За пределами дингбатов: типографское наследие Германа Цапфа

За пределами дингбатов: типографское наследие Германа Цапфа

Герман Цапф был одним из самых влиятельных типографов начала цифровой эпохи. После его смерти Роб Алдерсон, бывший главный редактор журнала It's Nice That, рассказывает о том, как немецкий дизайнер проложил путь к созданию эмодзи и помог изменить визуальную коммуникацию.

Palatino
Palatino

Карьера немецкого дизайнера шрифтов Германа Цапфа, скончавшегося 4 июня в возрасте 96 лет, охватывала времена славы горячей металлической композиции вплоть до появления Apple Mac, и его творения продолжают вдохновлять современный визуальный язык самыми разными способами.
Два его самых известных шрифта до сих пор можно увидеть на многих дизайнах - Palatino используется в логотипе Abercrombie & Fitch, а Optima украшает упаковку Estée Lauder - в то время как Zapfino стал примером того, как каллиграфические шрифты перешли в цифровую эпоху.

Dingbats
Dingbats

Но именно дингбаты Цапфа, возможно, оказали наибольшее влияние на современную коммуникацию, поскольку эта коллекция ножниц и звезд, квадратов и указывающих рук легла в основу символов Unicode, которые, в свою очередь, проложили путь к вездесущим эмодзи. Сочетание дизайнерского таланта и длительного влияния заставило Джерри Келли сравнить Цапфа с Микеланджело и Бетховеном в некрологе New York Times.

Герман Цапф родился в немецком городе Нюрнберге 8 ноября 1918 года, за несколько дней до официального окончания Первой мировой войны. В детстве он был увлечен новыми технологиями и создал секретный код, который он описал как "нечто среднее между германскими рунами и кириллицей", с помощью которого он мог передавать секретные сообщения своему брату.

Aldus
Aldus

Не имея возможности поступить в университет из-за подозрений нацистов в отношении его отца-профсоюзника, Цапф стал подрабатывать ретушером фотографий, после чего в 1935 году на ретроспективе немецкого дизайнера шрифтов Рудольфа Коха он обратил внимание на шрифт. После переезда во Франкфурт он начал работать в типографиях Stempel и Linotype GmbH и создал свой первый шрифт Gilgengart в 1938 году.
После Второй мировой войны (во время которой он некоторое время рисовал кодированные карты Испании) он вернулся в Германию и стал художественным руководителем типографии Stempel, перейдя к преподаванию и дизайну книг. В 1948 году была выпущена Palatino, названная в честь итальянского мастера каллиграфии XVI века, а четыре года спустя - Optima, хотя Цапф ненавидел это название, считая его "слишком самонадеянным".

Optima
Optima

Цапф быстро понял, как компьютеры могут сформировать будущее визуальной коммуникации, но его попытки исследовать это в Германии не увенчались успехом, и некоторые из его научных руководителей сочли его "сумасшедшим".
С начала 1960-х годов он начал проводить все больше времени в Америке, где эта дисциплина была более развита - с 1977 по 1987 год Цапф был профессором типографского компьютерного программирования в Рочестерском технологическом институте, хотя он так и не обосновался в США. В середине 1980-х годов он познакомился со Стивом Джобсом, и глава Apple выбрал для своих ранних программ его каллиграфические шрифты Chancery, Palatino и ITC Zapf Dingbats, разработанные в конце 1970-х годов.

Zapfino
Zapfino

Его шрифт Dingbats представлял собой любопытную коллекцию символов, которая позволяла ранним поколениям пользователей компьютеров вставлять графику в текст, но широкую известность он получил в 1994 году, когда журнал Ray Gun напечатал целое интервью с Брайаном Ферри неразборчивым шрифтом (редактор Дэвид Карсон утверждал, что это произошло потому, что интервью было очень скучным).
Несмотря на то, что дингбаты Цапфа широко рассматриваются как важный этап в развитии эмодзи, сам дизайнер очень скромно оценивал их значение - в 16-страничной биографии, которую он написал для Linotype, им отведено всего одно предложение.

За пределами дингбатов: типографское наследие Германа Цапфа

Влияние Цапфа на историю типографики не должно сводиться к одному достижению - его творения входят в стандартную комплектацию приобретаемых сегодня компьютеров, а его программа Hz для создания текста на экране до сих пор включена в программу Adobe InDesign.
Его талант, его дальновидный подход к новым технологиям и его влияние - все это определяет его наследие. Например, он работал с американским графическим дизайнером Хербом Любалиным и учил таких людей, как Кэрол Твомбли (которая нарисовала шрифт Trajan) и создателей шрифта Lucida Чарльза Бигелоу и Криса Холмса. Последний оценил его как "щедрого наставника, блестящий ум, потрясающего мастера пера и смелого борца за оригинальный дизайн".

За пределами дингбатов: типографское наследие Германа Цапфа

Андреас Вебер в своем официальном послании бывшим работодателям Цапфа, компании Linotype, написал следующее: "Роль Германа Цапфа в преобразовании бесценного средства коммуникации, которое позволило ему выйти за пределы аналоговой галактики Гутенберга и войти в наше цифровое информационное общество, была просто уникальной".
Гэри Хаствит взял интервью у Цапфа для своего фильма "Гельветика" 2007 года и был поражен тем, что он до сих пор работает над арабскими версиями Палатино. "Цапф представлял собой место встречи между каллиграфией и современным шрифтовым дизайном, и его работа соединила все технологические инновации в типографике за последние 100 лет", - сказал Хаствит в интервью Dezeen. "Тот факт, что он работал в девяностолетнем возрасте, просто невероятен, а его навыки рисования все еще остаются потрясающими".

44
2 комментария

Спасибо за статью, было интересно прочитать!

2
Ответить

Очень интересная статья

1
Ответить