Разработка логотипа: алгоритм поиска идеи

Меня зовут Григорий Хромов, я графический дизайнер, основатель брендингового агентства ХРОМ.

Львиную долю наших проектов занимает корпоративный брендинг: нейминг, позиционирование, разработка и интеграция фирменного стиля. Моё любимое направление в дизайне — разработка логотипа, я занимаюсь этим уже около десяти лет и считаю, что могу поделиться своими знаниями с кем-то ещё. Значит, пора структурировать весь свой опыт в текстовом виде, создать своего рода методический материал по разработке знака и логотипа.

Предисловие

Мы пройдём все этапы проектирования хорошего логотипа, начиная с поиска идей и заканчивая презентацией клиенту, и разберём основные ошибки и проколы, с которыми мне пришлось столкнуться за всё время работы.

Единственное, чего не будет в этих текстах — описаний технических нюансов работы в графических редакторах и использования инструментария. Я считаю, что дизайнеру необходимо обладать им без обсуждения, по умолчанию, потому что он должен любую идею уметь воплотить в жизнь. Надеюсь, аудитория которая читает эту статью, в силе перевести концепт из плоскости задумки в формат визуализации.

Что такое дизайн? Дизайн — это всё. Всё, что мы видим, всё то, с чем сталкиваемся, всё, чем пользуемся и к чему привыкли. Всё то, что мы хотим сделать, и всё, о чём думаем. Всё то, что будет в будущем и что было в прошлом, всё, что было придумано и написано. Всё, до чего можно дотронуться, и всё, на что мы смотрим. Всё это сделано с помощью дизайна.

Я хочу поговорить о передаче смысла. Ведь каждый начинающий графический дизайнер считает, что обязан разработать логотип. Он думает, что графический дизайн — это и есть фирменный стиль с логотипом в первую очередь. Так думал и я в начале свой карьеры, и это является чистой правдой.

Мастерство разработки знаков сравнимо с мастерством создания плаката и афиши. В случае с плакатами мастеру необходимо вложить весь смысл и посыл в формат листа, соблюдая стилистические особенности бренда, сделав его оригинальным, ярким и необычным, но при этом разработать какой-то собственный неповторимый почерк.

В разработке логотипа ситуация очень похожа — мы делаем то же самое, но ограничиваемся гораздо меньшим физическим форматом. Идеальный логотип должен быть настолько простым, чтобы его можно было нарисовать палкой на песке, маркером на доске или сделать с ним татуировку.

Немного истории

Термин «логотип» появился в начале 19 века в типографике и был синонимом термина «лигатура» — то есть обозначал объединение двух или трёх знаков типографского шрифта. Он возник на волне подъёма производства, что логично привело к росту производимой продукции, экспорта и конкуренции. К середине 19 века логотипом называли любое текстовое клише, которое не нужно каждый раз набирать заново. Например, заголовок-название газеты.

Немного теории

Вы должны понимать, чем отличается знак от логотипа. В переводе с древнегреческого слово «логос» обозначает слово (или смысл, суждение), а «типос» — отпечаток. Таким образом, логотипом может называться графическая конструкция, состоящая из текста и несущая определенный посыл, суждение и смысл.

Знаком же называется отдельная от логотипа либо самостоятельная графическая форма, которая, так же как и логотип, может нести определённый посыл, суждение и смысл. В отличие от логотипа знак не выполнен в виде наборного шрифта, но может быть спроектирован с помощью леттеринга, каллиграфии или других (не наборных) приёмов проектирования букв.

В случае если наша композиция включает знак и логотип, графическую композицию принято называть «фирменным блоком», но, как правило, мало кто использует профессиональные формулировки, и понятие упростилось до одного ёмкого слова «логотип».

Прежде чем начать его разработку, мы всегда обращаемся к реферансам, ищем подходящие метафоры, думаем о смысле, чтобы отразить его на плоскости листа в минимальном формате в виде логотипа или знака. Ведь логотип и знак — это максимальная квинтэссенция всего понятия графического дизайна.

Это смысл всего, что можно отразить, используя графику в пределах пяти мм. Для того чтобы сделать хороший знак и логотип, нужно пройти определённый путь, используя несколько правил. Возможно, для кого-то мои тезисы покажутся очевидными, но для многих начинающих дизайнеров это что-то новое, и я уверен, что им будет очень интересно об этом узнать.

Не существует тупиковых проектов. Рано или поздно хорошая идея придёт — главное, вооружиться терпением и следовать моей теории.

Сложился определённый алгоритм действий по поиску лучшей, самой яркой метафоры и идеи, которая ляжет в основу знака и логотипа. Несомненно, есть случаи, когда логотип не должен отражать каких-то серьезных сопоставлений, а должен быть всего лишь стильным и трендовым, минималистичным. Это уже отдельная история работы с брифом, которую мы подробно рассмотрим в следующих главах.

Повторюсь: ценность знака и логотипа заключается не в форме, а именно в посыле, который надо передать с её помощью. Это очень похоже на принципы, заложенные Баухаузом: превосходство функции над формой. В нашем случае под функцией подразумевается посыл, который важно отразить с помощью образного языка.

Это коммуникация, разговор со зрителем путём применения минимальных графических форм, и он воплощен в максимально яркую и емкую концепцию. Когда мы уже подумали, о том каким хотим видеть наш знак, можно приступать к анализу и проработке метафор.

Алгоритм поиска идеи в разработке логотипа

Итак, в начале идёт ассоциативный поиск. Мы сопоставляем нашу тему, направление деятельности компании с какими-то определёнными яркими символами. Что это значит? Например, фирма занимается производством кирпича. С чем её сопоставить? Какие самые яркие признаки её ниши и сегментации?

