Как отличить хороший дизайн от плохого: три стула и Артемий Лебедев
Объясняем, почему хороший дизайн не всегда «красивый» и как вырвиглазные обложки на YouTube-канале Артемия Лебедева могут служить примером дизайна, который решает свою задачу.
Не устанем повторять — у дизайна есть всего три функции. Дизайн влияет на узнаваемость, впечатление и удобство.
Эта формула хороша тем, что под неё подходит всё, что называют «дизайном».
Что делает дизайнер интерфейсов? В первую очередь повышает удобство использования. Чем занимается дизайнер упаковки? Улучшает узнаваемость и производит на покупателя нужное впечатление: вот это дорогой коньяк, а это пивас для молодёжи.
А дизайнер интерьера? Заботится о правильном впечатлении от комнаты, не забывая об удобстве. А если это интерьер рабочего места пилота? Тогда это уже эргономика — тут в первую очередь дизайнер повышает удобство.
Короче говоря, если вы слышите слово «дизайн», значит речь идёт об улучшении или ухудшении узнаваемости, впечатления и удобства.
Когда нужно ухудшить дизайн
Лирическое отступление про «ухудшение» дизайна. Да, иногда перед дизайнерами стоит и такая задача.
Например, производитель сигарет не хочет писать на пачке «Курение вредит здоровью», поэтому он зовёт дизайнера и ставит задачу: «Сделай эту надпись максимально неудобной для чтения, чтобы формально она была, но никто её не читал».
И тогда дизайнер нарушает все правила вёрстки, чтобы надпись было сложно прочесть: использует гротеск (шрифт без засечек), пишет заглавными, сжимает надпись и печатает её вывороткой. Такую надпись неудобно читать, поэтому сходу на неё никто не обратит внимания.
И потом уже Минздрав зовёт того же дизайнера и говорит: «Эти производители сигарет совсем обнаглели! Нам нужно испортить впечатление от сигарет, чтобы их было противно брать в руки!».
И тут дизайнер работает уже не над удобством чтения, а над тем, чтобы испортить впечатление. Например, ставит на половину пачки мерзкую картинку.
Это пара примеров, когда дизайнеру нужно нарушать правила, чтобы ухудшить удобство, впечатление или узнаваемость. Но, конечно, чаще всего дизайнера зовут, чтобы делать удобный сайт, элитный автомобиль или узнаваемую этикетку.
Почему не бывает идеального дизайна
При том, что мы знаем все три функции дизайна, есть одна особенность: нельзя просто взять и выкрутить на максимум удобство, впечатление и узнаваемость. Это всегда сочетание трёх параметров в разных пропорциях — мы повышаем один в ущерб другому.
К примеру, всё «эргономичное» обычно выглядит ужасно, потому что дизайнер работал только над удобством, а не над впечатлением. У этого кресла ручки торчат в разные стороны, а форма продиктована анатомией, а не эстетикой.
Если зашла речь о креслах, есть компромиссы — не максимум эргономики, но при этом достойный внешний вид. Такое кресло не поставят в операционную, но оно будет хорошо смотреться в офисе. Дизайнер думал и об удобстве, и о впечатлении.
А вот пример неудобного кресла, производящего неизгладимое впечатление. Дизайнер сделал узнаваемую и необычную мебель, на которую хочется посмотреть, а не присесть.
Три примера с креслами показывают, как в зависимости от задачи дизайнер решает — пожертвовать удобством в пользу впечатления, узнаваемостью в пользу удобства и так далее.
В этом кроется причина многих недопониманий между заказчиками и дизайнерами. Запомните: нельзя сделать кресло для стоматолога из шариков. Получится и некрасиво, и неудобно.
Задача для дизайнера должна быть чёткой: произвести определённое впечатление, сделать максимально удобно, выделиться любой ценой. Усидеть на трёх креслах не получится, чем-то придётся жертвовать.
При чём тут Артемий Лебедев и его обложки
Так сложилось, что слова «Лебедев», «хороший» и «дизайн» на vc.ru редко лежат в одном предложении. Но давайте отбросим стереотипы.
Вот что Артемий Лебедев говорит о дизайне.
Зачем нужны дизайн, брендинг и реклама: чтобы выделяться и отличаться! Больше ни за чем.
Если посмотреть на нашу схему, Артемий говорит только об одной функции из трёх — об узнаваемости.
