и вижу бонусы. Я хочу ими воспользоваться и потратить на что-нибудь полезное.
- Нахожу интересное предложение (бесплатные книги на Литрес) на экране бонусной программы. Вижу длинное описание и инструкцию о том, как мне получить книгу за бонусы. Не интересуюсь деталями и просто нажимаю «Получить подарок». Вижу попап и тут же закрываю его.
- Думал, все проще, но теперь не могу разобраться, где лежат полученные подарки. С трудом нахожу раздел с историей участия, захожу туда и понимаю, что все еще не могу забрать свой подарок. Никаких ссылок на сайт Литрес и возможности скопировать промокод в буфер обмена.
- Возвращаюсь к списку предложений за бонусы. Вспоминаю, что ссылка была в том месте, где я узнал про подарок от Литрес. Опять нахожу Литрес, чтобы из описания перейти по ссылке в специальный каталог с книгами. Перехожу по ссылке и понимаю, что в Литрес мне нужно ввести ранее полученный промокод, а у меня его нет.
- Возвращаюсь в Ростелеком, опять ищу раздел, где лежит подарок-промокод (раздел «История участия»), чтобы скопировать, и понимаю, что скопировать его нельзя. Записываю вручную и наконец получаю доступ к каталогу книг Литрес.
Проблемы и решения
1. Труднодоступные бонусы
По крайней мере раз в месяц Ростелеком может взаимодействовать с клиентами, когда они заходят в приложение для оплаты домашнего интернета. Однако сейчас увидеть свой бонусный счет можно только в том случае, если открыть бургер-меню.
Клиент может и не подразумевать о существовании бонусной программы. Он обычно заходит в приложение и оплачивает интернет с главного экрана и шанс, что пользователь обратится к боковому бургер-меню, очень мал.
2. Перегруженный экран подарка
Интересуясь списком партнеров, у которых можно потратить свои бонусы, ты встречаешься с подобными экранами, где все условия и описание подарка просто сливают в один большой абзац, превращая текст в кашу, снижая вероятность его прочтения.
Можно было представить и распределить информацию по экрану в более читабельном виде, тем самым помочь клиенту сделать выбор и, возможно, более выгодный выбор с точки зрения Ростелекома и партнеров бонусной программы.
3. Тупиковый путь
Сразу после «получения подарка» пользователя буквально бросают одного разбираться с тем, где и как ему получить этот подарок. Попап с пояснением того, где отражены все подарки, не решает проблему: пользователь может не прочитать его и реактивно закрыть, либо прочитать, но не знать, где находится указанный в тексте раздел.
Можно было сделать иначе: раскрывать информацию постепенно, продолжая вести пользователя «за руку» до конца пути, либо дать то, что он хочет, на месте.
4. Отсутствие личного пространства
В разделе с бонусами важна легкодоступность использования уже накопленных бонусов и возможность перейти к «цифровой собственности», которую пользователь только что оплатил бонусами.
Текущий раздел «История участия» не очень хорошо подходит для этих целей, так как в нем отображается более «техническая» история списаний-начислений, и искать в нем что-то тяжело.
Что можно сделать:
- Уменьшить вес блока со статусом и количеством баллов пользователя, тем самым сместив фокус на выбор вознаграждения (на использование бонусов).
- Сократить путь пользователя до выбора подарков. Как вариант, отображать популярные (или рекомендуемые) прямо на главном экране бонусной программы.
- Добавить раздел «Полученные подарки».
5. Неуважение к пользователю
Финальная добивка пользователя — это раздел «История участия», в который нужно заходить, чтобы использовать полученный подарок. Что с ним не так:
- В нем нельзя скопировать свой промокод и перейти туда, где его можно применить.
- В нем нет ссылки на специальный каталог Литрес, про который говорилось на странице подарка/бонуса.
Приходится метаться между разными экранами, искать ссылку на сайт, записывать куда-то промокод.
Итоги
- Если используете бонусную программу, то чаще «сталкивайте» пользователя с ней — это повлияет на вовлеченность в продукт.
- Помните про психологию, когда размещаете контент на экранах приложения. Эффекты фрейминга и якоря помогут пользователю сориентироваться на экране и принять верное решение.
- Не заводите пользователя в тупик. Иначе он не сможет выполнить ту или иную задачу: это будет невозможно или очень сложно.
- Помните про цифровую собственность пользователей. Предоставьте им личное пространство, куда будет приятно возвращаться и иметь простой доступ к полученным подаркам.
- Проявите уважение и заботу о клиенте на деле, а не на словах🙂
Над исследованием и кейсом работали:
Иван Михайлов, UX/UI-дизайнер
Егор Поляков, Дизайн-менеджер
Анастасия Боровикова, Редактор, UX-исследователь
Над этим приложением словно работают два индуса. Не дай бог, вы заведете себе 2 счета (личных кабинета), простите, но в приложении не предусмотрено, что один пользователь будет заводить несколько счетов и возможности залогиниться сразу в 2 аккаунта нет, приходится каждый раз вводить логин/пароль по новой. Но самое смешное, что при переключении с 1 аккаунта на 2ой, приложение каждый раз просит придумать и 2 раза ввести защитный код. Вот только после выхода из аккаунта защитный код сбрасывается и при следующем заходе приложение снова попросит придумать и повторно ввести защитный код. Просто 10/10 сервис. И еще один интересный момент, приложение Онлайм (ранее был отдельный провайдер до поглощение его ростелекомом) работало в 2 раза лучше, чем РТК.
Да, увы, функционал добавления счета пока не доступен через приложение - но это можно сделать через поддержку, у вас в приложении будут все ваши счета, достаточно будет просто переключаться между ними, без логаута :)
Напишите нам, пожалуйста, в личку - поможем это сделать!
Ростелеком, а что с бонусной программой? 🥲 Ее кто-то починит, хоть немного?
Егор, опишите ситуацию более подробно написав нам в личные официальных сообществ в социальных сетях ВК или ОК.
Куда уж подробнее) Эта статья про дизайн и юзабилити вашей бонусной программы в мобильном приложении «Мой Ростелеком», а также интерактивная версия статьи на нашем сайте. Видимо, вы не вдавались в подробности и не смотрели о чем статья, очень жаль.
Эй, я сразу хотел посмотреть в виде комикса)) Но статья крутая ❤
Николай, спасибо за комментарий! Если комикс еще не посмотрел, то тебе сюда: https://standapp.pro/case_rostelecom - лучше смотреть с ПК, но со смартфона тоже можно :)