На первом месте, конечно же, форма — форма кирпича: прямоугольник, который имеет определенные физические показатели, размер с соотношением высоты, ширины и глубины — каждый человек хорошо знаком с этими характеристиками. Они своего рода визитная карточка кирпича.

Второе — материал, песок и глина. Третье очевидное свойство — твёрдость. Далее мы выделяем цвет — чаще всего он красный, реже белый или какой-то другой. Следующим этапом мы выбираем из ключевых показателей несколько самых ярких — олицетворение нашего образа.

При подборе ассоциативного ряда есть несколько уровней. Ассоциации первого ряда — самые простые, первое приходит в голову при произнесении слова. Например, молоко — белое и жидкое. Ассоциация второго ряда — корова, она производит молоко. Ассоциация третьего ряда — луг, на котором пасётся корова. Ассоциация четвёртого ряда — возможно, деревня, где есть этот луг, на котором пасётся корова.

Решение должно быть неожиданным, но очевидным.

Вернёмся к кирпичу. Если мы хотим разработать логотип для кирпичного завода, нам нужно стараться использовать самые дальние метафоры, ассоциации как можно дальнего порядка, начиная с третьего. То есть мы никогда, ни при каких обстоятельствах не должны рассчитывать на самые простые и элементарные, если планируем сделать его интеллектуальным и умным.

Наша цель — завлечь зрителя в игру. Самый идеальный вариант — когда в итоге ты ловишь себя на мысли: «Как же я раньше не додумался? Это же очень неожиданное, но очевидное решение». Эта формулировка, к которой я пришёл в процессе работы, кажется мне наиболее подходящей к тому, чем занимается графический дизайнер.

Продолжая тему кирпичного завода. Если убрать ассоциации первого и второго ряда (характеристики формы и цвета), можно подумать о чём-то более глубоком: например, о доме, который был построен с помощью этого кирпича. Дом, конечно же, тема очень избитая, и рисовать его с крышей и трубой не стоит.

Можно изобразить часть конструкции, которая наиболее точно характеризует кирпич, — например, узор кирпичной кладки. Паттерн из кирпичной кладки очень характерно говорит о камне, о чем-то жёстком, прочном и стабильном, статичном.

Именно эту метафору мы попробуем взять за основу нашего знака. Также при разработке логотипа мы всегда должны думать о том, как будет выглядеть наш фирменный стиль (понятие фирменного стиля мы подробно разберём в следующих главах). Если в нашем знаке заложен какой-то стилеобразующий элемент, он может найти своё продолжение в общем фирменный стиле — это очень круто, мы убьём сразу двух зайцев.

Очень важная мысль, которую я могу назвать законом в разработке хорошего знака, — получение максимального результата с применением минимальных средств. Имеются в виду минимальные графические средства: если мы можем обойтись одной палочкой и одним кружочком и при этом показать суть нашей идеи максимально ярко, отразить направление, философию и подход той организации, для которой делается знак — идеально.

Также очевидно, что после идеи важнейшей частью хорошего логотипа является форма. Форма решает. Всегда при разработке логотипа изначально мы проектируем его в чёрно-белом виде: черновик на бумаге → каркас в векторном редакторе → монохромная заливка. И уже потом, в последнюю очередь, можно думать о цвете.

Создаём мудборд — доску мыслей и настроений.

Как правило, в большинстве случаев у нас уже есть определённые референсы либо мудборд, который говорит о том, что мы хотим получить в конечном итоге. Мудборд — это презентация мыслей и настроений. Мы собираем образы в визуальном виде на свои доски в Pinterest или в виде стикеров и распечатанных картинок на доске возле рабочего места (существует ряд интерактивных сервисов, позволяющих организовать мудборды и потом делиться материалами, комментировать и взаимодействовать командой, например realtimeboard.com — я пользуюсь им).

Пример мудборда на тему поп-арта.
Пример мудборда на тему поп-арта.

Таким образом, мы вдохновляемся, сопоставляя свои мысли с тем, что уже где-то видели, делаем отпечатки в сознании и проецируем это в работе. Ведь всегда очень важно обладать определенной семантической базой перед проектированием логотипа. Да и опять же, на этапе подготовки кейса или презентации клиенту можно продемонстрировать мудборд, пояснив, как мы пришли к той идее, которую презентуем.

Очень важно делать презентации не просто сухим языком, показывая варианты наших знаков, но и рассказывать с точки зрения подхода: как конкретно мы пришли к результату, почему сделали именно так, о чём думали и чем вдохновлялись.

Итак, резюмируем вышесказанное. Приступая к разработке логотипа, мы:

  1. Выявляем уровни ассоциаций.
  2. Стараемся не использовать ассоциации первого и второго уровня (нужен логотип для производителя ботинок? — не стоит рисовать туфельку, если, конечно, это не обязательное условие в брифе).
  3. Создаём мудборд или доску впечатлений.
  4. Начинаем разработку только с использованием выбранного нами образа в неожиданной, но очевидной метафоре.

Алгоритмы, способы и стилистические приемы разработки логотипа я опишу в следующей статье.

6969 показов
21K21K открытий
23 комментария

спасибо за статью: четко, структурировано и понятно

Ответить

Елена, большое спасибо

Ответить

Интересно было сопоставить свои методы с чужими, буду ждать продолжения!

Ответить

Отлично! Буду продолжать!

Ответить

Формулировка "неожиданно, но очевидно" рождается не у зрителя, а у дизайнера, который пришел к той или иной идее, через тернии размышлений и вариантов.
А примеры я намеренно не приводил) Эта, первая статья чисто теоретическая, разбирать примеры будем в следующих)

Ответить

Очень важно разбивать текст иллюстрациями. Особенно когда речь идет о дизайне.

Ответить

Попробую осилить текст позже.

Ответить