{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

СХ vs UX: как клиентский опыт влияет на прибыль бизнеса

Привет! На связи KISLOROD

Успешный проект обязательно включает в себе эффективные решения, как в области пользовательского, так и в части клиентского опыта. Рассказываем о том как клиентоцентричность и разработка онлайн-сервисов обеспечивают отличный клиентский опыт.

User Experience, UX — это опыт пользователя продукта, который складывается из того, как человек взаимодействует с сайтом, приложением или сервисом. Область UX — только там, где человек является пользователем.

Customer Experience, CX — это опыт потребителя продукта, который складывается из того, как человек взаимодействует с брендом, товаром, услугой. Здесь опыт не ограничивается онлайном, а может включать в себя любые взаимодействия в офлайне.

CX — более широкое понятие, потому что покупатель может быть пользователем, а пользователь может ничего и не покупать до определенного момента.

Цели работы с CX:

  • Помогать клиентам получать положительный опыт при любом взаимодействии.
  • Предлагать опыт, который превосходит конкурентов и обеспечивает дифференциацию от них.
  • Развивать лояльность клиентов и стимулировать к регулярному взаимодействию.
  • Создавать и пропагандировать собственный бренд.

UX и CX постоянно пересекаются, влияют друг на друга, а в итоге и на весь бизнес.

CX+UX — как бренды улучшают клиентский опыт

Amazon

Это крупнейшая в мире компания на рынке платформ электронной коммерции, которая начинала, как интернет-магазин книг. Месячная аудитория маркетплейса — 2,5 млрд человек. А в США Amazon занимает 50% от общей доли во всей онлайн-торговле.

Секрет успеха компании — передовой UX и качественный CX. Компания одной из первых ввела простые правила возврата товаров — клиентам дается до 30 дней.

Политика возврата товаров Amazon

Некоторые категории, например, детские товары в новом, нераспечатанном состоянии и подарочные списки ко дню рождения имеют увеличенный срок возврата — 90 дней, а свадебные товары — до 180 дней.

Но некоторые товары нельзя вернуть, например, скоропортящиеся продукты, опасные товары, индивидуальные изделия и цифровой контент.

Если товар не был в употреблении, покупатель может вернуть его практически по любой причине.

Форма возврата товара в Amazon

Amazon также один из лидеров в цифровых инновациях. Например, Amazon Go — это первые автоматизированные супермаркеты в мире. В них даже не нужно пробивать товар — оплата происходит автоматически при помощи датчиков движения, камер и умных весов.

В магазине Amazon Go

Клиенты регистрируются в приложении Amazon и просто берут с полок все, что им надо без того, чтобы стоять в очереди на кассе. А средства для оплаты списываются через приложение и учетную запись Amazon.

Disney World

Самый посещаемый и самый большой центр развлечений в мире площадью более 100 квадратных километров.

Парк Disney World

Важность превосходного клиентского опыта — основа стратегии компании.

Принципы:

  • Клиентоцентричность. В первый день тренинга сотрудникам объясняют, что их цель, независимо от занимаемой должности, — создавать счастье для клиентов.
  • Компетентность персонала. Обучение проводится круглый год и сотрудникам постоянно напоминают о необходимости качественного обслуживания гостей.
  • Глубокая персонализация опыта. Парк работает не только для детей, но также и для их родителей, поэтому есть возможности для взрослых.
  • Создание эмоциональных связей с клиентами. В компании не просто продают аттракционы, но создают впечатления, чтобы клиентам хотелось вернуться.
  • Постоянный сбор отзывов. Исследовательская группа работает в тематических парках и фиксирует отзывы клиентов до входа в заведение и на выходе.

При этом бренд работает также и на уровне UX — клиентам доступно приложение My Disney Experience

Интерфейс приложения My Disney Experience

Приложение содержит всю важную информацию, а кроме того, ряд полезных функций:

  • маршруты для прогулок с поддержкой геолокации;
  • часы работы парка, время ожидания у аттракционов;
  • бронирование столиков в кафе и ресторанах парка;
  • возможность составить индивидуальное расписание развлечений;
  • покупку билетов на аттракционы, историю заказов и бронирования столов.

При этом приложение персонализируется под опыт каждого посетителя.

