Дизайн
Stas Polyakov
12 142

Как «Смена» создавала шрифт для государства в интернете

Стас Поляков, креативный директор дизайн-компании «Смена», которая с 2016 года занимается созданием дизайн-системы для всех государственных сайтов, рассказал, как родился шрифт Golos RF и зачем он понадобился.

В закладки
Аудио

Работу над шрифтом мы начинали вместе с коллегой Тимом Чёрным. В итоге получившимся шрифтом вскоре будут «говорить» все официальные сайты — от федеральных министерств и ведомств до интернет-площадок муниципальных властей.

Зачем дизайн-системе шрифт

В основе любой дизайн-системы лежит шрифт. Потом на него мало кто обращает внимание, особенно если он хорош и действительно лежит в основе той системы, в которой используется. Но начинается всё именно с него. Шрифт — это на­чаль­ная точ­ка, ДНК, мо­ле­ку­ла лю­бо­го ди­зайн-про­ек­та. И шрифт должен не втискиваться в систему, а быть её основой.

Кроме того, шрифт своим рисунком создаёт характер, который работает как на интонацию, так и на узнаваемость. Интонация и громкость шрифта должны быть умеренными — им мы говорим не только в приятные и восторженные моменты, но и в серьёзные и ответственные, когда человеку срочно нужно получить информацию или мы читаем серьёзную новость.

Зачем нужна узнаваемость для государства? Она помогает создать «доверенную зону», чтобы со временем каждый понимал, что он находится именно на государственном сайте и написанному можно верить. Такая узнаваемая доверенная зона важна как для сайтов с госуслугами, где пользователи оставляют свои личные данные, так и для справочных или новостных сайтов, где новости могут подделывать.

Также у шрифта в цифровой среде есть ряд критериев для корректной работы в интерфейсах: сглаживание (для экранов с небольшим разрешением), плотность и рисунок (которые влияют на читаемость), ширина набора (особенно важна для русского языка с длинными словами) и другие. Всё это мы старались учесть в работе над шрифтом и будем улучшать в будущем.

С чего мы начали

Какой шрифт должен быть в основе дизайн-системы Российской Федерации? На этот вопрос мы отвечали вместе со шрифтовым дизайнером Александрой Корольковой и компанией «Паратайп». Александра не только практик и теоретик кириллического шрифтового дизайна, но и лауреат премии имени Шарля Пеньо (2013), вручаемой ATypI (Международной типографической ассоциацией) раз в несколько лет дизайнеру до 35 лет «за выдающийся вклад в шрифтовой дизайн».

Обсуждение задачи начали «издалека», потому что говорить о шрифте отдельно от системы, в которой он будет применяться, невозможно.

Во-первых, создание дизайн-системы — это построение структуры и логики, по которой будет работать государство в цифровом, межплатформенном пространстве, взаимодействуя с очень широким кругом людей.

Во-вторых, создание цифрового образа государства, который можно узнаваемо передать в каждом новом элементе структуры. Это как придумать «Лего», состоящее из кусков реальной жизни.

С самого начала мы определили несколько принципов. Без принципов в целом тяжело, а в создании дизайн-системы — вообще невозможно. Остановиться стоит на одном: всё, что хорошо для людей, хорошо для государства. Остальные принципы и ориентиры естественным образом вытекают из ориентации на людей.

Например, «очевидность и понятность». Принцип сам по себе кажется простым: классно быть понятным. В нашем случае, применяя этот принцип на деле, нужно держать в голове широту и разнообразность аудитории, которая не оставляет никакой возможности её описать.

Выбирать готовое или создавать

Когда встаёт вопрос о выборе шрифта, всегда есть вариант взять что-то готовое и проверенное временем. Так происходит чаще всего. Но мы пошли по другому пути. Мы решили нарисовать новый шрифт, придерживаясь принципа Cyrillic First. И на это у нас было несколько причин.

Ни один существующий шрифт невозможно сделать своим, а государственный шрифт должен быть целиком и полностью отдан только в официальное использование (помните скандал с использованием Times New Roman?). Во-вторых, люди создали много шрифтов, решая разные задачи. Но нашу задачу, по крайней мере в кириллице и для русскоязычного мира, не решал ещё никто. Именно поэтому мы обратились в «Паратайп» к Саше Корольковой.

Обычно шрифты рисуются сначала под латиницу, а потом адаптируются под кириллицу. Отсюда очень много странных, иногда кривых и «облатиненных» решений в кириллице одного и того же шрифта. Также часто характер, который заложили в латинице, вообще не проступает в кириллице.

Мы же претендуем на главный цифровой шрифт о государстве российском. Поэтому мы рисовали изначально кириллическую версию. Во-первых, иметь собственный нарисованный под кириллицу шрифт дешевле, чем платить за лицензию бесконечно. Во-вторых, с собственным шрифтом у нас появляются широкие возможности настраивать важные для кириллицы и прикладных задач моменты. В-третьих, мы смогли сделать вариативный шрифт, который позволяет тонко настраивать его жирность.

Как мы рисовали шрифт

Первое, что мы обсудили с командой Саши Корольковой, — мы делаем шрифт буквально для всей страны. Каждое слово в сервисе, будь то текст на кнопке, заголовок статьи или какое-нибудь объявление, должно быть понятно и приятно всем жителям нашего государства.

Но есть и вторая аудитория. Это чиновники и сотрудники органов госуправления, которые будут ежедневно работать со шрифтом. И хотя эта аудитория значительно меньше первой, её задачи и нужды не менее важны.

Начали мы не со шрифта для бумажного документооборота, как часто делают в других странах, а для цифровой среды. Наш шрифт должен хорошо работать, прежде всего, в интерфейсах очень разных сайтов и на экранах очень разных устройств.

Сначала передо мной стояла задача сделать «дружелюбный шрифт для государственных сайтов». Поэтому я ориентировалась, во-первых, на возможное низкое разрешение экранов у пользователей где-нибудь в отдалённых регионах страны и, во-вторых, на популярное представление о том, что дружелюбный шрифт — это шрифт с открытыми формами знаков.

Ещё есть известный в шрифтовой среде пример — Rijksoverheid Sans и Serif, система шрифтов для голландского правительства. Поэтому, с одной стороны, пропорции шрифта должны были быть адаптированы под экран (крупные строчные знаки, короткие выносные элементы, увеличенные межбуквенные расстояния), а с другой стороны, шрифт задумывался как открытый и гуманистический.

Саша Королькова
«Паратайп»

Так мы увидели первую версию шрифта. Это был очень открытый гротеск со следами каллиграфического прототипа в конструкции, но по пропорциям и в деталях адаптированный для экранов низкого разрешения: с вертикальными срезами штрихов и одинаковыми по толщине горизонталями и вертикалями.

Набранные им тексты отлично читались в самых суровых условиях и при этом оставались компактными. Но возникла неожиданная проблема, из-за которой первая версия не была согласована и работа продолжилась.

Незадолго до начала разработки Golos RF в мобильных интерфейсах и операционных системах сменился тип шрифтов с открытого гротеска (лучше подходящего для экранов низкого разрешения) на закрытый гротеск (поскольку разрешение экранов становится выше и ограничения по типу шрифта снимаются). И для разработчиков дизайн-системы, на фоне уже ставших повседневными Roboto и San Francisco, шрифт выглядел непривычно.

Дизайнерам пришлось убрать каллиграфическую основу, но проблему это не решило. Тогда стало понятно, что первоначальной задачей придётся пожертвовать в пользу нейтральности в реалиях конца 2010-х годов. Так государственный шрифт из открытого гротеска стал закрытым.

О характере шрифта

Наш шрифт должен был обладать характером. От этого как раз зависит его узнаваемость. Но с другой стороны, характер не должен мешать функциональности. Ведь поводы, по которым люди обращаются к государству, могут быть очень разными. В такой ситуации отвлекать читателя на особенности шрифта — это лишнее.

Тем не менее мы решили, что при всей своей нейтральности эмоциональный облик шрифта не должен уходить в деловую отстранённость. Он должен быть живым, он должен быть ровесником своей эпохе и людям, которые в ней живут. «Серьёзный, но человечный», — так мы определили его для себя.

Ещё один баланс, который нужно было отыскать, находится между «дружелюбностью» и «официальностью». На деле это значит, что шрифт должен узнаваться и восприниматься как официальный государственный и при этом располагать к общению. Как видно на итоговых картинках, это у нас тоже вполне получилось.

И что теперь

Как объясняет Александра Королькова, сейчас в шрифте Golos RF две основных линейки — интерфейсная и текстовая. Начертания для интерфейсов более узкие, модульные. При смене жирности шрифта не меняется длина строки. Интерфейсный шрифт выглядит строгим и рациональным. Шрифты текстовой линейки — более широкие, с более плавными линиями.

По характеру они вписываются в ряд San Francisco — Roboto — Segoe, но с самого начала разработаны для набора кириллицей. В нынешних реалиях характер текстовых начертаний можно описать как спокойный, уверенный, но при этом «сдержанный», чтобы не отвлекать внимание читателя на себя, а концентрировать его на содержании текста.

Golos RF уже можно называть официальным шрифтом Российской Федерации. Теперь он — голос государства в интернете, а со временем, может быть, выйдет и в офлайн. Сейчас мы уже используем его на практике, одновременно проверяя на удобочитаемость и апгрейды.

В нашем распоряжении пока только текстовая версия шрифта. Вскоре появится ещё дисплейная (для крупных наборов, заголовков), сериф (для набора долгих текстов и документов), моно (для кода).

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Stas Polyakov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 92, "likes": 77, "favorites": 79, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 73605, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 02 Jul 2019 10:38:38 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 73605, "author_id": 37560, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/73605\/get","add":"\/comments\/73605\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/73605"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
92 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
20

Не спец в этих вопросах, но Golos RF приятен как пользователю.

Ответить
10

Даже про пенсии читать приятно.

Ответить
1

Что и требовалось.

Ответить
3

Даже про господдержку инвалидов и пожилых читать приятно.

Ответить
21

Главное это шрифт а не шрифт. И система! Шрифт в системе и система в шрифте. И все выглядит гармонично если модули использовать, но в системе!

Ответить
10

Когда речь заходит о государстве, сразу же какой то негативное отношение.

Ответить
4

Институт репутации

Ответить
9

Шрифт очень Хороший. Теперь власть будет врать ещё убедительнее :)

Ответить
4

Конечно, разработчики должны были бы подумать "власть у нас врёт, давайте уж как-нибудь шрифт похреновее сделаем".

Это те же претензии а ля "сеть суши-ресторанов сделала ребрендинг, его делало агентство Х" - "пусть сначала в рецептурах научатся готовить нормально".

Ответить
1

Чего это тебя так бомбит? Я же сказал – отличная работа.

Ответить
0

Хотелось бы тогда узнать ваше обоснование про "врать убедительнее". В частности, про врать на госуслугах.

Ответить
0

Убедительнее – потому что шрифт красивый. Или вам надо обоснование того, что власть врёт?

Ответить
0

Ага, хотелось бы. Обоснование, что враньё государства (на Госуслугах притом) надо обсуждать в теме про шрифты.

Нерелевантные комментарии такие нерелевантные. Покидаю тред.

Ответить
1

Спасибо что прояснил для меня что именно и где надо обсуждать.

Ответить
8

Шрифт для министерства Правды.

Ответить
4

А под какой лицензией будет находиться шрифт?

Ответить
3

Мы хотим, чтобы можно было свободно использовать для государственных сервисов. Пока думаем :)

Ответить
2

Кстати, Monotype Imaging запретил использовать Times New Roman, Arial, Courier New и т.д. госучереждениям.

Ответить
0

Т.е. под Apache License 2.0 распространять шрифт не будете?

Ответить
1

Можно пожалуйста подтвердить заявление в вашей само рекламке, а именно: "В итоге получившимся шрифтом вскоре будут «говорить» все официальные сайты — от федеральных министерств и ведомств до интернет-площадок муниципальных властей.", какой-то официальной информацией или это просто амбиции? Работаю как раз c сайтами органов власти, государственных учреждений и корпораций и о вашем существовании слышу впервые.

Ответить
0

значит плохо работаете раз не слышали

Ответить
12

Я вижу вашу серьезность, жаль что она заключается в переходе на личности, но так же ваш ответ исчерпывает вопрос на тему реальность ли это или амбиции. По всей видимости поспешные выводы ваш конек. Был задан конкретный вопрос, лучше бы на него ответили.

Ответить
5

Пётр, я провёл небольшой рисёрч. С одной стороны, вы могли бы тоже это сделать. С другой стороны, Артём мог бы написать как-то иначе. В любом случае, надеюсь, нижеследующее поможет:

1. В Минкомсвязи разрабатывают государственный шрифт, который будет использоваться на интернет-ресурсах всех федеральных ведомств. Об этом «Известиям» рассказали в министерстве. По данным нескольких источников, разработкой шрифта занимается московская компания AIC (новость 21.06.2017): https://tjournal.ru/flood/57202-izvestiya-v-rossii-poyavitsya-specialnyy-shrift-dlya-gosudarstvennyh-uslug

2. Разработчики сайта Госуслуг и kremlin.ru запустят агентство для госпроектов. «Лаборатория Артема Геллера» и AIC создадут компанию «Смена», которая займется диджитал-консалтингом (новость от 24.04.2019): https://www.sostav.ru/publication/aic-36878.html

Ответить
0

Благодарю, что и требовалось. Аналогичную публикацию TJ видел, насчет слияния AIC и Геллера нет. Так картина яснее, но это всё рано не окончательный вариант на сколько я понимаю, пока не будет соответствующих заявлений / постановлений от Минкомсвязи.

Ответить
0

Пространство для спекуляций остаётся, но очень маленькое: 2 года всё же шрифт пилили.

Что по вашему мнению может помешать государству внедрить этот шрифт?

Ответить
1

Тут никто и не спекулирует, я лично отталкивался от того что вижу обычно. Например на дизайн систему AIC часто ссылаются в некоторых документациях к закупкам или же на другие наработки коллег. Видимо в ближайшем будущем, отсылки будут в том числе и на этот продукт, будем наблюдать как говорится.

Отвечая на второй вопрос: ничего не мешает, да и не говорил вроде о каких-то помехах, мне правда было интересно, есть ли какая-то информация в официальных источниках или же это амбиции разработчика для усиления инфоповода.

Сам шрифт вроде даже и не плох, лучше чем многие решения в настоящий момент. Я в целом за единообразие сайтов (и не только гос. сектора), а не то "буйство красок" что имеется сейчас, особенно по регионам.

Ответить
1

Если вы о компании сделавшей сайт президента, совета федерации и государственной думы
вы слышите впервые, то как вы можете работать с их сайтами?

Ответить
0

Здесь речь идёт о компании или о людях? Речь про "Golos RF" (в статье, в вопросе и так далее) и еще один человек который хочет переключить вопрос на меня почему-то, не вижу смысла разводить полемику.

ps: Допустим что я не знаю этих разработчиков — но я и не обязан знать всех подрядчиков и которые имеют свойство меняться и довольно быстро, тем более следить за их деятельностью, я обязан знать свою работу и как раз что в срезе этой работы, не единого упоминания даже по наработкам, вот я и спрашиваю, а где собственно.

Ответить
0

Аналогично. Не понимаю каким образом они собрались внедрять свой коммерческий шрифт в государственные структуры. Лоббизм процветает?

Ответить
0

А, мне теперь понятно, как данные господа собираются внедрять свой шрифт в суверенные сайты РФ.

Некто Артём Геллер, отметившийся тут в комментариях, и ведущий переписку за компанию, которая разрабатывала шрифт, ведёт проекты: kremlin.ru, government.ru, minsvyaz.ru, putin.kremlin.ru, mon.gov.ru, zakonoproekt2010.ru, government.ru/special, da-medvedev.ru,
РСПП.рф и open.gov.ru.

А перспектива на "голос государства в интернете" - это намёк, что все будущие сайты государственных ведомств будут также отданы ему, и он без проблем внедрит туда суверенный шрифт Golos RF.

Чудесно.

Ответить
3

Вас смущает что именно он внедрит, или сама смена шрифта на указанных сайтах?)

По мне так это плюс, единая дизайн-система must have.

Ответить
6

Меня смущает, что какая-то компания разрабатывает какой-то продукт и сама же внедряет его за стандарт на государственных сайтах, и это всё без конкуренции со стороны.

Ответить
0

Это их инициатива.
Насколько я понимаю, всё это результат многолетней работы Геллера с гос сайтами.
Он увидел проблему и решил её.

Что вам мешает сделать тоже самое?
«Смена» не единственная компания, которая разрабатывает гос сайты.
О какой отсутствии конкуренции идет речь?

Ответить
0

Артём Геллер молодец, использует своё влияние чтобы внедрять без тендера шрифт, разработанный его компанией.

Что мне мешает? То что сделай я шрифт, его внедрить не смогу, ибо такие товарищи как Геллер используют своё положение и без конкурса решают какие шрифты будут использованы во всем суверенном интернете.

Ответить
0

Я вас правильно понимаю, что Артем должен просто проигнорировать годы своей кропотливой работы, которую он проделал для того, чтобы ЗАСЛУЖИТЬ то самое влияние?

Я думаю, что вам нужно немного разобраться в теме прежде, чем так реагировать. Это инициатива. Они сами разработали систему и, что вполне логично, шрифт для него. Да, сами решили какой шрифт, за свои, между прочим, деньги. Они сделали и предложили.

Почему вы не сделали также? Хотите предложить свой шрифт? Пройдите тот же путь, что и Геллер.

Ответить
0

Да мне плевать на что этот господин тратит своё время и ресурсы. Вы прошли регистрацию тут чтобы доказывать мне, что он молодец? Ну вы молодец, ок.

Мой посыл не о том, что он не хороший специалист. К слову, ему деньги неплохие платят за разработку сайтов государственных. Он о том, что на рынке должна быть конкуренция во всем, а не так, что он имеет отношение к кормушке и определяет вещи, которые должны решаться на открытом аукционе.

Выражение "все государственные сайты будут использовать наш шрифт" - срамота.

Ответить
2

Продолжение государственной шрифтовой шизофрении:
— все (окей, виденные мной) бланки явно требовали Таймс
— Роспечать заказывает у Паратайпа общедоступные гарнитуры ПТ для всех языков России
— но у ПТ несоместимые метрики, и Астра заказывает ПТ Астру
— Смена всё с тем же Паратайпом делает очередные нацшрифты
=== Вы здесь ===
— новые шрифты переделываются в метрики Таймса и Ариала

Ответить
1

Скорее придётся ориентироваться на San Francisco и New York )

Ответить
3

Зашкаливающая суверенность и импортозамещение :-)

Ответить
0

а почему шизофрении? Что тут не логичного?

Ответить
0

Сколько бы государство ни заказывало шрифтов, вся бюрократия использует и требует стандартные шрифты из Винды или МС Офиса.
Конкретнее: чем Голос РФ должен принципиально отличаться от ПТ?

Ответить
2

Голос в первую очередь не для документооборота, а для «лица» и интерфейса государства в цифре (веб, приложения). Повторюсь (об этом есть в рассказе): шрифт нужен, чтобы узнавался и появилась «доверенная зона» и чтобы был гибкий и правильный кирпичик для абсолютно разных систем, на которых строят продукты.

Ответить
3

Доверенная зона у госсайта? Да всем срать на шрифт, туда за информацией ходят. Никакого доверия госсайтам новый шрифт не добавит.

Ответить
1

А чем, условно, ПТ Санс не подошёл? Они его (по информации на сайте) и для веба делали. Хоть он мне не очень нравится, выглядит он более узнаваемым и хара́ктерным, чем Голос.

И, скажем, почему вы решили не развить семейство ПТ, добавив условный ПТ Веб Официоз, а решили заказать очередную кассу?

Ответить
2

ПТ Санс (при всей любви к нему), как показало время, имеет слишком яркий характер и не всегда достаточно гибок в работе. Нам нужен был такой же высший пилотаж, как SF и Roboto. Ещё и потому что «системные» шрифты задают «стандартный рисунок» в наших головах. К нему мы привыкаем и считаем нормой.

Ответить
2

Я надеюсь, что мне не придётся столько сидеть на госсайтах, чтобы они создали во мне какую-либо систему. :-)

Ответить
0

Я тоже!

Ответить
0

он уже невероятно распространен, а нам нужна лёгкая идентификация

Ответить
0

Я понимял, о чём вы говорите, но ее вижу в этом смысла:
— госсайты не нужно индентифицировать по шрифту, для этого у них есть адрес и сертификаты безопасности
— вероятность того, что Голос не будет скоммунизжен и не разойдется на листовки с БЕСПЛАТНОЙ ЗАМЕНОЙ ОКОН ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ кажется нулевой

Ответить
1

Отличный вопрос и мы его много раз прогоняли. На деле подделывать сайты, листовки и прочее — довольно дорого. Как правило делают всё довольно криво и люди это видят.

Ну и есть другая проблема. На трёх разных сайтах есть ответ на вопрос про то — можно провозить велосипед в электричках или нет. Где информация актуальная? Какой верить?

Ответить
0

К сожалению, шрифт эту проблему не решит.
Ну, и РЖД — формально не государство.

Ответить
2

Нормальные люди, а не дизайнеры-гики видят это неосознанно, просто видят и понимают. То есть на деле это работает.

(Пример с электричкой не про ржд)

Ответить
0

Следует ли из этого, что вы собираетесь ограничить применение «Голоса» и не пускать его в коммерческое использование?

Ответить
2

Зачем гифку в превью ставить...

Ответить
0

Ссылку на выигранные тендеры увидеть хотелось бы.

Все что связано с государством и ИТ - вызывает много вопросов.

Ответить
0

какие именно?

Ответить
5

Тендер, в котором «Смена» выиграла разработку шрифта для государства в интернете, например.

Ответить
3

Это общественная инициатива и мы потратили собственные деньги. Да, так бывает.

Ответить
6

Разве государство может бесплатно использовать ваш коммерческий продукт? Или он будет иметь лицензию, позволяющую использовать его в любых проектах бесплатно?

Ответить
2

он будет иметь лицензию бесплатную

Ответить
2

А почему государственные порталы должны использовать именно этот шрифт? Потому-что вы имеете непосредственное отношение к некоторым из них и планируете продвигать его в массы?

Ответить
0

Планируем продвигать

Ответить
6

Продвигать будете используя свое положение, где вы уже обслуживаете некоторые государственные сайты, или через тендерную систему на общих правах и возможностью участия других игроков рынка?

p.s. тут не Пикабу, рейтинг ни на что не влияет, можете с коллегами и друзьями дальше ставить минусы на неудобные вопросы ;)

Ответить
0

а кто вам сказал, что его кто-то продавть собирается?

Ответить
1

А кто вам дал право решать, какие шрифты будут на всех государственных сайтах использоваться? Не отрицаю, что шрифт неплохой, но почему именно он? Потому-что вы, господин Геллер, афилированны с разработкой государственных порталов?

Аж мерзко от таких людей в ИТ. В Роскомнадзор еще не работаете, списки не составляете кого забанить одним днём?

Ответить
3

Выглядит это от вас и ваших коллег/друзей как-то так. Не смешите сообщество.

Ответить
2

Ага, сродни Лебедевскому логотипу за 1 рубль. Лого за рубль, а все остальные работы за миллионы.

Ответить
1

Геллер-то куда делся?

Ответить
2

я здесь :) чуть забыли меня

Ответить
1

Вскоре появится ещё ... моно (для кода).

Это типа для 1С ников? Которые код в кириллице пишут

Ответить
1

Стоимость этой разработки?

Ответить
1

Ну San Francisco все ещё никто не переплюнул

Ответить
1

Отличный шрифт. С удовольствием бы в свои проекты внедрил. К государству никакого отношения не имею, если что) С лицензией не определились ещё?

Ответить
0

Golos RF

Почему шрифт кириллица, а название - латиница?

с 2016 года занимается созданием дизайн-системы для всех государственных сайтов

На коммерческой основе?

Ответить
1

Потому что универсальный язык для всех названий всё ещё не русский, а английский ) но мы сознательно его не переводили.

Ответить
–1

1. чтобы удобно было в системе
2. По-разному

Ответить
–1

Извините, а на чьи деньги государство разрабатывало этот шрифт?

Ответить
1

Государство ничего не разрабатывало. Вы бы хоть статью прочли.

Ответить
0

Очень бы интересно было бы почитать, какие функции заложены в тз, какой контекст, также интересны поисковые наброски, макеты, конструкции. Вы уже выиграли тендер, скрывать нечего.

Ответить
0

Раскроем позже в блоге. Тут очень хотелось удариться в детали, но статья и так огромной вышла )

Ответить
0

Так государственный шрифт из открытого гротеска стал закрытым.

Показали бы хоть до и после, тут не каллиграфический кружок.

Ответить
0

Я правильно понимаю, что пока шрифт использовать нельзя?
Шрифт понравился. Хотелось бы посмотреть как он будет смотреться в реальности на документах.

Ответить
0

могу прислать

Ответить
0

Было бы здорово.
gkl4545 at gmail.com

Ответить
0

+1
Тоже буду рад попробовать шрифт.
romannamek@gmail.com

Ответить
0

Артём, доброго времени суток. Если это возможно очень хотелось бы увидеть ваш шрифт в любом редакторе. Шрифт понравился. Буду рад его попробовать и оценит.
Это было бы прекрасно. Nueva_ad@mail.ru

Ответить
0

Вначале все начнут использовать один шрифт, потом начнут носить одну одежду, а потом уже и ходить в одном направлении. Хотя, может уже ходим и поэтому и единый шрифт пытаются навязать и убедить, что это хорошо. В библиотеке Myfonts есть 65 025 сансерифных шрифтов, Паратайп предлагает на выбор 1 108 гротесков и все это богаство предлагает заменить на 1 шрифт, вполне хороший, но один из тысячи других вариантов, которыми могли бы пользоваться дизайнеры, если бы мы жили в мире со свободой выбора.

Ответить
0

Отлично выглядит. Подобающе. Спасибо, приятно как гражданину и не даже хочется попробовать.

Ответить
0

"является ее многонациональный" - то есть у нас, выходит, законодательно многострадальная "ё" уже отмучилась.

Ответить
0

Господи! Неужели у страны хотя бы какой-то фирменный стиль появится!

Ответить
0

Шрифт как шрифт. Мог быть такой или другой, не принципиально. Это интересно, наверное, только тем кто сам с проектом возился и кто выделял бюджет)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }