Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Привет, это студия Akademia и мы умеем оживлять комиксы. В 2022-м году наша студия реализовала проект, который открыл москвичам и гостям столицы «Фанерон. Город мечты». Тысячи людей, взрослых и детей, смогли стать героями этого комикса, поиграть с его персонажами в разнообразные игры, креативно и с пользой провести время. Об этом кейсе расскажем в нашей статье.

С чего все началось

Если вы помните 1990-е или хотя бы смотрели нашумевший проект писателя Сергея Минаева «Девяностые», то точно знаете, кто такой Илья Бачурин. Это один из создателей российского шоу-бизнеса: именно он в 1993-м году привез в Москву Майкла Джексона. А еще — руководил российским MTV, участвовал в создании «Фабрики звезд», открыл первую в мире эфирную танцевальную радиостанцию, построил кинотелевизионный комплекс «Главкино», и занимался организацией церемоний на Олимпийских Играх в Сочи-2014. В общем, масштаб личности — более чем эпичен.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Сейчас Бачурин известен как директор «Москонцерта», а также — как руководитель и вдохновитель проекта «Фанерон. Город мечты». Что это за Фанерон такой? Это — российский комикс, фантастический город будущего, который работает на энергии креатива и творчества.

Но как познакомить с этим проектом обычных людей? Как интересно о нем рассказать и привлечь к нему внимание ? Мы отлично знаем, что комиксы в нашей стране не так популярны, как в США или Европе. Поэтому создатели Фанерона решили — нужно «выводить» художественную историю с бумажного листа в современное digital- и интерактивное пространство.

В конце концов, если легенда комикса такова, что он работает на энергии творчества — то пусть она и воплотится в реальность! Каждый посетитель пространства Фанерона сможет и заряжаться, и производить креативную энергию — принося пользу себе и городу будущего. Так и началась история оживления комикса, которая превратилась в большое интерактивное пространство «Фанерон. Город мечты» на ВДНХ, в павильоне «Космос» в 2022-м году.

Какие задачи нужно было решить

Миссией фестиваля было представление комикса не только как мира фантазий, но и как средства коммуникации между людьми. Для этого нужно, чтобы каждый посетитель выставки, вне зависимости от возраста и увлечений, мог бы найти для себя что-то полезное и увлекательное в мире Фанерона. Принять участие в жизни города, используя свои способности — физические и умственные.

Перед нами стояло две основные задачи. Первая — оцифровать вселенную Фанерона, перенеся сюжет комикса в интерактивную реальность. Вторая — сделать эту новую реальность такой, чтобы любой посетитель выставки мог окунуться в нее, увлечься и взаимодействовать с ней. И это должно быть динамично, развлекательно и полезно.

Константин Носков
Creative Producer студии "Akademia"

Задача еще и в том, что нужно рассказать и показать малоизвестный комикс. Например, легко представить выставку о MARVEL — не нужно объяснять, кто такой Халк, что это за щит и молот на постаментах. Все про это знают, и все хотят фотографироваться или взаимодействовать с такими комиксами.

А здесь нужно больше рассказывать о Фанероне — надо, чтобы люди читали комикс на выставке. Ведь до выставки они, скорее всего, этого не делали. И тут большая проблема — в том, чтобы заставить человека пойти в павильон на ВДНХ почитать комикс. А многим привычнее и удобнее читать комиксы дома на компе с чашкой чая… или по дороге в метро на телефоне.

Поэтому основной вызов проекта для нас был в том, чтобы за ограниченное время собрать из сюжетов комикса полноценную вселенную Фанерона, оцифровать ее и сделать такой, чтобы каждому посетителю было интересно с ней знакомиться и взаимодействовать.

Константин Носков. Creative Producer проекта "Фанерон. Город мечты".

Затем нужно было построить навигацию и подключить разные механики для пользовательского взаимодействия с ней. Тут мы столкнулись с некоторыми сложностями.

Создатели Фанерона — художники, которые отлично знают детали комикса, но совершенно не знакомы с нюансами производства интерактивного digital-контента. Поэтому в режиме «быстро и очень быстро» двум командам пришлось прокачивать друг друга. Мы обогатили свои знания в работе художников, а они, в свою очередь, узнали гораздо больше о digital-арт.

Второй вызов сразу неочевиден, но важен — нужно рассчитать все технические сложности и факапы, которые потенциально могут возникнуть на площадке. За 10 лет работы в мультимедийных проектах мы поняли — тут всегда лучше «пере-», чем «недо-». Мы должны заранее знать, что делать, если на фестивале что-то выйдет из строя или отключится электроэнергия во всем городе (ну мало ли!).

Это было большой проблемой — павильон не был рассчитан на нужные для проекта мощности по электричеству. Из-за технических особенностей помещения не работали нормально электромагнитные датчики, и нам пришлось за ночь до открытия менять все датчики на камеры и переделывать механику работы инсталляции.

Константин Носков, продюсер проекта "Фанерон. Город мечты".

Мы начали креативить

Что нужно для полноценного интерактивного пространства, которое зацепит посетителей разных возрастов, социальных групп и интересов? Нам нужна «В» — вариативность. Люди должны получить разнообразный опыт: одиночный и групповой, визуальный и тактильный, обучающий и чисто развлекательный, и т.д.

Мы хотели, чтобы посетители могли увидеть и виртуальный, и реальный мир Фанерона — с помощью метавселенной, VR и игровых механик в инсталляциях. А чтобы люди не запутались во всем многообразии, нужно было создать карту города и выстроить навигацию между разными мирами и их разделами. Поэтому мы сгруппировали все активности и варианты локаций, и разделили пространство Фанерона на два: интерактивное и лабораторное.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

В интерактивной зоне были собраны все элементы комикса, с которыми посетители могли взаимодействовать. Все, что касалось истории, устройства и особенностей города, находилось здесь.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Лабораторная зона стала местом, где люди общаются, учатся и творят. Здесь проходили мастер-классы по урбанистике, специальные показы мод и косплей-мероприятия. А еще тут можно было создавать собственные музыкальные треки и комиксы!

Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Матвей Козырев
Сreative Director студии "Akademia"

Вселенная Фанерона в сравнении с титанами вроде DC или MARVEL — очень молодая. И именно это дало нам возможность участия в ее проработке. Вместе с Константином мы сами разработали инсталляцию, посвященную городу. Придумали социальную сеть Фанерона, где люди горожане размещали свои твиты. А чтобы им было что обсуждать, мы проработали детали культурной и социальной жизни города — формы досуга, проблемы и интересы жителей Фанерона, мемы и даже стили танцев. Это было увлекательно.

Матвей Козырев. Creative Director студии "Akademia"
Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Вперед к реализации: как мы решали задачи проекта

По легенде Фанерона, Юрий Гагарин нашел в космосе источник креативной энергии. Из этого источника выросло Дерево Надежды — его цветы и плоды дают энергию созидания, благодаря которой люди будущего освоили космос и создали сам Фанерон.

Мы взяли за основу идею креативной энергии, которая питает город, и связали с ней все элементы пространства. Чтобы каждый посетитель мог узнать что-то новое, повеселиться, познакомиться с Фанероном и внести в его развитие собственный творческий вклад. И поделили все пространство на ключевые зоны, каждая из которых дает определенный пользовательский опыт:

Пролог

Это входная зона, где посетитель знакомится с городом и его историей. Начиная с первых семян Дерева Надежды, активируя артефакты прошлого, посетитель может запустить анимацию комикса на экране. Здесь мы соединили все основные смыслы комикса, его историю и легенду появления.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Цифровое дерево

Здесь интерактивность усложняется. Касаясь touch-панели, человек оживляет огромное цифровое дерево. «Крона» из светящихся кубов и «ствол» приходят в движение, меняют цвета и начинают издавать звуки — дерево показывает воспоминания Фанерона.

Но тут посетителей ждет сюрприз — чтобы проникнуть в память Фанерона на все 100%, нужно нажимать не одну, а две кнопки управления. А они находятся далеко друг от друга, и нажать их одновременно могут только два человека. Так мы стимулировали посетителей к общению и взаимодействию.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Стена историй

Эта зона — рай для визуалов. Огромная проекционная стена продолжает собой физическое пространство павильона — движение рук запускает перелистывание страниц гигантского комикса. Зачем это нужно? Чтобы увидеть истории героев Фанерона и их подвигов.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Музыка Фанерона

Одна из зон, куда обычно выстраивалась очередь — именно здесь любой желающий может сам создавать музыку! Мы разработали особую связку тачскрина с интерактивным музыкальным столом Reactable: появился модуль обучения и возможность скачать свой трек на смартфон.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Аркадная игра

Вторая мощная точка притяжения аудитории — особенно юной. Каждый получал шанс показать свою подвижность и выиграть танц-битву под уникальные музыкальные треки и стили танцев. Все они были разработаны в самом Фанероне!

Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Метавселенная Фанерона

Фанерон — это не только история и игры, но и живой город. По которому можно прогуляться в VR-очках, а потом — заглянуть в залипательное арт-пространство. Сначала оно похоже на темную космическую комнату, где парят элементы комикса. Но потом становится ясно — их можно выхватывать и собирать в арт-полотна, став настоящим digital-художником.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса
Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Городская симуляция

Хотите, чтобы герои комикса провели вам экскурсию по городу? Или вам интересно почитать социальные сети его жителей? Может быть, у вас есть идеи по улучшению Фанерона? Тогда вам — в этот модуль, где персонажи, история и технологии города связаны воедино, и где можно оставить обратную связь.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Гиперзеркало

Вроде бы привычное по нынешним временам решение — а сколько радости приносит людям! Гиперзеркало моделирует образ человека в формате комикса: нужно лишь выбрать сюжет и повторить показанные на экране позы. Результат — ваш новый образ супергероя Фанерона который можно скачать на ваш телефон.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Конструктор комиксов

Это — та самая зона в Лаборатории, где проводятся мастер-классы по созданию комиксов. Можно с помощью художников реализовать свой творческий потенциал и добавить креативной энергии в систему обеспечения города. А свой первый профессиональный комикс — сохранить в смартфон.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Какими вышли результаты?

В создании и поддержке проекта участвовал Департамент культуры Москвы, креативное агентство «Параллель» и мы, студия Akademia. Всего фестиваль посетило более 200 000 человек. В Лаборатории на мастер-классах, семинарах и мероприятиях побывало 5 с лишним тысяч человек.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

На площадке прошло 6 крупных мероприятий, включая показ мод и особый косплей-фест. О них, а также о всей экспозиции рассказывали электронные, печатные издания, ТВ и соцсети — вышло более 50 материалов всероссийского значения, включая сюжеты телеканалов ВГТРК.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Здесь побывали не только обычные горожане и гости Москвы, но и известные личности — через пространство Фанерона прошагало и протанцевало более 20 популярных артистов (в том числе с выступлениями) и 12 топовых блогеров.

Как мы сделали москвичей частью большого комикса

Для нас особенно ценно то, что проект получил не только признание посетителей, но и профильные награды. Во-первых, это 3 место в номинации «Музей: выставка года» по версии портала Kudago, который давно стал афишей городских событий для жителей двух столиц.

Во-вторых, профессиональное дизайн-сообщество Dprofile оценило проект в двух номинациях: «Лучший проект» и «Лучшая графика». Поскольку свою миссию Dprofile определяет так — собрать всех талантливых людей вместе (и действительно собирает профи и экспертов отрасли), для нас эта оценка — очень приятна.

Говоря метафорами проекта, мы творчески использовали креативную энергию Фанерона для его же развития. Возможно, кто-то из вас побывал на этом фестивале лично и может поделиться своими впечатлениями от него? Расскажите нам об этом.

1313
11
8 комментариев

Интересно, сколько новых альбомов записали и выпустили российские исполнители с помощью "секретных музыкальных разработок" Фанерона? )))

1
Ответить

К сожалению, мы об этом не знаем. Но уверены, что они есть :)

Ответить

Действительно оживили комикс) очень масштабно получилось!

1
Ответить

Спасибо за приятные слова :)

Ответить

здорово все получилось ,смотря на фото ,хочется туда к вам попасть

1
Ответить

Спасибо!

Ответить