Пример из нашей практики

Основное ограничение онлайн-торговли — это невозможность физически оценить товар и проверить его качество. Особенно это актуально для дорогостоящих товаров — мало кому хочется потратить много денег и получить товар, который не подходит или не понравился.

Поэтому жизненно важно обойти это ограничение. Один из путей — проработка UX в интернет-магазине, второй — проработка CX, а в нашем случае — создание у клиента опыта физического опыта взаимодействия с продуктом.

Мы уже рассказывали об одном из наших клиентов — интернет-магазине ковров kover.ru. Для них мы прорабатывали UX с помощью исследований и тестирования гипотез, которые проверяли количественными и качественными данными.

Одним из предметов исследования был сервис виртуальной примерки ковров прямо на сайте. Пользователь загружает фотографию своего интерьера, куда помещает понравившийся ковер и может увидеть, как он будет смотреться в его комнате.

Пример работы сервиса по виртуальной примерке ковров в интерьере

Но компания на этом не остановилась. Помимо виртуальной примерки, можно заказать примерку ковра у себя дома — представители магазина привезут три ковра к вам домой, где вы сможете потрогать их, оценить качество и посмотреть, как они впишутся в интерьер.

Демонстрация ковров у клиента дома

А если есть какие-то вопросы и сомнения, то можно связаться с экспертом-дизайнером по видеосвязи — он даст профессиональные советы по подбору ковра.
Кроме того, все товары из интернет-магазина можно легко вернуть или обменять в течение 100 дней с момента покупки.

Схема упрощенного возврата товара

Таким образом, наш клиент объединил инструменты UX и качественный CX, чтобы клиенты получали положительный опыт и покупали больше и чаще, а также снял ограничения онлайн-торговли.

Давайте посмотрим, как хороший CX влияет на продажи и лояльность клиентов.

Влияние CX на прибыль: мировая статистика и исследования

В 2021 году 44,5% организаций по всему миру сообщили, что воспринимают качество обслуживания клиентов, как основное конкурентное преимущество. А согласно другим исследованиям, 70% брендов конкурируют только за клиентский опыт — CX.

То есть в условиях, когда качество и характеристики товара критически не отличаются, соревноваться остается только в качестве обслуживания.

И вот как это отражается на прибылях брендов:

В ходе опроса, проведенного во Франции, Германии, Великобритании и США в сентябре 2021 года, 54% опрошенных согласились с тем, что готовы платить больше за отличный клиентский опыт.

И вот статистика о том, как качественный CX влияет на клиентов:

  • 49% покупателей совершают спонтанные покупки после получения более персонализированного обслуживания.
  • 80% потребителей сказали, что опыт покупки так же важен, как товары и услуги.
  • На 140% больше потратили клиенты, у которых был положительный опыт, чем те, у кого был негативный опыт.

Вот пример по отраслям, сколько клиенты готовы доплачивать за хороший потребительский опыт.

Ценовая премия за хороший опыт Источник PwC Future of Customer Experience Survey

При этом 60% покупателей не согласны с тем, что получают хороший клиентский опыт от брендов. То есть существует определенный разрыв между ожиданиями клиентов и реальным опытом.

Это подтверждают исследования в США — где участникам задали два вопроса:

  • «Насколько важен клиентский опыт в каждой из отраслей?»
  • «Как бы вы оценили качество обслуживания в каждой из отраслей?».
Разрыв между ожиданиями и реальностью клиентов Источник PwC Future of Customer Experience Survey

Разрыв между ожиданием и реальностью составил от 8 до 33% в разных отраслях.

В рамках другого масштабного мирового исследования участникам опроса задали вопрос: «В какой момент вы бы прекратили взаимодействие с компанией, в которой любили покупать или пользоваться услугами?»

И 32% участников ответили, что готовы отказаться от бренда при первом же неудачном опыте. То есть можно потерять треть прибыли всего из-за одной ошибки.

Результаты опросов потребителей по всему миру Источник PwC Future of Customer Experience Survey

При этом 86% потребителей говорят, что покинули бы бренд всего после двух неудачных попыток обслуживания клиентов.

Ключевой вывод.

CX больше не является универсальной стратегией, а стал обязательным параметром в конкурентной гонке.

И это понимают многие бренды и компании, что отражается в увеличении расходов на технологии обслуживания клиентов. Поэтому глобальные расходы на управление CX неуклонно растут — если в 2019 году они составляли 500 млрд долларов, то в 2022 уже более 640 млрд.

Что важно для клиентов в их опыте

В исследовании потребителей США людей опрашивали, что они считают наиболее важным в клиентском опыте.

Среди всех клиентов:

  • 73% отмечают, что опыт является важным фактором при принятии решений о покупке.
  • 65% клиентов в США считают, что положительное впечатление от бренда оказывает большее влияние, чем отличная реклама.
  • Почти 80% покупателей ответили, что ценят: скорость, удобство, квалифицированную помощь и дружелюбное обслуживание.
Результаты опроса потребителей о том, что они ценят в их опыте Источник PwC Future of Customer Experience Survey

Выяснилось, что потребители не настолько ценят технологии — ожидается, что они и так будут работать без ошибок. То есть хороший UX считается само собой разумеющимся, стандартом качества. А вот медленное или грубое обслуживание сведет на нет все усилия в области UX.

В рамках того же опроса задали вопрос: «Что побуждает вас прекратить взаимодействие с брендом?»

Причины ухода от бренда Источник PwC Future of Customer Experience Survey

Самые популярные ответы, которые набрали более 40%:

  • Плохое отношение сотрудников.
  • Недружелюбное обслуживание.
  • Недоверие к компании.
  • Некомпетентные сотрудники.
  • Низкая эффективность.
  • Товар был не всегда доступен.

Можно заметить, что подавляющее количество причин — проблемы в обслуживании и CX.

Так как же определить, что клиенты получают положительный опыт?

Как оценить качество клиентского и пользовательского опыта

Цель работы нашего агентства — улучшение пользовательского опыта, а поскольку в e-commerce он тесно связан с клиентским опытом, то мы изучаем также и его.

При оценке клиентского опыта определяют:

  • Общую удовлетворенность — демонстрирует то, насколько клиенты довольны взаимодействием с компанией.
  • Индекс потребительской лояльности — готовность клиентов рекомендовать бренд другим людям.
  • Лояльность — вероятность того, что клиент останется с брендом, а не уйдет к конкурентам.

Для оценки CX используют следующие метрики:

  • NPS, Net Promoter Score — индекс готовности дать рекомендацию.
  • NPS_GAP — разрыв с показателями NPS основных конкурентов.
  • CSAT, Customer Satisfaction Score — оценку удовлетворенности клиентов.
  • CSI, Customer Satisfaction Index — индекс удовлетворенности потребителя.
  • CES, Customer Effort Score — оценку усилий клиента в разрезе путей клиента.

Также могут применяться иные метрики для общего сравнения с конкурентами.

Поскольку UX является частью общего CX, то следует оценивать и его, для этого используют следующие метрики:

  • Success Rate, коэффициент успеха — процент пользователей, для которых продукт решает их задачу.
  • Error Rate, коэффициент ошибок — количество ошибок, которые возникают при решении задачи пользователем.
  • Task Time, время задачи — время, которое требуется на поиск решения задачи.
  • Clicks to Completion, клики до завершения — количество кликов, которое требуется для завершения задачи.
  • Abandonment Rate, процент отказов — процент пользователей, которые не завершили действие.

Для исследования CX мы используем следующие инструменты:

  • CustDev — глубинные интервью, опросы и сплит-тестирования.
  • Регулярные онлайн-опросы — индекс готовности дать рекомендацию, оценку усилий клиента, общую оценку удовлетворенности клиентов и индекс удовлетворенности потребителя.
  • Разовые онлайн-опросы — на этапе раннего оттока, опросы-благодарности, опросы после завершения тестирования продукта и проведения UX-исследований.

Читайте в наших статьях о том, как работают онлайн-опросы и как мы применяем метод глубинного интервью целевой аудитории.

А для исследования пользовательского опыта — UX, мы используем:

  • Очные тесты с наблюдением за пользователями и полевые исследования.
  • Юзабилити-тесты для обнаружения проблем в удобстве сайтов.
  • Experience Sampling для выборочного исследования пользовательского опыта.

При этом в рамках исследований обязательно нужно собирать и анализировать качественные и количественные данные.

Популярные сайты и приложения быстро становятся образцами для подражания и через некоторое время решения становятся стандартами отрасли. Поэтому конкуренция проходит в области клиентского опыта — и чем он лучше, тем выше лояльность потребителей.

Как создать качественный CX

Качественный клиентский опыт должен включать в себя:

  • Многоканальность и омниканальность. Связь с брендом должна быть доступна в любых каналах без ограничений и не прерываться.
  • Удобство покупки. Клиент должен иметь возможность совершить сделку быстро и легко.
  • Качество сервиса. Потребитель должен иметь доступ к любой важной информации, получать дружелюбное обслуживание и квалифицированную помощь.
  • Персонализацию. Продукт должен отвечать потребностям и целям конкретного клиента, а он должен выделять бренд среди конкурентов.

Чтобы улучшить клиентский опыт, используется CX-дизайн. Это не дизайн в обычном понимании, а схема взаимодействия бренда с клиентом на всех этапах.

CX-design — это комбинированный подход, который использует методы исследований и определения возможностей, а также поиска идей и разработки прототипов перед запуском продукта.

Он обеспечивает более глубокое понимание потребностей клиентов и помогает брендам взаимодействовать с клиентами на всем пути клиента — Customer Journey.

Принципы CX-дизайна:

  • покупатель проходит весь путь потребителя от знакомства до покупки;
  • опыт каждого клиента может отличаться от другого;
  • клиенты получают опыт как в онлайн, так и в офлайне, поэтому стоит использовать кросс-канальные инструменты;
  • чтобы удержать клиента, необходимо оптимизировать CX;
  • клиенты должны иметь возможность высказаться, для этого стоит собирать отзывы потребителей.

CX-дизайн базируется на стратегии.

Как сформировать качественную стратегию:

  • Изучить целевую аудиторию. Провести исследования, сегментировать ЦА и составить портреты пользователей на основе данных, а не догадок.
  • Сформулировать собственное видение стратегии клиентского опыта, для этого определить, какое впечатление от обслуживания вы хотите оставить у покупателя.
  • Составить карту клиентского пути (CJM), чтобы понять, по каким схемам происходит взаимодействие клиента с вашим брендом.
  • Проанализировать обратную связь, для этого можно использовать отзывы клиентов, анкеты и онлайн-опросы после покупки, а также очные интервью с фокус-группами.

Этапы внедрения CX-дизайна:

  • Выявление потребностей и возможностей клиентов. Определить, как продукт удовлетворяет клиентов и к чему стремится компания.
  • Проектирование и прототипирование решений. Определить, как будут выглядеть решения и как они должны ощущаться клиентами, выяснить, как команда может воплотить идеи в жизнь.
  • Запуск и масштабирование. Снизить риски и ускорить выход на рынок, проследить, чтобы показатели удовлетворенности клиентов соответствовали заявленным целям.

При этом стоит учесть, что любые изменения в политике работы с клиентами должны основываться на поведении клиентов и финансовой целесообразности. А все продуктовые гипотезы в UX должны проверяться и подтверждаться тестами.

Ключевые выводы

  • У клиентов есть ожидания и они могут не совпадать с вашими представлениями. Чтобы достоверно узнать, чего ждут клиенты, нужно проводить исследования и опросы потребителей.
  • Клиенты приносят доход, а сотрудники должны обеспечивать качество обслуживания. Даже самый проработанный UX разобьется о проблемы в обслуживании и плохой CX.
  • Технологии не могут решить проблемы с негативным клиентским опытом. Работа с UX всего лишь инструмент, который помогает посетителю стать клиентом.

Хороший CX не значит, что у продукта нет проблем с UX, также как хороший пользовательский опыт не значит, что у клиента нет проблем с обслуживанием. Важно, чтобы были проработаны обе составляющие, поскольку клиент может уйти на любом этапе.

Еще один важный аспект в рамках этой темы — цена товара, об этом мы писали в статье: «Как в погоне за UX и СХ в екоме не проиграть в цене

А вы работаете над улучшением опыта ваших клиентов? Расскажите о своем бизнесе и поделитесь мнением в комментариях.

KISLOROD специализируется на росте и развитии e-com проектов, и если у вас есть амбициозные и сложные цели — мы всегда готовы помочь: предоставить нашу техническую экспертизу и продуктовую команду роста.

Расскажите нам о своих задачах.

Чтобы узнать больше про продуктовый подход в e-com проектах — присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и подписывайтесь на блог на VC.RU.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Павел Зуев

А были в вашей практике примеры, когда хороший UX портил плохой потребительский опыт?

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

К сожалению, да. Был случай, когда нам не удалось убедить клиента, но падение конверсий показало нашу правоту. Впоследствии клиент принял нашу точку зрения и все наладилось.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Алексеев

Лайк

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

И подписка)

Ответить
Развернуть ветку
Семен Бигушкин

Интересно было почитать, много полезной информации. Не зря подписался на ваш блог.

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Дальше больше)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Сотникова

Опросы потребителей важно и нужно проводить, обратная связь без неё не обойтись

Ответить
Развернуть ветку
Фотон

Прикольно. Приложение Диснея - тема.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Никитин

Интересная тема, не знал, что на западе так заморачиваются.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шамбалов

Мне кажется, то UX, CX это все хорошо, но если на товар нет спроса или цена завышена, то толку от этого всего

Ответить
Развернуть ветку
Семен Бигушкин

Тоже так считаю, UX и CX — это вторично
надо что бы товар был качественный и цена доступная

Ответить
Развернуть ветку
Ibragim Zafirov

Клиентский опыт влияет напрямую: очень важно отслеживать обратную связь от потребителей

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кириллова

Интересная статья, но это же очевидные вещи, разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Для кого-то возможно да, но как показывает практика - бизнес нередко упускает определенные моменты, либо ему не хватает осознания важности опыта клиента. Либо это очевидно, но по каким-то внутренним причинам не делается.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Krivushov

А бывает ли CX вообще без UX? И насколько важен UX?

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Да, бывает, если бизнес полностью в офлайне. Пользовательский опыт важен, поскольку конкуренция происходит и в этой области.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Конечно, не бывает, приобретая продукт ты становишься клиентом и отсюда у тебя клиентский опыт, даже если ты не стал пользоваться продуктом — отказ от использования — это уже пользовательский опыт.:)
Хотя, по-моему, ты сам себя спрашиваешь.:)

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Да только, это всё же СХ, так как UX это про пользовательский опыт, т.е. про взаимодействие с интерфейсом, а не продуктом и сервисом вокруг него. Разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

А интерфейсы только у ПО и только цифровые?

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Какие ещё варианты?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Кнопка «Домой» на iPhone?

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Да, это можно назвать интерфейсом, в принципе как туже самую кружку с ручкой и без))) Но всё же ближе к СХ, чем к UX, т.к. про взаимодействие с продуктом.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Не можно, а должно.
И кружка, и чайник, и стул имеют интерфейсы.
Д.б. тебе привычнее считать пользователем пользователя ПО, но люди пользуются продуктами, частью которых могут являться программные интерфейсы. Люди не рождаются и не живут, чтобы пользоваться ПО, это лишь средство.

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Это тонкая понятийная грань)))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Не, это теория HCI — UX.

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Хорошая идея, для новой статьи)

Ответить
Развернуть ветку
Art Ts

Хотелось бы больше реального опыта из ваших проектов и данных из аналитики

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

К сожалению это не всегда возможно, по понятным причинам. В последующих статьях учтём замечание, там где это возможно)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Какие причины? Опытов нет?:)

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

NDA)

Ответить
Развернуть ветку
Федор Захаренков

Да, работа с CX это здорово. Надеюсь у нас тоже станет трендом.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kotoff

Понравилась статья, нравится, что много статистики и кейсы, а не просто мысли из головы

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Мы любим статистику и аналитику, особенно в наших статьях)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Сундушникова

Вы сами-то пользуетесь методами, о которых пишете?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Мяконькин

Вы писали про опыт вашего клиента в области CX, а есть ли какие-нибудь цифры - как повлиял эксперимент с примеркой ковров у клиента дома?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Карпец

Спасибо! Отличная статья! Не могли бы Вы подсказать, какие инструменты можно использовать для изучения опыта потребителя? Вы используете сервисы какие нибудь?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шувалов

А что в итоге важнее, UX или CX?

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Чтобы лететь птице нужно два крыла ;)

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда