{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Москва дизайнерская: как развивается отрасль в 2023 году

Уход иностранных компаний с российского рынка стал поворотным моментом для отечественной сферы интерьера и дизайна. За год без конкуренции с известными мировыми брендами локальные архбюро уверенно заявили о себе: спрос на их услуги вырос на 73%.

Столичные предприниматели активно пользуются поддержкой города: им доступны субсидии, льготные кредиты, помощь в выходе на экспорт и многое другое. Вместе с тем компании теперь вынуждены больше вкладываться в маркетинг, чтобы занять освободившиеся ниши. О том, как Москва помогает помогает бизнесу в этом вопросе, читайте в нашем материале.

Спрос и экономия

Онлайн-спрос на мебель российских компаний в 2022 году, как показывают исследования CloudPayments, увеличился на 40%. Тенденция продолжилась и в первом квартале 2023 года: интерес покупателей к продукции отечественных производителей, по некоторым оценкам, вырос на 121% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Сокращение импорта на 40% подтолкнуло мебельщиков нарастить выпуск товаров, чтобы избежать дефицита на этом на фоне и удовлетворить запросы покупателей.

Иная картина наблюдается в сфере стройматериалов: за прошлый год объем оптовой торговли ими снизился на 16%, а в этом году эксперты ожидают роста цен в этой категории на 5–10%. Учитывая снижение реальных доходов россиян, в продажах может наступить затишье. Для рынка сейчас характерна начавшаяся еще в 2022 году тенденция на сокращение потребления, считает участник программы «Сделано в Москве», основатель мебельной компании eto volk Мария Ольховникова.

«Рынок дизайна в последнее время значительно уменьшился, поскольку люди стали перераспределять свои расходы. Конечно, российскую мебель покупают охотно, ведь она доступнее импортной. Но финансовые трудности начинают сказываться, и люди меньше тратят на обустройство домов, больше денег стараются откладывать либо тратить на что-то еще», — отметила она.

Однако ситуация на рынке постепенно выправляется: если год назад 45% россиян приостановили текущий ремонт, то сейчас почти половина граждан заявляют о том, что недовольны состоянием своей квартиры. Основные претензии высказываются в отношении устаревшей мебели, неактуального декора, настенных и напольных покрытий, а также маленькой и нефункциональной кухни.

Пространство для поиска

В целом сегодня отрасль дизайна и интерьера исходит из необходимости расширять производство и ассортимент, поскольку темпы строительства и ввода нового жилья в стране продолжат расти. К тому же власти решили облегчить гражданам бремя ремонта — глава государства поручил включить в ипотеку расходы на окна, двери и встроенную мебель. Такой подход позволит обеспечить рынок на перспективу и не допустить дефицита строительных, отделочных материалов, мебели, интерьерных элементов и оборудования для благоустройства придомовых территорий. И хотя логистические трудности с поставками сырья и комплектующих постепенно разрешаются, бизнесу все еще предстоит укреплять новые производственные цепочки.

«Для производства продукции мы заказываем различное сырье, в том числе дерево, например, массив бука. Наши поставщики никуда не делись, хотя один из них — иностранная компания. А кому-то пришлось искать новых партнеров. У нас принципиально ничего не изменилось, но материалы дорожают, сейчас уже где-то на 5–10%. Вслед за этим дорожает, конечно, и продукция», — подчеркнула Мария Ольховникова.

Таким образом, с одной стороны, производители ищут замену западному оборудованию и комплектующим в Азии, Индии, Иране, Турции. Частично эту потребность стремятся покрыть белорусские компании, но вопрос поиска новых партнеров и контрагентов остается актуальным. С другой стороны, небольшие российские производители пока известны потребителю не так хорошо, как крупные зарубежные компании, покинувшие рынок. Хотя именно на мощностях локальных поставщиков раньше и выпускалась заметная часть мебели и элементов декора, которые по-прежнему можно встретить чуть ли не в каждой гостиной страны.

В столичном регионе действуют 90 мебельных предприятий, производящих, в том числе, специальную продукцию для медучреждений. Чувствуя потребности отрасли и запросы покупателей, руководство города создало универсальную площадку, которая позволяет решить все насущные вопросы компаний из сферы интерьера и дизайна. Это Московская неделя интерьера и дизайна, которая в этом году пройдет 6–9 мая. Мероприятие призвано сформировать новые потребительские привычки и лояльное отношение к продукции российских компаний у аудитории, а также оказать информационную и медийную поддержку бизнесу.

Новые возможности

С начала марта 2022 года около 3000 иностранных компаний из самых разных сфер приостановили свою деятельность в России, освободив нишу для отечественных брендов. Для энтузиастов, создающих уникальную продукцию, прошедшая в ноябре прошлого года первая Московская неделя интерьера и дизайна стала отличным трамплином. Более того, по мнению экспертов, она задала долгоиграющие тренды для развития всей отечественной отрасли. Тогда экспозицию посетили 213 тыс. человек, а свою продукцию продемонстрировали более 350 компаний, в том числе 17 международных брендов из девяти стран. Для экспонентов неделя прошла максимально результативно.

«Мы познакомились с новыми партнерами, а после выставки ездили на производства и смотрели, как все устроено, перенимали опыт. Также это дало понимание, кто вообще есть сейчас на рынке и какой продукт выпускают конкуренты. Особенно полезным было участие в выставке в плане рекламы. У нас брали интервью, мы могли на широкую аудиторию рассказывать о том, что мы делаем», — отметила Мария Ольховникова.

По ее словам, информационная поддержка небольших компаний крайне важна, поскольку рекламные бюджеты невелики и приходится делать выбор: создавать хороший продукт в безвестности или принести качество в жертву маркетингу. Правительство Москвы снимает этот вопрос, неизбежно встающий перед многими субъектами МСП. Благодаря удобной навигации и высокой проходимости павильонов на прошлой выставке более 70% представленной продукции было куплено прямо со стендов компаний.

Сегодня отечественные производители получили возможность не только занять освободившиеся ниши на внутреннем рынке, но и расширить свое присутствие в дружественных странах. На Международном форуме по развитию строительства и проектирования замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Роман Куприн сообщил, что Россия до 2024 года полностью обеспечена стройматериалами. После закрытия собственных потребностей поток товаров можно будет перенаправить на экспорт.

Свои инициативы по поддержке отрасли запускают и региональные власти. Так, правительство Москвы выделило 116 гектаров земли в ТиНАО для строительства 15 заводов, в том числе по производству стройматериалов. Общая стоимость этих инвестпроектов составит 60 млрд рублей, а благодаря их реализации в городе появится 11,5 тыс. новых рабочих мест.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда