Иди и смотри: как дизайнерам прокачивать насмотренность

Насмотренность — инструмент для дизайнеров, который поможет обогатить визуальный язык. На нём вы говорите с пользователями, поэтому хочется, чтобы эта речь была чистой, в меру образной и хорошо поставленной. А в этой статье я расскажу, с чего начать.

Иди и смотри: как дизайнерам прокачивать насмотренность

Что это такое

Насмотренность — визуальный опыт, который помогает понять, что сделано хорошо, а что не очень. Всё, что мы видим вокруг, формирует наш визуальный бэкграунд и помогает в работе. Это могут быть вывески, архитектура, журнальные обложки, реклама, работы коллег и художников. Мы смотрим, анализируем, ищем новые приёмы и способы взаимодействия. Всё это — насмотренность.

Иди и смотри: как дизайнерам прокачивать насмотренность

Зачем нужна насмотренность

Подсказывает, где плохое, а где хорошее

Когда перед глазами постоянно проходит огромное количество хороших работ, вы почти автоматически начинаете анализировать, как они выполнены и чем отличаются от плохих. Это помогает критически смотреть на свою работу и результаты коллег.

Стимулирует профессиональные навыки

Человек с развитой насмотренностью умеет не только отличить конфетку от… (ну вы поняли) , но и создать что-то своё, учитывая полученный опыт. Без крепких hard skills вы не сможете приблизиться к желанному результату, поэтому профессиональные навыки тоже придётся развивать.

Позволяет работать быстрее

Всё уже придумали до нас, поэтому сегодня хорошая идея не появляется просто так. Это тончайшая компиляция образов и чужих работ, которые ваш креативный мозг превратил в нечто совершенно иное. Чем шире вы смотрите вокруг себя и больше впитываете новое, тем чаще можете выдавать креативные идеи.

Помогает ориентироваться в трендах

Если вы активно следите за развитием своей сферы, то всегда в курсе, что сейчас модно, а что уже давным-давно неактуально. Так насмотренность помогает создавать современные и яркие работы, которые будут цеплять внимание людей. Высочайший пилотаж — проанализировать тенденции и создать продукт, который опережает своё время.

Как прокачать насмотренность

Насмотренность — не врождённый навык, который у кого-то есть, а кто-то им обделён. Это приобретённое умение мало чем отличается от чтения или езды на велосипеде. Насмотренности тоже можно учиться!

Иди и смотри: как дизайнерам прокачивать насмотренность

Попытайтесь ежедневно тренироваться, выполняя следующие упражнения. Для чистоты эксперимента старайтесь разбирать не только дизайн-работы, но и смежные направления.

  • Смотрите на картинку/фото/здание/etc и отмечайте, что в первую очередь цепляет внимание. А какие визуальные приёмы для этого использованы?
  • Определяйте визуальный вес каждого элемента и динамику направляющих.
  • Обращайте внимание на композицию и глобальные формы.
  • Анализируйте цветовую схему, взаимодействие цветов между собой, отмечайте интересные детали и акценты.
  • Задавайте себе вопросы об увиденном, структурируйте эту информацию и превращайте в чёткие формулировки. Оставляйте только термины без метафор. Например, «пятна», «яркость», «контраст», «направляющие» и другие.

А как использовать это в работе?

Представим, что вы уже изучили множество источников, а белый лист всё ещё пугает. Вот несколько способов, которые помогут вам сделать первые шаги, вооружившись своей насмотренностью.

  • Выявите главную мысль

Это то, о чём вы собираетесь говорить с пользователем. На этом шаге не забудьте собрать информацию о конкурентах, исследованиях по теме и трендах. Затем постарайтесь определить главную идею, которую хотите передать через интерфейс, и результат, который собираетесь получить.

  • Соберите мудборд

Это важный этап в процессе визуализации идеи. Когда вы уже определились с основной целью, можете начать подбирать подходящие решения, палитру и стиль.

  • Упорядочьте материалы

Чтобы создать логичную иерархию, разделите материалы мудборда на блоки: UI, UX-решения и возможность переиспользования текстов, коммуникации.

  • Создайте композицию, соберите драфты

Экспериментируйте с различными формами и комбинациями, включая цвета, интерфейсы, фотографии, постеры, типографику или 3D. Важно, чтобы элементы были сбалансированы, выглядели визуально привлекательно и доносили суть вашей идеи.

В будущем можно создать свою визуальную библиотеку в Figma, Notion, закладках браузера или просто в сохранёнках в Telegram. Так материалы для вдохновения всегда будут под рукой, чтобы вы могли быстро использовать для своих работ.

Ресурсы для вдохновения

Иди и смотри: как дизайнерам прокачивать насмотренность

Круто, когда вас может вдохновить буквально всё: от узора советского сервиза на полке у бабушки до одежды незнакомца в метро. Но вот так проснуться и в один день начать замечать детали — звучит не особо реалистично.

Хорошо, что в интернете есть тысячи сайтов, которые помогут найти ту самую идею. О Pinterest, Behance и Dribbble рассказывать не буду. Кажется, что за последние годы они нам всем порядком надоели. Но пренебрегать ими тоже не стоит.

А в поисках чего-нибудь новенького подписывайтесь на мой телеграм-канал Грядка. В последнем посте мы с командой собрали дайджест, где вас ждёт около 30 проверенных сайтов для вдохновения. С ними вы точно сможете подобрать классные референсы для своих проектов!

99
3 комментария

Иди и смотри — довольно неуместная для статьи про дизайн отсылка к фильму Климова. Тренируйте насмотренность, кароч :)

Ответить

На всякий случай — «Иди и смотри…» это из библии, часть про апокалипсис. Этот фильм тут не при чём.

5
Ответить

Сейчас бы в интертекстуальном мире рассуждать в комментариях на VC, какой набор слов уместнее :) Кино отличное, но вряд ли это повод больше никогда не использовать слова «идти» + «смотреть» в других контекстах.

4
Ответить