Гендерный дизайн: сексизм или необходимость

Привет, это Логомашина. В преддверии восьмого марта рассказываем, какие есть инструменты, чтобы сделать дизайн исключительно мужским или женским. Бонусом размышляем, что с ними не так.

Гендерный дизайн: сексизм или необходимость

Что такое гендерный дизайн

В мире много стереотипов, и дизайн не является исключением. Общепринятая идея — каждый пол привлекают разные элементы в айдентике бренда. Поэтому мы видим, что реклама продуктов для женщин, имеет больше «женских» шрифтов или цветов и наоборот. Даже сейчас у вас в голове есть проекция образа, как такая реклама будет выглядеть.

Самый распространённый пример — цветовое кодирование: розовый для женщин, а синий для мужчин. Этот стереотип настолько распространен, что вы можете встретить его в любом магазине. Например, если посмотреть, как использует цвета компания Gillette, становится ясно, что она опирается на концепцию женского и мужского дизайна.

Так, у Gillette есть несколько линий продукции для женщин и мужчин. Gillette Venus ориентирована на женскую аудиторию и представлена в приглушённых пастельных цветах: розовом, фиолетовом и голубом. В линейке Gillette Fusion главные оттенки — ярко-оранжевый и глубокий синий.

Гендерный дизайн: сексизм или необходимость

Что не так с этой концепцией: критика

Гендерный дизайн живёт глубоко в сознании нашего и старшего поколения, и пока продолжает массово транслироваться. Однако стереотипы приводят к слишком упрощённым концепциям поведения. Так гендерное разделение начинает ограничивать возможности и дизайнеров, и брендов.

При этом появляется больше медийных людей, которые не поддерживают строгие гендерные рамки. Это можно считать положительным явлением, мы начинаем отходить от старых шаблонов.

Дизайн не должен опираться только на гендерность, игнорируя другие факторы: стилистику, образ, композицию и выбор цветов под тип деятельности бренда.

Какие есть инструменты, чтобы сделать дизайн «женским»

Гендерные паттерны заметить легко, но «женский» дизайн не только про сердца и цветы. На самом деле, он может быть разным. Например, сейчас среди визуальных решений популярен не только утончённый минимализм, но и натуральный стиль, растительные мотивы и сложные оттенки.

Кейс с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F160940787%2FIKUZAI%3Ftracking_source%3Dsearch_projects%257Ccosmetics&postId=626301" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Behance</a>
Кейс с Behance

В «женском» дизайне также чаще уделяется внимание эмоциональному контакту с аудиторией: делается упор на тактильные ощущения и внимание к деталям. При этом такая айдентика, как правило, не стремится ограничивать аудиторию только женщинами, визуально она считывается нейтрально.

Айдентика для Hossa cosmetics
Айдентика для Hossa cosmetics

Также женщины отдают предпочтение лёгкой, изящной типографике. Поэтому выбирают тонкие и наклонные линии, антикву, рукописное написание логотипа, добавляют больше воздуха в общую композицию.

Кейс из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fportfolio.logomachine.ru%2Fizyaschnie_sladosti%3Froistat_visit%3D181825&postId=626301" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">портфолио</a> Логомашины
Кейс из портфолио Логомашины

Очевидно, что розовый продолжают использовать в «женском» дизайне, но не кричащие варианты, а пастельные и более приглушённые. Это можно проверить, посмотрев на тренды в айдентике магазинов косметики, салонов красоты, и кондитерских. Там не будет ярких цветов и розовых медведей: только утончённость, минимализм и классика.

Кейс из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fportfolio.logomachine.ru%2Finspo%3Froistat_visit%3D181825&postId=626301" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">портфолио</a> Логомашины
Кейс из портфолио Логомашины

Какие есть инструменты, чтобы сделать дизайн «мужским»

Как правило, «мужской» дизайн отличается от «женского» большей конкретикой в образе: для него используют чёткие формы и яркие графические приемы, например, контраст цветов и фактур. Такая айдентика обычно не несёт в себе дополнительные смыслы и передаёт однозначное сообщение, понятное любой аудитории.

Айдентика для стритфуд-бургерной I'm burger
Айдентика для стритфуд-бургерной I'm burger

Брусковые шрифты, жёсткие углы и основательные гротески также более привлекательны для мужчин. Так как, в первую очередь, ассоциируются с силой, строгостью и компетентностью.

Айдентика автомобильных аккумуляторов Switch
Айдентика автомобильных аккумуляторов Switch

По сути, «мужская» айдентика практически полностью противопоставляется «женской». Например, вместо лёгкости и большого количества пустого пространства в логотипах мужчины предпочитают графичность и элементы брутализма.

Кейс из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fportfolio.logomachine.ru%2Fharryhatchet&postId=626301" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">портфолио</a> Логомашины
Кейс из портфолио Логомашины

Более того, мужчины часто больше согласны на эксперименты со стилем дизайна: выбирают как ироничный и юмористический, так и арт-деко, авангард, концепты 70-х и 90-х. В то время как женщины к этим направлениям чаще относятся скептически.

Кейс с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F163706217%2FBordera%3Ftracking_source%3Dsearch_projects%257Cavangard%2Bidentity&postId=626301" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Behance</a>
Кейс с Behance

Взгляд в будущее

Увидев привычные паттерны, людям легче классифицировать товар и сопоставлять его с собой: ощущать чувство принадлежности к определённой социальной группе. Так гендерный дизайн помогает брендам наделять продукт понятными эмоциями, обращаться к аудитории с конкретным сообщением.

Все люди отличаются друг от друга: ростом, весом, цветом и гендером. И хотя стереотипы не всегда положительно влияют на нас , благодаря им маркетологи, дизайнеры, производители знают, какой результат от них ожидают.

При этом невозможно создавать только гендерно-нейтральные и универсальные продукты. Поэтому, если в будущем параметров идентичности станет меньше, им на смену всегда придёт что-то новое.

Будет ли жить гендерный дизайн через 10 лет?
Да, визуальное разделение будет всегда
Нет, мы откажемся от гендерных рамок в будущем

***

Логомашина в соцсетях: VK | Telegram

1818
16 комментариев

Гендерный дизайн живёт не во всех брендах ,от этого уже уходят ,раньше было просто синий ,розовый и никто не смотрел на дизайн и упаковку,а сейчас современный мир стал разнообразнее и сложнее ,поэтому этому сейчас уделяю внимания больше и делаю уникальные дизайны ,которые будут подходить и тем ,и тем

2
Ответить

Мы с вами согласны :)

Ответить

а какие гендерно нейтральные шрифты?

Ответить

Times New Roman для всех! :)

4
Ответить

А почему «натуральный стиль, растительные мотивы и сложные оттенки» — это про женский дизайн? Разве для мужчин, даже в стереотипном представлении, продукт не может быть оформлен в натуральном стиле? Мне кажется это что-то больше про нейтральность как раз.

Вообще интересно, на основе каких данных вы делаете выводы? Например о том, что мужчины «больше согласны на эксперименты со стилем дизайна», а женщины больше скептичны к арт-деко, авангарду. Интересно было бы почитать источники)

Ответить

Дарья, привет! В статье поделились гендерными предпочтениями, исходя из наших дизайн-исследований, которых было более 400, и опыта после 1700 логотипов, которые мы сделали за время работы студии :)

2
Ответить

Опрос содержит противоречие в формулировке ответов. Если гендерные стереотипы проживут до 2033 года, это не значит что они будут с нами вечно.

Ответить