История графического дизайна. Часть 1. Зарождение
Прежде всего следует понять, что кроется за таким словосочетанием, как «графический дизайн». Хотя в настоящее время под этим термином понимают обширную профессиональную деятельность, которая ведется отдельной группой людей (графических дизайнеров), дать точное определение этого понятия крайне сложно по нескольким причинам.
Во-первых, стоит начать с того, что данный термин появился по историческим меркам совсем недавно. В 1922 г. американский типограф и каллиграф Уильям Аддисон Двиггинс (William Addison Dwiggins) ввел его в обиход в книгоиздании. Поэтому в классическом понимании под «графическим дизайном» подразумевают деятельность, связанную с визуальным оформлением полиграфической продукции, например, книг, каталогов, рекламных плакатов и так далее.
Во-вторых, как это зачастую бывает, в процессе развития графического дизайна к данному определению стали приписывать все больше новых направлений и функций. Поэтому сейчас термин «графический дизайн» стал существенно более объемным понятием, чем был ранее. Если дать краткое определение, то под ним сегодня понимают любую художественную деятельность по созданию эффективной визуальной коммуникации между людьми. Ключевой здесь выступает фраза «визуальная коммуникация», которая, как известно, происходит с помощью различных знаков, изображений, образов и прочего. В современном графическом дизайне непременно надо пользоваться такими средствами, как текст (типографика), изображения, символы, цвета и прочее, а основной задачей графического дизайнера стало объединение всего этого в гармоничное и привлекательное единое целое.
Под новое определение теперь попадает не только полиграфическая продукция, оно стало охватывать более широкий класс направлений дизайна: разработка логотипов, фирменного стиля (айдентики), дизайн упаковки продуктовых и не продуктовых товаров, дизайн алкогольной продукции (включая этикетки), визуальное оформление веб-сайтов, приложений и многое другое.
В данной статье мы постараемся кратко рассмотреть историю развития графического дизайна на примере основных этапов его становления.
Этап 1. Рисунки
История создания графического дизайна началась задолго до вышеупомянутого Двиггинса, еще в эпоху палеолита. Именно первая наскальная живопись стала той отправной точкой, с которой стоит начать историю графического дизайна. В то время он мог включать в себя только рисунки, сделанные первобытными людьми в пещерах Европы и Азии.
Ученые-историки до сих пор не могут точно понять причин их появления. Некоторые считают, что рисунки возникли в результате неких религиозных ритуалов, которые могли, по мнению первых людей, приносить удачу на охоте. Другие же считают, что древние изображения – результат социальной потребности пещерных людей в коммуникации между собой и передачи информации от поколения к поколению. Как бы то ни было, к счастью для нас, этот процесс был запущен и активно ими развивался по мере совершенствования технологий. Забегая вперед, отметим, что историческое развитие графического дизайна связано прежде всего с двумя причинами: постоянным желанием открывать что-то новое, заложенное в нас с самого рождения, и развитием технологий, позволяющим воплощать это новое в реальности.
В тот далекий период в качестве графических дизайнеров условно выступали те первобытные люди, которые создавали наскальные рисунки. Эти рисунки были достаточно просты и изображали различных животных. В эпоху мезолита и неолита рисунки усложнились, они затрагивали различные аспекты жизни первых людей: ладони рук, животных, огонь, орудия труда, процесс охоты и собирательства, силуэты людей и прочее. Как правило, изображения были монохромными с использованием красителей минерального, животного или растительного происхождения. В процессе развития рисунки стали выполняться более точно, добавился объем и цвет, учитывались пропорции фигур и перспектива, передавалось движение. Позднее пещерная живопись от реалистичности стала развиваться в направлении стилизации изображений.
Этап 2. Письменность
Итак, по завершении первого этапа человечество освоило рисунки для передачи информации. Теперь встал вопрос о разработке новых средств передачи устной речи. В начале люди пытались использовать для этого стандартные предметы, которые были у них под рукой: бусины, раковины, палки и тому подобное. Образовалась так называемая «предметная письменность». Однако она была крайне неэффективным способом коммуникации и постепенно от нее отказались.
Древние шумеры очень оригинально решили эту проблему. Они понимали, что рисунки по-прежнему оставались действенным способом передать информацию другому человеку. Поэтому для каждого объекта, предмета, явления или цифры они придумали специальные знаки (пиктограммы). Часто они носили схематический характер. С этого периода зарождения пиктографической письменности начинается второй этап развития графического дизайна.
В то время, шумеры в качестве носителя информации использовали рукотворную глиняную табличку, а пиктограммы выдавливали при помощи специальных деревянных инструментов. Однако такой способ на практике оказался не очень надежным, так как эти таблички были крайне хрупкими, достаточно тяжелыми и большими. По этим причинам они в малых количествах дожили до наших дней.