На самом деле брендинг влияет и на впечатление: можно кодировать дорогой продукт или дешёвый, для мужчин, для женщин, для детей и так далее. Так что дизайн нужен не только, чтобы выделяться, тут Лебедев неправ.
Но давайте посмотрим на то, что Лебедев делает сам для себя, а именно на обложки его видео на YouTube. Они выглядят вот так.
На первый взгляд какая-то каша: всё слишком насыщенное, контрастное и перешарпленное. Не самая красивая картинка на свете — в Лувре такое не повесят. Почему же так вырвиглазно? Артемий же дизайнер, почему он не сделал что-то эстетичное и трендовое. Вроде такого.
Если вы внимательно читали первую часть статьи, вы должны задаться вопросом: «А какая задача стоит перед обложкой? Понравиться? Произвести хорошее впечатление? Быть удобным элементом навигации?».
У Артемия новостной канал, поэтому главная задача обложки — выделиться. Она прежде всего должна быть заметной среди других, потом вызвать интерес и напомнить, что это видео Лебедева, — всё по формуле AIDA. Давайте посмотрим на эту обложку в окружении более простых превью:
На фоне менее «кликбейтных» превьюшек видео Лебедева выделяется своей яркостью. Работает и перебор с насыщенностью цветов, и повышенная контрастность, и взгляд в камеру — это всё цепляет внимание.
Получается парадокс — дизайн обложки «плохой», но при этом «хороший». Хороший, потому что всеми силами пытается решить главную задачу — зацепить внимание зрителя. При этом жертвует эстетичностью и не стремится к модному минимализму.
Некоторые ютьюберы ухватили мысль и стали ещё активнее задирать ползунок насыщенности и контрастности для своих обложек:
Конечно, это всё изобрел не Лебедев, и зарубежные мастера «кликбейта» довели искусство привлекать внимание до совершенства. Тут важно другое — дизайн этих обложек не обязан всем нравиться. Он должен привлекать внимание.
Итог: как оценивать дизайн
Дизайн — это изменение трёх параметров: удобства, узнаваемости и впечатления. Чтобы сделать упор на один из них, нужно жертвовать другими.
Хороший дизайн — не тот, который вам нравится, а тот, который максимизирует нужный параметр. Говоря языком дизайнеров, «решает задачу».
Это помогает более объективно оценивать дизайн, ставить задачу дизайнеру и писать комментарии к дизайнам на vc.ru. Алгоритм простой:
- Отложите ненадолго субъективные «нравится» и« не нравится» — это просто ваш личный вкус, опыт и стереотипы.
- Узнайте, какая бизнес-задача была у заказчика дизайна.
- Поймите, на какие параметры и как должен был повлиять дизайнер: узнаваемость, впечатление, удобство.
- Оцените методы, которыми дизайнер влиял на нужные параметры.
- Вы восхитительны!
Теперь можно оставлять комментарии в духе: «У банка стояла задача выделиться, а дизайнер сделал стиль в цветах конкурента, это очень слабо».
Если вы заказываете дизайн, можно быть конкретнее: «Смотри, вот наши конкуренты, вот их баннеры. Надо сделать так, чтобы на наши кликали чаще, при этом сохранить узнаваемость бренда».
Тогда при оценке результата не надо засылать баннеры всем коллегам с вопросом: «Ну как вам наши новые баннеры?!». Получите множество субъективного мнения от людей, которые не знают бизнес-задачу.
Спросите самого дизайнера — а почему именно так? Если он говорит что-то вроде: «Я посмотрел баннеры конкурентов и использовал приёмы цветов, которые выделят нас», похоже, что он пытался добиться результата. Если просто: «Ну, мне так нравится, это сейчас модно», — смело меняйте дизайнера. Этот сломался.
Если хотите лучше понимать дизайн, подписывайтесь на «Логомашину» во «ВКонтакте» — мы следим за мировыми новостями, пишем материалы и каждый день делаем классные логотипы. На этой неделе вернём долгожданные комиксы — не пропустите.
Комментарий недоступен
только дизайн логомашины, это как экспресс-дизайн лебедева, но без хайпа
Комментарий недоступен
Он выделяется на фоне других видео по теме!
Там где я кликну на Навального, чтобы получить инфу, другой чувак откроет видос лебедева, чтобы звуками заглушить свой пердеж и отрыжку. Разные задачи
Посоны, вы нифига не объяснили, почему лебедевские превьюхи качественные. Кстати, что такое качественные по вашему мнению — тоже неизвестно. Просто рассказали, что Лебедев творит эту дичь не просто так, а потому что хочет выделиться.
Выделяться — это хорошо или плохо? Если б вместо вырвиглазной дичи была бы Бузова на руках у Путина — это было бы более или менее заметно? А лучше или хуже? Качественнее?
Да, «качественный» слишком субъективно, поправили.
Выделяться — это хорошо, если твоя цель повысить просмотры.
Как измерять «заметность», или, например, удобство — намного более обширная тема, дойдем и до нее. Но начать стоит именно с понимания того, что дизайне не только про «нравится/не нравится».
Вот пример дизайна от ведущей студии.
Удобно ли? Да, всё как на ладони, удобно читать.
Узнаваемо ли? Конечно, это новое слово в дизайне, не спутать ни с чем.
Впечатляет ли? Ох, пиздец, ещё как!
Прикинь сколько таких как ты - запостили это. Сколько людей заинтересовались и пошли глянуть что это?
Учись рубить бабло на хуйне братиш.
Блевотина и есть блевотина.
Может кто-то разок и перешел по ссылочке, погуглил, посмотрел и т.п., но зато второй раз он на это уже не поведется - вот этот эффект тоже надо учитывать.
Кто после этого будет у Лебедева что-то заказывать?
Лебедев исписался, стух, уж бедный не знает как к себе внимание привлечь, красит волосы в зелёный цвет и т.п., т.к. иначе его продукт/товар никому не интересен - привлечь качеством он не может, остаются только скандалы и эпатаж))
Удобно ли? Нет, читается с трудом
Узнаваемо ли? Да, такого мало
Впечатляет ли? Экспрессивно
А откуда это, не подскажете? А то все постят, а я, как всегда, пропустил.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Справедливо. Но это смотря что рекомендуют.
Мы показали в сравнении с «неподготовленными» обложками.
Студия Лебедева: мы еще живы!
Логомашина: мы еще живы!
Уж студия подыхать точно не собирается
Татьяныч просто вкурил, что хуево - это ахуенно. Потому, что именно он узнаваем и за счет сложения хуево + лебедев происходит хайп.
Ни одна другая студия сделав хуево - не хайпанет и не принесет желаемого эффекта.
Суть проста - лебедев это исключение из правил. Все остальные должны выебнуться для пиздатого дизайна. И только Лебедев может сделать хуево - ради собственной рекламы + выгоды заказчика. Что стоит только один джон федор.
И да Татьяныч заслужил это всё, ибо просто так студии не работают по 20 лет.
Комментарий недоступен
Таких исключений из правил пяток за рубль вбазарный день. Он - инкарнация всех наших "правил". Потому в такой стране и живем
Война - это мир.
Хуево - это охуенно.
Что-то какая-то софистика
У Бэда давно точно такие обложки, но охрененный дизайн у Лебедева)
Кстати, да:
Какую задачу решает сине-зелёный дизайн головы Артемия Татьяновича?
Пожилая Мальвина с бородой, разговаривающая нецензурной бранью, - такого вы не увидите даже на Евровидении.
Как будто ту же самую — выделиться)
Насколько мне известно, вытягивают предупреждающие надписи по высоте дизайнеры не по своей инициативе. А по закону это предупреждение должно занимать какой то процент площади упаковки. Поэтому ее вытягивают и одновременно закон соблюдают и читабельность понижают. Тоже самое с пивом и остальными подобными товарами
Да, раньше по закону был указан процент, но других требований не было. Теперь и площадь занимает, и запретили читерские приемы:
Комментарий недоступен
Крутой материал! Логично обосновали процесс, который кажется хаотичным!)
Спасибо Вам) продолжайте и не обращайтесь внимание на диванных экспертов)
"..выделиться любой ценой.." (с) А. Лебедев
Кот-ушанка офигенный! Лебедев может делать хорошие вещи для крупных заказчиков. По крайней мере не такие экспериментальные
Ох чуваки, это не дизайн с целью выделиться, как вам правильно тут пишут, на ютюбе такой фигни большинство - тренд.
Тут просто простирония, пародия. Это можно считать по монтажу роликов и т.д.
Короче у вас вышел пост из серии «что хотел сказать автор»
Ну и к чему мы прийдем с таким "дизайном"?
Пройдем по кругу: у всех будут такие обложки, и потом можно будет выделиться только другими инструментами
так у людей вкусы очень разные, а реклама сделает свое дело и на такой странный дизайн тоже будет покупатель
Супер статья, спасибо! Прочитал каждую букву, посмотрел каждую картинку. И интересно было до самого конца. ;) Ждём продолжения.
Можно ли называть дизайнером того, кто умеет двигать лишь ползунки узнаваемости и впечатления?
Кто умеет только в теории, но сам не может реализовать?
Если обложка (лого, сайт и т.д.) выделяется, это ещё не значит, что в неё будут всматриваться и уж тем более смотреть видео. Я видел эту обложку до статьи на ютубе и у меня не возникло ни малейшего желания в неё вглядываться. Рассмотрел я её только когда читал эту статью, да и то пришлось приложить усилия, чтобы заставить себя это сделать. Думайте, что пишете
Че так агрессивно-то? Вроде нигде не написано: «Иван Киселев увидит такую обложку и у него возникнет желание в нее вглядываться».
Митрич на днях все верно про Дизайнера Татьяновича расписал
Мне сегодня Гугл посоветовал почитать вот это https://www.iphones.ru/iNotes/samaya-strannaya-prichina-pochemu-ya-lyublyu-macbook-06-21-2019 .
И неважно, нравится мне Лебедев или нет, но он эту стратегию активно использует :)
Комментарий недоступен
вилами по граф.планшету)
Понятно что статья для саморекламы. Тем не менее, заблуждений хватает.
Функции дизайна очевидно за уши притянуты. Например.
1. Узнаваемость. Лого Nike узнаваемый? Благодаря чему? Правильно, успешному бизнесу и маркетинговому бюджету, а не дизайну за 35 баксов. Дизайн скорее может помочь выделить (дифференцировать) компанию или продукт.
2. Удобство. В использовании чего? К вашему трешовому логотипингу это как относится? Правильнее сказать про функциональность. Не раскрыта тема.
3. Впечатление. Какое именно? Если речь про эстетическую функцию дизайна раскрывайте тему полностью, если получится.
И так далее… набор влажных (не аргументированных) фантазий у вас случился.
У дизайна гораздо больше функций, все зависит от конкретной задачи.
p.s. к слову в вашем портфолио не увидел ни одного классного (читай профессионального) логотипа, ни говоря уже о более значимых фир.стилях. Как-то не узнаваемо, не удобно и не впечатляет)
А какие еще функции дизайна есть, которые никак не относятся к этим трем областям?
Чет сомневаюсь что он их делает, или кто-то из студии. Ощущение, что тут как у парфенова, есть нанятые специалисты, которые занимаются ютуб каналом
Рисовал, конечно, не он, но ставил задачу и принимал скорей всего сам.
Картинка сделана в моднявой стилистике среди школоты. Этакий кислотный колаж из всякой всячины. А артем тупо копирует этот тренд
Можно было просто разместить фотку жопы на превьюшке и тем самым тоже выделиться
Комментарий удален модератором
Крутой текст, грамотный, хотел расшарить его в соцсетях... пока не дошёл до последнего абзаца. Причём тут логомашина? Недостаточно указания авторства статьи? Мерзкое ощущение паразитического пиара, а ведь могли бы тоньше
Комментарий недоступен
Вы просто не застали веб в 1996 году ;)
Комментарий недоступен
DELETED
Дизайн стульев должны ученые и инжинеры разрабатывать, а не дизайнеры, как и любые другие вещи. У дизайнеров технический кретинизм, поэтому они и выбрали такую элементарную и фактически женскую профессию, поэтому они всегда придумывают вещи которые в реальности, после завершения цикла производства будут крайне не приятные, не удобные или вообще не будут нормально работать. Вот пусть обложки, картинки и всеми ненавистную рекламу и делают. А на обложку какого-то там канала вообще все равно, тем более лебедева с его колхозными манеры и скупым, жлобским языком и видением мира, что его невозможно слушать. И вообще у меня почти все подписки на западные каналы, так как что делают в этой стране невозможно переносить без боли и слез, разница в качестве контента и блогеров исполинская.