Некоторые специалисты невзлюбят меня за эту статью, но я рискну и расскажу, как не связаться с «так себе спецом» и не вляпаться в лужу с выбором. Узнаете, на какие внешние и внутренние факторы при работе стоит обратить внимание и нужно ли подписывать договор.
Вечные проблемы со спецами, особенно с верстальщиками. Прям подписываюсь под каждым словом
С твоего опыта, как часто нарывался и в какой момент подводили?
После прочтения появился ряд вопросов и уточнений. Сразу хочу написать, что это всё — сугубо моё личное мнение.
1. «Следите за диалогом.» Если спец. был найден путём обычного поиска по бирже, то там уже должно быть портфолио, ровно как, если поиск дизайнера вёлся в различных соц. сетях. Какой он профессионал, если тебе, как клиенту, сложно банально найти его работы или этого портфолио попросту нет? По поводу цены тоже небольшой вопрос есть. Если клиент приходит и говорит «Надо лендинг по такой-то тематике, 8 блоков, с тремя адаптивами, вот примеры, которые мне нравятся», то почему же здесь не назвать сразу примерную стоимость и кол-во дней на реализацию? Наоборот, как мне кажется, лучше сразу договориться и решить, подходите ли вы друг другу по бюджету и времени, или же нет, а уже потом обсуждать различные тонкости и детали.
2. «Обсуждайте условия.» Тоже не совсем понимаю некоторых вещей. Дизайнер, по моему мнению, может и не писать условные «пн-пт с 8 до 22» и быть на связи в удобные ему часы работы. Конечно, без перегибов, отвечая в течении пары часов, предупредив заказчика о своих выходных, если требуется. Перестаёт ли он от этого быть качественным? Я думаю, что всё же нет. Ведь таким образом, можно скатиться и до пресловутых видеозвонков, когда заказчик думает, что, если он будет дизайнить макет вместе с исполнителем в прямом эфире, то это будет очень круто, он уж точно будет в курсе всех нововведений, а тот, кто отказывается от таких условий — просто некачественен). Скорее, будет нехорошим звонком, если дизайнер совсем ничего не говорит о том, как будет построен ход работы и не отвечает целые сутки на сообщения заказчика, но это банально неумение вести деловые отношения.
3. Хотел бы ещё добавить по поводу портфолио, я бы тоже не сильно налегал на этот аспект, потому что хватает любителей наворовать себе чьи-нибудь кейсы и таким образом «кидать» людей на предоплату. Совсем в крайности тоже не надо скатываться и всех подозревать в нечестных намерениях, но иметь ввиду это всё же стоит.
4. «Смотрите за уведомлениями о ходе работы.» Насколько сильно «качественный дизайнер» должен долбить клиента «обновлениями» макета?) Опять же, можно уйти в крайность и писать заказчику о каждом новом блоке и карточке, а можно договориться, что сначала показываете условный прототип, потом дизайн, а потом правки и завершение проекта. Ну и условное разделение работы на «Прототип — дизайн — полировка», мне кажется, намного больше удобства даёт самому дизайнеру, чем клиенту, ведь будет меньше крупных правок, да и так получиться чуть сильнее попасть в ожидания клиента.
5. «Человек готов резко включиться в работу в экстренной ситуации.» Мне кажется, немного неправильно скидывать ответственность на дизайнера, когда что-то пошло не так, а это и не его вина. Да и как веб-дизайнер исправит косяк в той же вёрстке или в том, что какая-то часть приложения не отображается? Если только этот дизайнер не швец, и жнец, и на дудке игрец, который выполнял заказ «под ключ». А так, повторюсь, винить дизайнера в том, что теперь заказчику не нравится цвет вон той кнопки или вообще вся цветовая палитра не та, неправильно. Да, он может помочь и лично бы я так и сделал, но, опять таки, винить исполнителя, если он отказался, в таком случае, будет неправильно. Более того, определённые заказчики могут привыкнуть к таким «щедростям» и регулярно вкидывать новые правки и обновления, с этим тоже стоит быть аккуратнее.
Ого, ну и полотно текста тут получилось)
Владислав, спасибо за такой развёрнутый комментарий на статью!
Сейчас отвечу на вопросы.
1) Назвать цену примерно можно, когда, например, вы работаете с клиентом уже не в первый раз и получается такая ситуация, что изначально вы проект ему уже "продали", так как он с вами работал, он понимает ценность и тд, то есть когда выбор исполнителя очевиден, то можно назвать цену приблизительно. К фриланс биржам вообще никак не отношусь, там свои тонкости работы и взаимодействия. Знаком с одной из основателей биржи Кворк, она считает, что сервис еще дорабатывать и дорабатывать.
2) Здесь вы правы, я говорю именно о том, что исполнитель не пропадает из виду и есть отчетность о проекте (хотя бы базовая). Да и заказчик плюс минус может знать, что сейчас происходит, если дизайнер изначально обсуждал этапы с дедлайнами.
3) Уххх, здесь чего только не было)) Да, по портфолио тоже сложно судить, но, повторюсь, клиент клюёт на визуальную оболочку в первую очередь, поэтому это важный момент. По поводу плагиата работ, можно вообще отдельную статью писать.
4) Я про частоту уведомлений я не затрагивал в статье, полагаю, что главное давать отчет после каждого выполненного этапа работы.
5) Это больше относится к тем, кто работает под ключ. Тут часто приходится "тушить пожары" комплексно. Ничего не скажу - просто неплохой бонус для клиента. По поводу того, что клиент может к таким подаркам привыкнуть. На моей практике не встречалось, но сам факт возможен.
Тоже большой текст получился)
Позвольте задам вопрос, буду рад получить комментарии от каждого) Ответ подозреваю, но все же интересно услышать.
Как заключаете договора, когда заказчик и исполнитель находятся в разных городах? Готовите 2 комплекта документов, подписываете, отправляете почтой и затем обратно получаете свой экземпляр?
Даниил, добрый вечер!
Объясню на своем примере алгоритм подписания договора. Да, нужно приготовить два комплекта документа, один - исполнителю, второй - клиенту. Я подписываю документ в электронном формате, сейчас покажу алгоритм.
1) Заполняю свои данные (паспорт, бик, расчетный счет и тд)
2) Скидываю договор клиенту, чтобы тот занес свои данные (либо сообщил мне и я их занес самостоятельно)
3) Далее перевожу документ в пдф формат и в пдф редакторе ставлю свою подпись мышкой
4) Отправляю документ клиенту - человек ставит подпись с помощью ЭЦП
5) Готово, теперь документ копируется для обеих сторон и можно переводить средства на счет
Как-то так, по поводу почты и тд, еще не было опыта, если будет - расскажу отдельно))
Качественный подрядчик скажет, что готов быть на связи с 9 утра по 10 вечера. ©
Часто РАБоторговцы пишут об этом пункте или говорят на фрилансе в самом начале общения, -мне надо что бы вы были на связи 24 на 7. Но правда такова что все мы работаем за деньги и как бы Вы не хотели что бы проект был на первом месте у человека всегда будет на первом месте он сам. А уже потом все остальное и умный заказчик это понимает. Поэтому работа заказчика и дизайнера это в первую очередь сотрудничество и если оно выгодное и качественное на всех уровнях вы получите отличный результат а дизайнер будет заинтересован выдать Вам хорошую работу.
Вечный холивар. Таких статей можно написать как о заказчиках, так и о нерадивых (кем угодно). При этом я не нашел в статье ни слова о том, как выбрать хорошего дизайнера. Потому что кидают зачастую общительные и доброжелательные. Раз вы его выбрали и доверили ему свои средства, он был уже убедителен, а потом затянул по срокам или исчез.
Второе, из опыта работы скажу, что зачастую клиенты стоит у них запросить что-то более, чем то, что они уже дали на старте. Это сразу растягивается на дни, недели. Хорошо, что этим занимаюсь не я, как дизайнер, а менеджер проектов. Договор никак Вас не защитит от Вас самих, а самодуров от самодуров. Всегда работаем по договору, и зачастую заказчики сами объективно уродуют проект.
Я еще не видел людей, которые делали бы работу лучше, чем специалист, не будь они сами специалистом в этом деле. Но видел много людей, которые открыли ИП и уже начали мнить себя Илонами Масками, Стивами Джобсами или Джонни Айвами. Да и то, что Ваша задача уже решается, вы будете слышать на каждом этапе работы от менеджера, и она, конечно, решается, но кухня вся для повара, а место заказчика за столиком.
Так как же все таки выбрать дизайнера хорошего? Я бы сказал совсем иначе, по выполненным проектам, так как крупные проекты или подходящие Вам по направлению требуют определенных навыков, командной работы и времени, по отзывам клиентов, по стилю его работ и сложности выполненных ранее проектов, а уже потом по общению. Фаина Раневская ругалась матом и была не сдержана и прямолинейна, но при этом была прекрасной актрисой. Ничего не имею против, но упаси бог выбирать веселого общительного дизайнера с договором в руке, который мне еще и постоянно пишет.