Как космос влиял на дизайн: изучаем историю

Пластик, эргономика, сферические формы: чем запомнилась эра space age

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полет человека в космос. Эта дата стала началом новой эры в истории человечества и изменения эти коснулись всего — в том числе и дизайна интерьера. Рассказываем, как возник космический дизайн и что это вообще такое.

История возникновения

Эпоха space age началась в 1950 годах. Тогда все человечество жило мыслями о космосе, с предвкушением наблюдая за новыми открытиями двух сверхдержав — СССР и США. Космическая гонка транслировалась по ТВ, и люди начинали всерьез верить — будущее, когда человек завоюет новые для себя высоты — не за горами.

В головах обывателей рисовалось, как через пару десятков лет мы будем летать в космос в отпуск, а Луна станет земной колонией. Бурный прогресс того времени лишь подстегивал ожидания людей, а с полетом Юрия Гагарина и высадкой на Луну Нила Армстронга мир и вовсе сошел с ума.

Это повальное увлечение космосом отразилось практически на всех сферах жизни людей того времени. Модные дизайнеры выпускали коллекции одежды, выдавая фантазии на тему нарядов космической эпохи, на ТВ одна за другой шли передачи, кино и мультфильмы про людей, отправившихся покорять далекие горизонты, писатели издавали книги — мир жил ожиданием светлого будущего за пределами Земного шара.

Особое место космическая тема нашла в дизайне интерьеров. Носило это как утилитарный, так и декоративный характер. Продолжительность полетов в космос увеличивалась и космонавтам приходилось проводить все больше времени на околоземной орбите. Возникла необходимость продумать дизайн интерьеров обитаемых космических станций. В СССР, например, первым космическим дизайнером стала Галина Балашова, именно она порядка тридцати лет проектировала интерьеры космических кораблей «Союз», станций «Мир» и «Салют».

Но и те, кто оставался на Земле, хотели быть ближе к звездам.

Новые подходы к интерьеру

Дизайнеры всего мира, разрабатывая интерьеры для домов, кафе, общественных пространств, вдохновлялись идеями полета в космос, фантазируя на тему того, как могут выглядеть дома и мебель в космическую эру. Они экспериментировали с формами, цветами и материалами, применяя те, которых еще недавно не существовало вовсе.

Стекловолокно, пластик или формованная фанера пришли на смену популярному еще недавно дереву. Фишка материалов была в том, что они могли принимать причудливые, изогнутые формы или форму человеческого тела, отвечая за эргономику.

Дизайнеры креативили с вариантами того, как может выглядеть жилье человека за пределами земной гравитации и законов физики, когда не существует привычных понятий «низ» и «верх», нет необходимости вписывать дом в стандартный квадрат или прямоугольник и учитывать стороны света.

Зато можно творить, создавая, например, дом будущего «Монсанто», который появился как аттракцион в калифорнийском «Диснейленде». Он работал там с 1957 до 1967 года. Пластиковый и высокотехнологичный, тогда дом был оснащен многими вещами из тех, что мы используем сейчас, например, посудомоечной машиной или климат-контролем.

Дом «Монсанто». Фото из архивов компании «Гуди Клэнси» и музея Массачусетского технологического института

Все чаще при разработке архитектурных решений дизайнеры применяли стекло, сталь, неон, создавая футуристические сооружения в духе космических кораблей или летающих тарелок. Например, самый узнаваемый символ Сиэтла — башня Спейс-Нидл — продукт той же эпохи.

Обстановка домов тоже менялась. Оформление в космическом стиле стало мейнстримом, в домах появлялись предметы мебели обтекаемых форм, чтобы обитатели ощущали себя будто бы на космическом корабле.

Предметы космического интерьера

В ту эпоху было создано немало предметов интерьера, которые вошли в анналы истории и вдохновляют дизайнеров по сей день.

Среди таких непременно стоит назвать кресло Globe. Его создал финский дизайнер Ээро Аарнио в 1965 году. Он вдохновлялся видом земли из космоса, создавая свое круглое кресло, пластиковое снаружи и имеющее мягкую обивку внутри. Эргономичное кресло стало настоящей иконой дизайна.

IMAGO/LEGION MEDIA

Еще один яркий пример космического дизайна — аудиосистема Apollo 711. Ее создали в начале 70-х в Канаде. Проектировщики вдохновились полетом «Аполлон-11» на Луну. Система долгое время была на пике популярности и не сходила со страниц интерьерных журналов, представляя собой капсулу на ножке-тюльпане — нестандартное решение для тех времен.

Будет несправедливо сказать, что космический дизайн развивался лишь за границей. СССР не отставали с креативами, продумывая предметы интерьера и домашнего обихода в космической стилистике. Например, электрический самовар «Спутник» или пылесос «Ракета — 7», который, несмотря на странный вид и неповоротливость, был чуть ли не в каждом советском доме. Еще одна причудливая идея советский проектировщиков — лампа с говорящим названием «Ракета», она отсылала советского человека к полету Гагарина и позволяла каждому почувствовать себя причастным к этому чуду.

Увы, переезда человека на Луну не случилось и космическая тема постепенно угасла, однако именно ей мы обязаны появлению идей эргономики, использованию новых материалов и созданию новых архитектурных форм. Задумки того времени до сих пор вдохновляют дизайнеров и по сей день мы можем видеть в современных интерьерах и эргономичные, обтекаемые формы, и зеркальные поверхности, и неоновые оттенки.

С днем космонавтики!

А ранее мы публиковали гайд по современным стилям интерьера в двух частях: об ар-деко и классике здесь, а о бохо и джапанди тут.

Желаете освоить перспективную работу? Присоединяйтесь: https://geometrium-school.ru/kursy/dizajner-interera/

🔔 Чтобы не пропустить новые материалы — подпишитесь на наш блог.

Еще больше материалов в нашем телеграм-канал и группе ВКонтакте.

Начать дискуссию