Как тренды безопасности в промышленном дизайне помогли нам в создании своего продукта

Андрей Калашников, директор по инновациям компании Gresso

Бенчмаркинг сегодня трактуют очень однобоко: по неясной причине принято считать, что это лишь сравнительный анализ продуктов или услуг одной компании с продуктами или услугами другой. При этом по умолчанию большинство убеждено, что речь идет про сравнение организаций внутри одной отрасли. Настоящие же инновационные решения приходят как раз в результате "классического" бенчмаркинга, когда бизнес анализирует и моделирует у себя практики и решения из отраслей и рынков максимально нестандартных, подчас далеких от его собственного.

Мы в компании много занимаемся промышленным дизайном, и с определенного момента стало понятно, что анализировать лишь рынок гаджетов, носимых устройств, телекома в целом — тупиковый путь для тех задач, которые мы ставим перед собой.

Вот почему мы кардинально вышли за рамки своего рынка, чтобы найти, изучить, частично перенять и адаптировать у себя практики в области промдизайна на стыке с безопасностью. В этой статье я расскажу, что из этого получилось на примере одного из наших продуктов.

Вместо предисловия

Промышленный дизайн — особая сфера. Это связующее звено между требованиями безопасности, которые современный мир предъявляет к окружающим нас устройствам, и желанием их производителей выделиться среди конкурентов. Не все, что красиво, безопасно для пользователя, хотя многие забывают об этом. Но впервые в истории у производителей появились материалы и технологии, чтобы удачно сочетать одно с другим.

Сейчас мы поговорим о том, как компании решают эту задачу и приведем примеры, когда им, на наш взгляд, удалось соблюсти баланс, достойный внимательного изучения компаниями из других отраслей. Тенденции рынка рассмотрим на примере наиболее “дизайнозависимых” продуктов — смартфонов и аксессуаров для них, автомобилей, морского транспорта, других технологичных устройств.

Гаджеты. Отправная точка нашего бенчмаркинга

Продукт нашей компании, ради которого мы затеяли это глобальное исследование — чехлы для смартфонов премиального сегмента. Нам нужно было найти решение, которое одновременно было бы эстетически привлекательным и функционально эффективным. Задача звучит легче, чем кажется. Часто при реализации подобной дуальности все равно возникает перекос либо на форму, либо на содержание.

Говоря о гаджетах сегодня, мы в первую очередь подразумеваем смартфоны и аксессуары для них. Именно в них сосредоточена большая часть деловой и личной активности человека, и ни с одним из гаджетов мы не контактируем чаще. Поэтому дизайн смартфонов во многом определяет отраслевые тенденции и влияет на глобальные тренды.

Очевидным фаворитом в промышленном дизайне являются Apple. Аналитики и маркетологи часто называют яблочную компанию законодателями моды. Именно Iphone прославил и вывел на новый уровень развития экраны touch screеn, что изменило облик современных смартфонов. Экран стал занимать все больше места на телефоне, вытесняя абсолютно все кнопки, а приоритет стал отдаваться форме, материалам и тактильности.

Одновременно встал вопрос о безопасности смартфонов, ведь они стали более хрупкими. Раньше вопрос решался с помощью больших и тяжелых аксессуаров, защитных чехлов, которые даже не претендовали на то, чтобы быть красивыми. Но спустя время появилась возможность сделать эстетику надежной и эта тенденция ярче всего проявила себя в премиум-сегменте. Красивые и легкие, но прочные материалы стали своеобразной заменой чрезмерному декору и вычурному дизайну в люксовых изделиях.

Безопасность как таковая сама по себе становится трендом и дизайн подстраивается под нее, а не наоборот. Дизайн и вовсе может отсутствовать в угоду безопасности. Например, основатели Doppler Labs Ноа Крафт и Фриц Лэнмэн предлагают нам невидимый личный гаджет — миниатюрный компьютер для ушей Here One.

Как тренды безопасности в промышленном дизайне помогли нам в создании своего продукта

Его позиционируют как устройство для создания дополненной звуковой реальности: регулировки уровня шума, прослушивание новостей, сообщений, для телефонных звонков. Все данные пользователя у него прямо в ухе — они не потеряются, не видны и не слышны больше никому. Создатели уже привлекли $50 миллионов инвестиций и рассчитывают, что гаджет будет так же популярен, как и iPhone. Ну а мы полагаем, что первыми, кто возьмет такой гаджет на вооружение, станут сотрудники служб личной охраны. Мы внимательно изучили опыт данного бренда, но лишь этого дизайн-решения оказалось мало. Следующим пунктом нашей программы стало изучение промдизайна в логистике,транспорте.

Транспортные средства

Пожалуй, уже не осталось автомобиля, в котором конструкторы поставили бы дизайн выше безопасности. Тем не менее, в отличие от гаджетов, не всегда премиальные авто безопаснее своих более бюджетных одноклассников.

Например, самым безопасным кроссовером 2018 года, по версии EuroNCAP, стал Hyundai Nexo, который работает на водородных топливных элементах, а вовсе не лидеры премиум-сегмента Mercedes и BMW. Но не стоит судить однозначно. Так, в категории «Малый семейный автомобиль» самым надежным был признан Mercedes-Benz A-класса. Несмотря на свои скромные размеры, он надежен при ДТП для взрослых на 96%, для ребенка — на 91%, для пеших участников дорожного движения — на 92%.

При этом, автомобиль среднего ценового сегмента Toyota Corolla в кузове E140/E150 по итогам краш-тестов получила высшую оценку Страхового института дорожной безопа́сности Top Safety Pick – единственным «средним», а не «хорошим» показателем названа защита головы и шеи при фронтальном столкновении. А вот его одноклассник Mercedes C-класса до Top Safety Pick не дотянул, хотя единственным, что не понравилось исследователям, стал слишком слабый головной свет в салоне. а удары автомобиль выдержал стойко.

Яркий пример противоборства дизайнеров и конструкторов происходил в главном мировом автоспортивном чемпионате – Формуле 1. Организаторы серии обязали все команды оснастить болиды новым элементом, отвечающем за безопасность головы гонщика – “halo”. Многие болельщики и спортсмены сочли его уродливым, а некоторые и вовсе не понимали, как спортсмены будут пилотировать автомобили, ведь нововведение могло ухудшить обзор.

<p>Болид команды Mercedes AMG Petronas 2017 года</p>

Болид команды Mercedes AMG Petronas 2017 года

Однако, статистика аварий в Формуле 1 и результаты испытаний “halo” говорили сами за себя: защита необходима. А портит ли она внешний вид болида, спустя год, когда к ней все привыкли, сказать сложно.

Болид команды Mercedes AMG Petronas 2019 года <p><br /></p>
Болид команды Mercedes AMG Petronas 2019 года


Мы решили не останавливаться на изучении автомобильного транспорта и включили в анализ транспорт водный. Мы чувствовали, что именно яхтенный спорт поможет нам найти оптимальный баланс между эстетикой и требованиями к безопасности, которые предъявляются к чехлам, особенно в нашем ценовом сегменте.

Яхтинг

Яхтинг – сфера, в которой функциональность и безопасность всегда были в приоритете. Эстетике здесь внимание уделялось скорее по остаточному принципу. Однако, в современных реалиях мы можем наблюдать совпадения, когда то, что создавалось в угоду безопасности, совпадало с современными минималистичными трендами в дизайне.

Например, длинные обтекаемые минималистичные корпуса современных яхт. На фото ниже гоночный 35-метровый парусник Nikata, обладатель специального приза за дизайн и эксплуатационные качества премии World Superyacht Awards 2016 как пример максимальной функциональности и современного стиля.

<br />

Отдельный класс яхт – ледовые экспедиционные суда, к безопасности которых предъявляются особые требования: устойчивость к повреждениям,. повышенная проходимость, специфическая форма и многое другое.

Известный дизайнер в сфере судостроения Стив Козлофф создал концепт экспедиционной ледовой яхты Kosatka, который, при соблюдении всех этих требований, выглядит футуристично и гармонично. При этом, на судне нет ни единой лишней детали или нефункционального пространства. Длина яхты 90 метров, корпус полностью алюминиевый, а вмещать она должна до 14 человек и несколько вертолетов.

Как тренды безопасности в промышленном дизайне помогли нам в создании своего продукта

Завершающей точкой маршрута в нашем бенчмаркинге для линейки чехлов стали носимые аксессуары. Важно было на заключительном этапе исследования придумать такую форму чехла, чтобы он был максимально удобен в каждодневном пользовании. И, пожалуй, никто не знает о бытовом удобстве носимых устройств больше, чем производители ювелирных изделий и вспомогательных хайтек-устройств на их основе.

Аксессуары

По нашим наблюдениям, что наиболее прочную связку безопасности и дизайна нам демонстрируют аксессуары, призванные защищать нас в чрезвычайных ситуациях. Например, кольцо NIMB на тыльной стороне имеет тревожную кнопку, которой можно незаметно попросить о помощи.

Гаджет синхронизируется с приложением на телефоне и сигнал с геолокацией уходит службам спасения и выбранным самим пользователем людям. Кольцо создано в Сибири, дизайн разработал центр проектирования электроники и программного обеспечения полного цикла INTEC для компании «Нейрокрафт». Оно сделано вполне в духе времени: это крупный аксессуар с плавными, но четкими линиями и лаконичным строгим дизайном. Аксессуар в 2018 году стал лауреатом международного конкурса Red Dot Award, который ежегодно проходит в городе Эссен (Германия).

Как тренды безопасности в промышленном дизайне помогли нам в создании своего продукта

Что получилось у нас

В результате проведенного исследования была придумана и впоследствии реализована линейка чехлов вот такого вида. Чехлы для смартфонов Gresso Magnum выглядят нестандартно на фоне аналогичных позиций, но при этом сделаны из титана и выдерживают прямую нагрузку 250 кг. Какая отрасль помогла нам в данном проекте больше – автомобильные гонки, яхтинг или все же гаджеты? Мы считаем, что вклад был равносильным.

Как тренды безопасности в промышленном дизайне помогли нам в создании своего продукта

Резюме исследования трендов безопасности в промдизайне

Проанализированные нами примеры в ходе бенчмаркинга позволяют сделать несколько важных выводов:

  • Уже не дизайн управляет безопасностью, а безопасность диктует тренды в дизайне;
  • Функциональность предметов отражается на их внешнем виде: сложные технически, они становятся проще внешне;
  • Вычурность и роскошь остаются в порядке вещей только в очень узком сегменте;
  • Премиальность в первую очередь ассоциируется с качеством материалов и степенью их проработки;
  • Минимизация декора (вплоть до использования одного лого), максимальное использование естественной фактуры материала.

Знаете другие примеры, когда безопасность прямо или косвенно влияла на дизайн различных изделий и механизмов? Поделитесь с нами в комментариях! Возможно, при разработке следующих продуктов мы в Gresso учтем и этот опыт.

44
Начать дискуссию