Пиктограммы, безусловно, имели свои достоинства. Например, они были достаточно универсальны, так как они могут быть понятны людям, говорящим на разных языках. Именно поэтому пиктограммами активно пользуются современные дизайнеры и сегодня. Например, их можно встретить в различных интерфейсах операционных систем, приложений и тому подобное. Однако пиктографическая письменность не может образовывать текст в его лингвистическом понимании, поэтому от нее постепенно начали отказываться.
Дальнейшее развитие письменности базировалось на так называемых идеограммах – специальных знаках или рисунках, которые обозначали не только изображенное на них понятие, но и косвенное с ним. Его можно было получить при помощи несложной логической цепочки. В наше время идеограммы наряду с пиктограммами также активно используются дизайнерами в интерфейсах операционных систем и мобильных приложений, дорожных знаках, аэропортах, обозначении больниц, аптек, туалетов и прочее.
На основе идеограмм в древнем Китае, Египте, Японии, Кореи и других странах были созданы первые иероглифы, которые вначале использовались в письме.
С точки зрения графического дизайна, в этот период начинает активно развиваться такое направление искусства как каллиграфия. Начинают формироваться первые законы построения и компоновки рукописных текстов (рукописей или манускриптов).
С технологической точки зрения, также был значительный прогресс. От глиняных табличек стали повсеместно отказываться. Рукописи создавались на трех различных носителях: пергаменте, папирусе и бумаге. Пергамент был создан в древней Персии из обработанной кожи животных, папирус же был создан в Египте из обычного тростника. Бумага была создана в Китае из бамбука, технология ее изготовления сохранялась в строжайшем секрете. Все материалы были крайне дорогими и тяжелым в изготовлении. У каждого из них были как свои преимущества, так и недостатки. Пергамент был крайне надежным носителем, к тому же на нем можно было писать с двух сторон, поэтому он стал наиболее распространен в письме. Папирус был более белоснежным, но требовал более строгих условий хранения. Бумага же была распространена только в Китае, спустя 500 лет технология ее изготовления просочилась в Корею и Японию, до Египта она добралась только в XII веке н.э. и вытеснила папирус, в этом же веке она добралась и до Европы.
Этап 3. Рукописные книги
По завершению второго этапа у дизайнеров появился полный арсенал средств (рисунки, письменность и носитель) для прорывного развития графического дизайна. Наступил третий этап, который ознаменовал создание книг и правил их оформления. Своими корнями он уходит во времена древних цивилизаций Египта, Китая, Греции и Рима. Именно там стали появляться первые книги, которые состояли из отдельных сшитых рукописей. К сожалению, не все их можно тщательно проанализировать с точки зрения дизайна, а некоторые из них и вовсе не дожили до наших дней. Были случаи и намеренного уничтожения книг. Например, из-за того, что пергамент был достаточно дорог, страницы многих древних книг в средневековье были затерты, чтобы использоваться повторно (палимпсестные книги).
Первая из книг, на которой хотелось бы остановить свое пристальное внимание, будет древнеегипетская «Книга Мертвых». Она представляет собой сборник папирусных свитков, в которых приводятся священные тексты, призванные помочь умершим в загробной жизни. В ней иероглифические повествования, великолепно написанные писцами, проиллюстрированы красочными иллюстрациями. Слова и изображения объединены в единое целое: оба элемента сжаты в горизонтальную полосу, вертикальная структура письма повторяется как в колонках, так и в рисунках, для письма и рисунка используется единый стиль мазка.
Древнеегипетские писцы и иллюстраторы смогли привнести новое в книгоиздании, но это происходило естественным образом в процессе их творчества, так сказать, на бессознательном уровне. Для себя основную задачу они видели в создании гармоничного сочетания текста и изображений для эффективной передачи идеи своих рукописей. Заметим, что над решением этой же задачи бьются и все современные графические дизайнеры. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в этот период были заложены все основные идеи и правила этого вида дизайна.
В средние века в связи с распространением Христианства начали появляться рукописи Священного писания, которые создавались монахами в монастырях. Они писались в основном на пергаменте, так как этот материал мог хорошо гнуться и прекрасно сшивался в книги. Папирусные манускрипты не были распространены столь широко, поскольку папирус оказался слишком ломким. А бумага, как говорилась выше, вообще пришла в Европу только в начале XII века.
В средние века в Европе стал внедряться раздельный труд по созданию манускриптов, что привело к появлению там первых книг. В монастырях появились отдельные письменные комнаты (скриптории), возглавляемые специальными людьми, отлично знающими латынь и греческий язык. Это были первые в истории редакторы, которые отвечали за оформление и выпуск манускриптов. В этих комнатах монахи-писцы целыми днями склонялись над письменными столами, переписывая тексты страницу за страницей. Они указывали места на макетах страниц, где после завершения работы над текстом должны были быть добавлены иллюстрации. Иллюстраторы создавали изображения и украшения для текста. При написании своих манускриптов монахи стали понимать, что четко подобранный орнамент и цвет, может создать художественный образ, тем самым настраивая читателя на определенный лад. Безусловно, найденные закономерности стали активно использоваться впоследствии.
Вообще говоря, стоит заметить, что еще одним толчком в развитии графического дизайна стал и такой, на первый взгляд, неприятный факт, как сложная, с технической точки зрения, возможность путешествия между странами и континентами. Это привело к обособленному развитию дизайна, его индивидуализации в зависимости от региона. Даже в одной Европе можно было насчитать огромное разнообразие дизайнов страниц, стилей иллюстраций и текста, а также методов производства книг. Ярким примером одного из таких стилей является гиберно-саксонская книжная традиция, активно распространенная в Ирландии и Великобритании в период с 500 г. до 900 г. н. э. Одним из самых красивых манускриптов в этом стиле по праву считается «Келлская книга», также известная как «Книга Колумбы» (около 800 г. н. э.). Интересный факт: для ее создания пришлось забить более 150 телят. Это богато иллюстрированная рукописная книга, в которой включены все четыре Евангелия Нового Завета на латинском языке. Многие искусствоведы сходятся во мнении, что это настоящий шедевр каллиграфии, а использованные в ней иллюстрации и орнаменты настолько сложны, что даже сейчас при нынешних технологиях не могут быть воспроизведены столь же точно и филигранно. Украшение страниц сочетает в себе традиционную христианскую иконографию с витиеватыми, закрученными декоративными элементами. Практически каждая страница уникальна по своей красоте и изяществу. Фигуры людей, животных и мифических существ вместе с кельтскими узлами и переплетающимися узорами ярких цветов оживляют страницы этой книги. Некоторые внедренные в ней графические элементы были признаны впоследствии христианскими символами и используются по настоящее время. Все это дополнительно подчеркивает особую роль и значимость этого Евангелия не только в развитии книжного оформления, но и в Христианстве. К счастью, каждый из вас может найти полную цифровую версию «Келлской книги» в Интернете.
Также хотелось бы остановиться на «Винчестерской Библии», написанной предположительно в 1175 г. романскими миниатюристами из Англии. Интересна она тем, что в ее создании участвовали несколько художников, разных по своим традициям и привязанностям. Тем не менее, они смогли создать цельное произведение, которое считается в своем роде исключительным по богатству декоративного оформления. Исследователи смогли различить работу по крайней мере шести разных мастеров, которые работали над этой книгой в течение 25 лет. Несмотря на долгий срок, книга не была полностью завершена: обложка и некоторые иллюстрации остались не завершенными, а некоторые страницы и вовсе были намеренно из нее удалены впоследствии (в том числе для дальнейшей перепродажи). Конечно, есть и положительные моменты: великолепный по своей красоте текст завершен полностью.
Кроме европейских монахов, также высокого мастерства в графическом оформлении книг достигли и жители исламских стран. Особенно это заметно в персидской миниатюре. Например, красочная иллюстрация к произведению «Хамсе» («Khamseh») великого поэта XII века Незами (Neẓāmī) считается вершиной ширазской (Shīrāz) школы. На ней изображен персидский царь Хосров II (Khosrow II) перед дворцом своей возлюбленной Ширин (Shīrīn). Человеческие фигуры, животные, здания и ландшафт представлены в виде утонченных форм, отличающихся лаконичными очертаниями. Иллюстрация наполнена яркими цветами и декоративными узорами в тесно взаимосвязанной композиции.
Конечно, можно привести массу других книг, которые внесли серьезный вклад в развитие графического дизайна. Однако, по нашему мнению, каждая из них заслуживает отдельного пристального рассмотрения вне этой статьи.
Третий этап развития графического дизайна затронул, как видно из вышесказанного, большой промежуток времени и завершился появлением в XV веке печатного станка.
Статьи, новости, кейсы по брендингу смотрите на сайте Supremum Design
Интересная статья! Отметки рук на стенах древних пещер смотрятся актуально и для сегодняшнего дня.
Было очень полезно и интересно это прочесть.
Подробный и последовательный обзор эволюции дизайна с течением истории! Какие необычные образы на древних манускриптах.
Хорошо структурированная историческая справка, полезная информация по хронологии!