Лицо курса: роль интерфейса в онлайн-обучении

С ростом популярности онлайн-обучения стали очевидны две проблемы, с которыми сталкиваются их создатели. Первая связана с созданием качественного образовательного контента. Вторая лежит в плоскости интерфейса, который играет не менее значимую роль, чем непосредственное содержание курса.

Почему интерфейс так важен

Интерфейс – важнейший элемент курса. От того, насколько он прост, понятен и привлекателен зависят восприятие учебного материала, его эффективность и востребованность. Непонятный дизайн, запутанная навигация, вообще любой недостаток интерфейса могут катастрофически сказаться на популярности даже насыщенного полезным контентом курса. Известны случаи, когда непродуманный интерфейс сокращал такой важный показатель, как проходимость программы курса, до 1%.

Сегодня практически все, кто пользуется компьютерами или мобильными устройствами, быстро и безболезненно переходят из одного интерфейса в другой. Они в большинстве случаев интуитивно понятны, оправдывают ожидания, имеют простые и очевидные инструменты управления. Те же самые ожидания пользователи связывают и с обучающими курсами.

Если интерфейс приложения или веб-сайта непонятен пользователю, он перестает ими пользоваться. Такая же реакция возникнет у него в том случае, когда непонятным окажется интерфейс курса. Даже такого, в прохождении которого пользователь изначально заинтересован. При этом, если навигация настроена правильно, она все равно не будет восприниматься пользователем, если для поиска ее элементов требуется время. Привлекательность курса зависит и от дизайна интерфейса, шрифта, фона или кнопок.

Лицо курса: роль интерфейса в онлайн-обучении

Обязательные элементы

Каждый курс по-своему уникален. Его интерфейс – продолжение обучающего контента, которому он должен соответствовать. Решение о том, какие именно элементы интерфейса необходимо использовать, каждый раз принимается отдельно. Но, в большинстве случаев в интерфейсе всех курсах присутствуют обязательные элементы.

Важнейшими элементами стандартного «слайдового» курса являются навигационные кнопки, которые позволяют пользователю переходить между слайдами, — привычные всем «вперед» и «назад».

Еще один обязательный, особенно для больших курсов, элемент — пользовательское меню. Оно особенно востребовано, если студент повторяет обучение, хочет углубленно поработать с каким-либо разделом или даже отдельным слайдом, или, напротив, для начала пролистать все содержание. Меню необходимо, чтобы пользователь не пролистывал последовательно все содержание, а мог попасть в нужный ему раздел в любой момент времени, чтобы получить необходимую информацию.

Курсы, имеющие аудиоряд, должны иметь в своем интерфейсе инструментарий управления звуком. Обязательной является, в этом случае, кнопка управления громкостью, чаще всего должны присутствовать кнопки воспроизведения и паузы.

Остальные элементы управления – опциональны. Если речь идет о курсе, который связан с другими, то в нем должны присутствовать кнопки для их скачивания или, как минимум, ссылки на соответствующие страницы в сети.

При разработке дизайна крайне важно проверить, чтобы все кнопки, которые необходимы для навигации по курсу или для управления контентом, корректно работали. Кроме того, нужно контролировать отсутствие лишних кнопок, которые могут отвлекать внимание или запутывать пользователей.

Возможно использование нестандартных элементов. Они нужны, к примеру, в тех случаях, когда в курсах используются элементы геймификации и пользователям приходится собирать различные награды, а панель с ними становится частью интерфейса, для которой необходима разработка кастомного уникального дизайна.

Иными словами, интерфейс курса каждый раз разрабатывается индивидуально и зависит от обучающего контента и сценария прохождения курса.

Основные требования

Удобство, очевидность, интуитивная доступность – вот основные требования к интерфейсу электронных курсов. Они должны быть удобны и понятны сразу, а пользователь не должен перед прохождением курса погружаться в чтение объемной инструкции. По крайней мере, объяснение должно быть быстрым, простым, и столь же понятным, как и сам интерфейс.

Конечно, стоит учитывать и актуальные тенденции UX. К примеру, сегодня в тренде минимализм, благодаря которому элементы дизайна и управления не отвлекают внимание пользователя. Небольшой набор цветов, небольшое количество градиентов, простота – все это способствует концентрации внимания на контенте, а не на дизайне.

Иногда эти требования приходят в противоречие с творческими устремлениями дизайнеров или с их авторским видением того, как необходимо оформить тот или иной контент. В этом случае помогают готовность к компромиссу и «насмотренность» — богатые знания о том, как в том или ином случае при помощи дизайна обыгрывается содержание и улучшается его восприятие.

Возможные проблемы

Важнейший элемент электронного курса – плеер, который обеспечивает работу курса. Это – своего рода «движок», обеспечивающий работу системы. Он служит основой для размещения всех остальных элементов.

К сожалению, о том, чтобы уделить достаточное внимание разработке плеера, часто забывают. Создатели курсов и дизайнеры стремятся наполнить свой проект контентом, красивыми элементами, интересными тестами и элементами геймификации. И эти очень интересные задачи отвлекают от не самой простой и основной, которая должна решаться в первую очередь — настройки плеера.

Наиболее часто встречающиеся ошибки здесь: неполная проработка цветовой гаммы элементов интерфейса (изменение цвета при смене активности элемента, например кнопки), ошибки в кодировке или даже в языке локализации.

Такие ошибки кажутся несущественными. Но каждая из них ухудшает восприятие курса в целом, приводит к негативным реакциями у обучающихся.

Как упростить разработку интерфейса

Сервисы, которые позволяют создать оригинальный интерфейс веб-страницы, презентации и даже приложения сегодня широко распространены. Существуют аналогичные решения и для тех, кому нужно создавать и онлайн-курсы.

В качестве примера можно привести конструкторы курсов. Они позволяет полностью разработать курс «с нуля» или воспользоваться заготовками для разных задач. В них имеются различные элементы интерфейса, плееры, которые подходят для курсов различных видов. При этом конструктор допускает применение индивидуальных настроек: цветов, шрифтов, кнопок и т.д.

Применение конструктора не только сокращает время разработки интерфейса. Он еще и гарантирует работоспособность всех элементов. Конструктор избавляет от необходимости настраивать взаимосвязь между слайдами, выстраивать алгоритм работы управляющих элементов. Все, что нужно разработчику, выбрать цвета и необходимые кнопки, затратив на это несколько минут.

Важный критерий эффективности конструктора – его простота. Для работы с конструктором не должны требоваться специальные знания и навыки, тем более – навыки программирования. Он должен избавлять пользователей от необходимости вручную настраивать и тестировать плеер курса. Если конструктор интегрирован с платформой онлайн-обучения, это позволит бесшовно использовать ее для размещения электронного курса после завершения разработки. Это обеспечивает полную сохранность разработанных в конструкторе навигации и зависимостей — на платформе все будет работать точно так же, как на «тестовом стенде».

Как оценить интерфейс

Конечно, удобство интерфейса требует проверки. Наиболее действенным способом считается фокус-тестирование на целевой аудитории, на одном человеке или даже группе пользователей. Лучше всего его проводить с личным присутствием при прохождении курса и замером времени.

Можно предложить лояльному пользователю (важно, чтобы он был лояльным – в этом случае такое фокус-тестирование даст объективную информацию) пройти курс и, не делая подсказок, внимательно наблюдать за его действиями, замеряя время, которое потребуется на навигацию (поиск необходимой информации, поиск кнопки, время отклика).

Доступна проверка интерфейса через систему дистанционного обучения (LMS). С помощью ее аналитических средств можно узнать, сколько человек просматривал тот или иной слайд, и, если он «застрял» на нем, еще раз оценить его интерфейс. Правда, не стоит сразу же менять дизайн — причиной «зависания» может быть непонятный текст или сложный тест.

О качестве интерфейса говорят и данные о проходимости курса. Их можно получить в LMS через выгрузку детальной статистики. Она дает возможность узнать, какие слайды курса просматривались наибольшее количество времени, затем изучить содержание этих слайдов и понять, есть ли недостатки у их интерфейсов. Минус такого способа в том, что потребуется ручная выгрузка детализированного отчета, кроме того, его изучение потребует дополнительного времени.

Наконец, при оценке эффективности интерфейса доступно использование такого инструмента, как анкетирование пользователей. После прохождения курса их можно попросить ответить на несколько вопросов о том, насколько курс оказался полезным, интересным, какие новые знания и навыки приобрел пользователь. И в этом же опроснике должны быть и вопросы о том, удобен ли был курс для прохождения, насколько он был понятен с точки зрения интерфейса.

Правда, у такого способа оценки существуют некоторые ограничения. Поэтому применять его нужно избирательно. В большинстве случаев анкетировать всех пользователей не имеет смысла — предлагать ответить на вопросы необходимо только лояльным. Именно они и обеспечат наиболее полную обратную связь.

1616
13 комментариев

не каждый курс сегодня может похвастаться простотой и удобством интерфейса. Но радует, что разработчики все же начинают понимать, как это важно.

4

Ещё бывает, что из-за неудобной навигации какие-то возможности программы можно не заметить

2

Что на топе сейчас в плане трендов в UX в курсах цифровых?

1

Интерфейсы, доступные для людей с ограниченными возможностями, 3D-иллюстрации, кастомные иллюстрации и, конечно, нейросети :)

4

Для меня UX решает все при выборе онлайн-курса. Не понимаю, как осваивать новую информацию, если все неудобно

2

А какой самый главный "смертный грех" разработчика интерфейсов?))

Екатерина, определённо главный грех — выпустить курс без проверки на пользователях :)
Сделали курс → найдите типичного представителя ЦА и посмотрите, как он его проходит и где спотыкается → поправьте UX и только потом назначайте курс всем.

4