Рост вверх: как мы оцениваем навыки в команде

Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор DocDoc (входит в группу «Сбербанк»). Сегодня рубрика «Дрим-тим», в которой рассказываю, как мы в компании создаём команду мечты.

Для развития нашей команды дизайна мы остановились на двух инструментах. И они дополняют друг друга.

Первый инструмент: уровни в дизайне

Мы внедрили прозрачную систему роста, которая решает долгосрочные проблемы:

  • Дизайнера — непонятно, как получить прибавку к зарплате и куда дальше развиваться, на какие курсы ходить.
  • Компании — как систематизировать развитие дизайнеров в нужном направлении.

Второй инструмент: оценка навыков

Помогает точечно развивать хард- и софт-скилы каждого дизайнера.

Для лучшего понимания работы этих двух инструментов представьте, что:

  • Уровни в дизайне — этот инструмент похож на путеводитель, который показывает весь спектр направлений и точек роста для дизайнера.
  • Оценка навыков похожа на приборную панель, по которой можно смотреть показатели и понимать, сможет дизайнер расти в нужном направлении или нет.
Рост вверх: как мы оцениваем навыки в команде

Об уровнях в дизайне я рассказывал в одной из прошлых статей. Сегодня расскажу об оценке навыков: для чего нужен этот инструмент, как мы его реализуем и что делаем с полученными данными.

Введение

Работа дизайнера — совокупность разносторонних навыков. Одни развиты хорошо, другие плохо. Это нормально, когда мы «прокачиваем» навыки в зависимости от сферы их применения.

Но самоанализ — дело трудное. Поэтому мы собрали профессиональные навыки и сгруппировали их по разделам:

  • визуальный дизайн — UI;
  • проектирование интерфейсов — UX;
  • исследования и аналитика;
  • управление собой и проектами;
  • дизайн-артефакты.

Спасибо Юре Ветрову за базовую концепцию идеи, которую мы переняли и развили под свои нужды.

Проведение оценки

Мы проводим оценку раз в полгода. Чтобы она была в меру объективной, остановились на таком наборе участников для каждого дизайнера:

  • два–три менеджера, с которыми он плотно работал последние полгода;
  • один-два дизайнера, которые могут дать объективную оценку;
  • руководитель;
  • сам дизайнер.

Чтобы все понимали терминологию навыков одинаково, при наведении на них появляется подсказка с описанием.

<p>У каждого навыка есть короткое описание</p>

У каждого навыка есть короткое описание

Навыки оценивают по пятибалльной системе:

  • «—» — «не знаю»;
  • 1 — плохо, «ничего не знает»;
  • 2 — поверхностные, «не стоит доверять»;
  • 3 — средние, «ну, так себе»;
  • 4 — отлично, «можно доверять»;
  • 5 — авторитетные, «сам может научить».

После нескольких оценок заметили, что ребята часто ставят дробные значения — значит, шкала маловата. В версии 3.0 перейдём на десятибалльную систему.

Подсчёт голосов

Чтобы получить объективные результаты, мы разделили итоговую оценку на две:

  • Итог — среднее значение оценок менеджеров, дизайнеров и руководителя.
  • Моя оценка — как дизайнер оценил себя.
Рост вверх: как мы оцениваем навыки в команде

Это помогает самому дизайнеру увидеть две картины мира — как видят его со стороны коллеги и как он сам себя позиционирует. Это работает в случае, если оценку поставили более двух человек.

В отдельной вкладке каждый дизайнер может увидеть результаты коллег и сравнить себя с ними.

<p>В такие моменты я мечтаю о команде из 10–16 дизайнеров, чтобы сравнить их 🤗</p>

В такие моменты я мечтаю о команде из 10–16 дизайнеров, чтобы сравнить их 🤗

Выводы

Какие навыки требуют развития — определяем по двум факторам.

Хорошее улучшаем, плохое не трогаем

Фокусироваться на одних только проблемах — сомнительная идея. 70% внимания и сил стоит направлять на развитие того, в чём дизайнер и так уже силён, а оставшиеся 30% — на то, чтобы подчищать хвосты и латать дыры в навыках.

70% тратим на развитие навыков с четырьмя баллами и выше, а 30% на навыки с тремя баллами и выше.

Интересы продукта

Например, продакт-менеджеры через месяц начнут активно проводить исследования на пользователях. Если оценка этого навыка у дизайнера находится ближе к четырём баллам, то есть смысл сфокусироваться на его развитии.

В конце создаётся документ по каждому дизайнеру, где указано, на какие навыки стоит обратить внимание, а также описаны рекомендации по их развитию. В краткосрочном моменте — книги, статьи и люди. В долгосрочном — курсы и митапы.

<p>Статьи, книги, курсы или митапы</p>

Статьи, книги, курсы или митапы

Всё носит чисто рекомендательный характер — никакого принуждения. Цель оценки навыков — показать точки для роста. А уже дальше дизайнер решает сам — развивать или забить.

Итоги после двух оценок

Обратная связь после оценок была положительной — ребята брались за рекомендации и показывали хорошие результаты. Были и те, кто ничего не делал, но и они говорили, что им было полезно посмотреть на свои навыки со стороны.

Мы учли ошибки прошлого и начинаем подготовку к третьей оценке навыков, которая пройдёт в конце августа.

А как в вашей компании подходят к развитию дизайнеров? С интересом послушаю вас в комментариях.

3636
21 комментарий

Как менеджер может оценить квалификацию дизайнера?
Откуда менеджер знает почему тут должна быть тень, а тут получилась перегруженная композиция. Знаете базовые законы рисунка, формы и цвета?
Вы серьезно)) Может после своей оценки, дизайнер должен заполнить такую же табличку на менеджера, оценив его компетенции?)))

20
Ответить

Не мешайте укомплектовывать крестьян поплотнее.

15
Ответить

Вы наверное дизайнер в небольшой компании?) Если менеджер не с улицы, а с большим дизайнерским опытом, выросший в менеджера из дизайнера, решивший множество кейсов, сделавший много проектов, то это может быть очень хороший менеджер, который на интутивном уровне 'чует' хорошую композицию и знает ее опредение, знает как направлять менее опытных бойцов, будет делится опытом и систематизировать подход. Такому человеку можно доверить управление дизайном. В больших проектах без такой роли никуда.

5
Ответить

Менеджер может хорошо оценить софт-скиллы дизайнера: коммуникация, восприимчивость к критике, самостоятельность, инициативность и т.п.

Хард-скиллы менеджер тоже может понять и оценить: исследование, валидация и проверка гипотез, основы интерфейсов, пользовательские сценарии, структура интерфейса и т.п.

Только в блоке «Визуальный дизайн · UI» менеджер может быть слегка не объективен. Даже если у менеджера все плохо с пониманием этих навыков, то можно оценивать «нравится/не нравится». Это тоже оценка, которая помогает понять навыки дизайнера.

Ведь конечные пользователи зачастую так и оценивают интерфейсы: «нравится/ не нравится» и «удобно/не удобно»

2
Ответить

Отличная статья, было бы не плохо получить подобную таблицу по SEO

Ответить

В данной статье описана методика. Этого вполне достаточно для создания своей системы оценок. Критерии по SEO Вы уже подбираете самостоятельно)

3
Ответить

Очень напоминает 360 review, только с жестким выбором аудитора.

1
Ответить