Трансцедентальная архитектура Тадао Андо
Есть что-то в его архитектуре бесконечное, преодолевающее границы. Что помогло ему создать неповторимый стиль, будучи самоучкой?
Тадао родился в Осаке в 1941 году. У него есть брат-близнец, но по каким-то японским традициям, Тадао был назначен наследником по линии матери и его воспитывала бабушка. Бабушка была консервативной и рациональной, сейчас мы бы сказали, что у него было сложное, тяжёлое детство, но сам архитектор говорит, что благодарен бабушке за то, каким сильным человеком она его воспитала. Семья Андо была купеческой, отсюда Тадао впитал основы бизнеса, но с самого детства мальчика тянуло к ремеслам. Напротив дома, в котором он жил с бабушкой, был столярный магазин, который Тадао часто посещал. Именно там он знакомится с материалом, учится характеру дерева, а на соседней фабрике — выдувает стекло. Работа с материалом даётся ему легко, обучившись этому мастерству, он инстинктивно стирает границы формы и может придумывать самые невероятные фантазии.
В возрасте 18 лет Тадао Андо дебютирует как профессиональный боксёр. Спорт для него — неотъемлемая часть жизни и философии по сей день. Спорт учит не только выносливости, но и дисциплине. Через несколько лет Тадао всё же концентрируется на дизайне, как основной деятельности, но ежедневные тренировки по полтора часа он не пропускает никогда.
В 24 года Тадао решает, что ему необходим опыт, который ему не может дать ни один университет. Несколько лет он успешно делает заказы по дизайну предметов, интерьера, не имея при этом высшего образования. Тадао уверен, что академическая система разрушает свободомыслие. Поэтому, подсобрав капитал, он отправляется в путешествие.
Особенно близким для него становится скандинавский стиль. В Финляндии он знакомится с работами Аалто, вдохновляется авангардом, формируя свой собственный стиль, вопреки академическому. Скандинавская теплота не отзывается в его сердце, а вот холодные мрачные и драматичные формы — становятся фирменным почерком.
Посетив Америку, Тадао вдохновляется также мебелью Шейкеров (это христианская секта, существовавшая в 18-19 веке, сделавшая первую минималистичную мебель, о которой можно написать отдельную статью, напишите в комментарии, если интересно!).
Путешествие стало для него настолько насыщенным, что позднее он организует специальные программы для студентов, которые позволяют им путешествовать и набираться международного опыта.
Среди вдохновений были и Фрэнк Ллойд Райт, Мис ван дер Роэ, Луис Кан, Ле Корбюзье.
Спустя 4 года путешествий, всё же посещает какие-то вечерние курсы интерьера (скорее всего, это было необходимым условием для получения лицензии архитектора), Андо открывает свою практику, женится и делает свой первый заказ, впоследствии который становится его собственным офисом — Tomishima house. Затем в Row House in Sumiyoshi можно также проследить аналогию пропорций с его детским домом.
Архитектура Андо подчиняется правилам новой японской философии о материальности, деталях, восприимчивости и непостоянстве. Обнаженный бетон и теплота дерева, которые подвластны времени, хранят в себе память мест, пресловутый zeitgeist. Свет и отражения играют критически важную роль. Андо как будто старается стереть все границы известных нам принципов функциональности и практичности элементов, создав абстрактное пространство, но сам автор называет это «архетипом пространства».
Максимально простые формы, ничем не украшенные, будоражат наше воображение, что отличает Андо от других минималистов: это ещё и социальная критика. Поэтические отражения природы в неотёсанном бетоне как хайку. Это пространство для сублимации эмоций, как в Церкви Света, Церкви на Воде или в Музее Воды.
Тадао Андо создаёт новую социальную призму восприятия природы на контрасте с бетонными коробками. Важная часть архитектуры Андо также в том, что он получил премию за здание, которое обладает особенной сейсмоустойчивостью — Rokko Housing, также много других премий, в том числе Притцкера, деньги за которую он пожертвовал детям, пострадавшим от землетрясения 1995 года.
Однажды в студию к Тадао пришла дворняга, помесь с акитой. Собаку Тадао приютил и хотел назвать в честь Кэндзо Тангэ (известный японский архитектор), но, как признаётся Тадао, он он не смог бы ругать Кэндзо, поэтому, вместо этого, он назвал её Ле Корбюзье.
Нужно понимать, что Тадао — абсолютное исключение из правил. Такие случаи — это один на миллионы, когда ты не посещал социально принятые институты, но стал успешным. Уникальность Андо как раз таки в том, что он впитал все навыки на практике в столярной мастерской и стекольной фабрике, развил насмотренность в путешествиях, а в конечном итоге, всё же, пришлось посетить курсы интерьеров — такие, вот, правила "социума". Но, именно его непредвзятость взглядов и упорство, позволили ему совершить прорыв в архитектуре и стать известным на весь мир.
Полезная статья, много чего для себя понял и узнал.
Спасибо, Алексей!