Где брать (действительно) модные шрифты для диджитала

Неполный и субъективный список, который постоянно обновляется.

Эта заметка была впервые опубликована <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2FfortyD%2F1347&postId=74196" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в моём канале</a> в августе 2017 года. Постоянно обновляется и дополняется. Всё новое отмечается 💎
Эта заметка была впервые опубликована в моём канале в августе 2017 года. Постоянно обновляется и дополняется. Всё новое отмечается 💎

Вечный вопрос — где взять новый модный шрифт. На мой взгляд, в этом вопросе как минимум два лишних слова: «новый» и «модный». При умелой работе и Verdana выглядит отлично, а уж про её качество и адаптированность под веб можно не говорить, Мэтью Картер плохих шрифтов не делал.

Тем не менее я попробовал составить список условно «нового» и в определённом смысле «модного» из мира экранной типографики.

Ниже приведён краткий список компаний и отдельных шрифтов, которые можно использовать в цифровых продуктах. Большая часть из них — гротески, но попадётся и несколько антикв. Они разделены на две глобальные части: CYR — кириллические, EN — не кириллические.

При этом следует понимать, что компания может производить крутейшую латиницу, но вот с кириллицей беда. Как правило, это связано с подходом самих дизайнеров шрифта.

Кто-то не считает необходимым изучать кириллическую специфику. Кто-то слишком гордый, чтобы брать русскоязычных дизайнеров-консультантов или специально нанимать наших шрифтовиков. Поэтому если у тех, кто упомянут среди «не кириллических» вы найдёте в библиотеке что-то с кириллицей — лучше не рискуйте.

При выборе шрифтов и дизайнеров я руководствовался следующими критериями:

  • Я избегал откровенной попсы и виденного всеми сто раз (никаких Proxima Nova и Montserrat!).
  • Выбирал в основном то, что можно использовать в прикладных целях в диджитале (и что не требует супермастерства для грамотной работы, то есть что сложнее сломать), но немного разбавил «красотой» и экспериментами.
  • Старался не слишком раздуть список, исходя в первую очередь из практической применимости здесь и сейчас, без необходимости недельного ресерча по списку из тысячи ссылок. Так что простите, если кого-то забыл или не упомянул.
  • Никаких шрифтов с Google Fonts (за редкими исключениями).

Большая часть шрифтов, упомянутых ниже, — платные.

CYR: компании

  • type.today — как собственного производства, так и адаптации крутых западных шрифтов.
  • Brownfox — российская компания с пока не очень большой, но крайне интересной библиотекой.
  • Swiss Typefaces — очень крутые швейцарцы с необычным подходом к дистрибуции и производству.
  • Commercial Type — их кириллические версии продаются в type.today.
  • Letters from Sweden — приятно, модно. Насчёт кириллицы можно поспорить, но мне нравится (там, где есть).
  • Type Together — в активе компании есть несколько неплохих кириллических шрифтов (в основном антикв и акциденции). Качество кириллицы неровное, так что рекомендую выбирать те, в производстве которых участвовали кириллические (болгарские, российские и так далее) дизайнеры.
  • «Русские шрифты» — относительно свежая компания, которая начинала с акциденции, но недавно запилила очень бодрый (и рабочий) гротеск Dewi (о нём ниже).
  • Typefaces of Temporary State — крайне любопытный отечественный проект, об авторах которого, к сожалению, ничего не сказано ни на сайте, ни в группе на Facebook. Хотя, конечно, кому надо, те всё знают. Их шрифты не назовёшь универсальными, но упоминания здесь они точно стоят.
  • Contrast Foundry — Маша Дореули открыла свой магазин, и мы наконец-то можем купить суперхитовую Chimera.

CYR: отдельные шрифты

Из относительно нового или не слишком раскрученного:

  • Aeroport от Brownfox.
  • Lab Grotesque от Letters from Sweden.
  • Suisse Int’l от Swiss Typefaces. Хочу отметить, что его Regular-начертание можно бесплатно скачать с официального сайта и использовать в работе.
  • Spectral от Google Fonts (то самое исключение). Полностью бесплатный шрифт, доступный даже в «Google Документах», кириллицу для которого делали вышеупомянутые type.today.
  • Dewi гротеск с широкой палитрой начертаний от «Русских шрифтов» (есть даже такое модное сверхширокое).
  • Plex — новая фирменная супергарнитура (гротеск, антиква, моноширинное начертание) IBM теперь с кириллицей! При этом совершенно бесплатная.
  • Graphik от type.today (кириллизация). Хит из хитов, один из самых распространённых сейчас, но тем не менее не мог его не поставить.
  • Druk от type.today (кириллизация). Семейство гарнитур от узких до широких.
  • Stratos от type.today (кириллизация). Необычный, но уверенный в наборе шрифт. Хорош и для текстов, и для акциденции (а также отлично чувствует себя в инфографике).
  • Cera от type.today (кириллизация). Ещё один бестселлер. Есть даже скруглённое и трафаретное.
  • Neue Frutiger World — обновление бессмертной классики. Тот же Фрутигер, только новый, расширенный и дополненный.
  • Styrene — кириллизация от type.today (оригинал шрифта от Commercial Type).
  • CoFo Sans — ещё один «просто гротеск», на этот раз от Contrast Foundry.
  • iA Writer Font — Information Architects наконец прикрутила кириллицу к своему «псевдомоноширинному» шрифту, который используется в одноимённом редакторе.
  • PT Root UI — просто бомба от ParaType. Полностью бесплатный шрифт для интерфейсов. Выглядит вполне прилично. Подробнее можно почитать здесь. Ещё хочу привести цитату из канала «Шрифтовой дизайн»: «Это действительно шрифтовой праздник, спасибо! Главная особенность шрифта и его ценность для интерфейсов — униширинность. Независимо от начертания, метрики и ширины знаков, остаются неизменными, благодаря чему можно менять дизайн без ущерба интерфейсу или макету, не опасаясь, что что-то и где-то поедет».
  • 💎 Proto Grotesk — кириллизация от type.today (оригинал шрифта от Commercial Type).
  • 💎 Gauge Type Family —легендарный шрифт той самой «Афиши». Впервые появился в журнале под названием Afisha Serif в 2006 году. Наконец его можно официально можно приобрести в type.today.
  • 💎 CoFo Peshka — вариативный гротеск от Contrast Foundry. В процессе развития.
  • 💎 Halvar Collection — довольно-таки развёрнутая шрифтовая система (включая трафаретные начертания) от TypeMates (кириллическая версия выполнена при участии type.today и Марии Дореули).
  • 💎 New York — обновление года от Apple, первая за очень много лет антиква для интерфейсов. Относиться к нему можно по-разному, но заметной частью ландшафта он становится прямо сейчас. Здесь развёрнутый разбор от type.today.

EN: компании

  • Klim Type Foundry.
  • Letterwerk — декоративные, но очень красивые.
  • Colophon Foundry — создатели регулярно порицаемого мной (за плохую кириллицу) и дико модного Apercu, но латиница у них крутая.
  • Radim Pesko — необычные и модные.
  • Sharp Type — есть пара интересных.
  • Feedtype — ребята из Канады сделали пока лишь несколько шрифтов, но все выглядят свежо и отлично.
  • Dinamo Typefaces — швейцарцы, и этим всё сказано. Есть и утилитарно-рабочие и необычные шрифты.
  • New Letters — ещё одна модная словолитня.
  • Hungarumlaut — австрийская компания, основанная Адамом Катием. Много хороших и необычных шрифтов.
  • Pangram Pangram Foundry — много хорошего современного.
  • 💎 Schick Toikka — бодро и одновременно культурно.
  • 💎 TypeMates — создатели знаменитой Cera.

Всякие экспериментаторские студии, шрифты которых тем не менее могут очень круто зайти в какие-то культурные проекты (почему-то одни французы):

EN: отдельные шрифты

  • GT Walsheim от Grilli Type (прекрасная промостраница).
  • Aspen от Ludwig Type.
  • Baton от Fatype.
  • GT America от тех же Grilli Type.
  • Gabriel Sans от Font Fabric.
  • Trade Gothic от Linotype.
  • Decima Pro от Tipografia Ramis — не слишком оригинален и похож на множество подобных, но для определённых задач ок.
  • Urban Grotesk от Suitcase Type Foundry — просто люблю его.
  • Franklin Gothic в вариации от Monotype — это классика, и его не должно быть в списке, но я мечтаю, чтобы кто-то прикрутил его к интерфейсу. Кстати, у него имеется и неплохая кириллическая версия.
  • Plaak от Editions205 — странная штуковина для узкого круга задач.
  • Guillon — свежачок от Feedtype.
  • Untitled Sans и Untitled Serif — в хорошем смысле скучные гротеск и антиква от Klim Type (здесь можно почитать про них подробнее).
  • Ginto от Dinamo Typefaces — в крайне перспективном (и не менее модном) variable-формате (когда можно гибко настраивать любой из параметров шрифта). Подробнее про вариативные шрифты можно почитать здесь.
  • Monumet Gtotesk — тоже от Dinamo.
  • GT Zirkon — очередной шрифт с прекрасной презентацией от Grilli Type. Пожалуй, в 2018 году мы уже можем позволить себе шрифты с таким высоким контрастом в отдельных элементах для сплошного набора на экране.
  • Media Sans — любопытная история от Production Type. Достаточно акцидентный гротеск, но с огромной палитрой начертаний и всякими модными фишечками в рисунке. В суперконтрастных сопряжениях элементов схож с вышеупомянутым GT Zirkon. Жаль, пока без кириллицы. Здесь подробнее про него.
  • Lunchtypeбесплатный шрифт без кириллицы. Этакий дженерик, «просто ещё один гротеск из 2018 года». Ни оригинальностью, ни безупречным качеством не блещет, зато есть такие модные сейчас широкие начертания.
  • PVC — в меру безумный и довольно модный гротеск от Production Type.
  • Mohol — концептуальный проект в честь Ласло Мохой-Надя (мне нравится именно такой вариант написания) наконец-то превратился в полноценный шрифт. Авторы — Hungarumlaut
  • Agrandir Typeface — неплохой вариативный шрифт от Pangram Pangram Foundry. Рассказ о проекте.
  • 💎 Fira Code — моноширинный шрифт с лигатурами для программ.
  • 💎 White — минималистичный на первый взгляд гротеск от Dinamo Typefaces, становящийся слегка безумным в жирных начертаниях.
  • 💎 Helvetica® Now — Monotype совершил немыслимое — переделал Helvetica (пока без кириллицы).
  • 💎 Lyyra — выразительный гротеск от Schick Toikka.
  • 💎 Signal — гротеск, вдохновлённый старыми французскими дорожными знаками середины 20 века от Production Type.

P.S. И реально, не пренебрегайте Verdana.

6565
реклама
разместить
26 комментариев

Осталось добавить превью к каждому шрифту, и будет совсем хорошо!

26

Я боюсь статью тогда разнесет на сто экранов

3

"Большая часть шрифтов, упомянутых ниже, — платные."
Расходимся, нас снова обманули

8

А вам бы все бесплатно )

3

хз, по-моему лучший шрифт — не привычный глазу, ты за него цепляешься и уже, возможно, читаешь статью.

1

Статьи читают за интересный контент. Что за должен быть шрифт чтобы он заставил меня читать, то, что мне нахер не нужно?

11