А нужны ли исследования ?

Делюсь опытом, когда UX-исследования необходимы и когда можно применить готовые решения для успеха в проектах. Экономьте время, ресурсы и достигайте результатов
Делюсь опытом, когда UX-исследования необходимы и когда можно применить готовые решения для успеха в проектах. Экономьте время, ресурсы и достигайте результатов

Не хочу писать очередную статью о том насколько нужны UX исследования. Здесь речь пойдет о том, насколько они не нужны. Прежде чем меня начнут закидывать камнями опытные и знающие люди, попытаюсь привести аргументы. Я понимаю, что этот разговор вилами по воде и сказанное можно интерпретировать по другому, но примеры описанные ниже взяты из жизни и к сожалению в сфере дизайна не одиноки.

Содержание:

  • Стадия планирования
  • Стадия проектирования продукта
  • Стадия оценки продукта
  • Вывод
  • Советы

Стадия планирования

Посчитаем сколько в работе дизайна первичных исследований на примере стартапа.

Прикинем первую ситуацию : Компания решила организовать новую шарагу и нанимает диза или команду дизов, чтоб разработать, ну скажем сервис по доставки еды и ожидает получить готовые макеты через 2-4 месяца для выхода MVP. Так случилось, что ретроградный Меркурий стоял в нужном доме и сервис вышел в прибыль через 6 месяцев и дальше вы, как диз, занимаетесь рутинными вещами : следите за сайтом, макетами, рекламными активностями, дорабатываете заложенный функционал. По статистике, средний возраст работы в компании у дизайнеров составляет 2-3 года, получается в среднем 30 месяцев. Выходит за период работы в компании диз тратит 15% времени на первичные исследования. Но есть еще нюансы.

  • Нюанс первый. Бизнес как заказчик, приходит уже с готовым решениям и не готов платить за то, что уже знает, так как у него в этой теме 10 лет опыта.
  • Нюанс второй. Стартап не в нише голубого океана, и хватит конкурентного анализа, чтоб спроектировать еще одно очередное приложения по доставке еды
  • Нюанс третий. Ограниченное количество ресурсов позволит провести примерно около 3 из 10 методов исследований.
  • Нюанс четвертый. Компания может привлечь на этом этапе компетентных спецов, которые как раз и специализируются на первичных исследованиях.

В итоге, для вас остается не много первичных исследований. Да, тут ключевую роль играет качество, а не количество, но выходит не так уж и много времени тратит дизайнер на исследования на этом этапе.

Прикинем вторую ситуацию. Вы одинокий, как волк спец и работаете по найму, приходит заказ от Гоши и он просит вас, отрисовать сайт по продаже ковров для машины за 3 недели. Тут ситуация следующая, Гоша пришел к фрилансеру по двум причинам: с одной стороны, у него мало денег, с другой - нет компетенции, а может и две причины сразу. Вы говорите, нам нужно Customer Development провести и потом построить CJM и вдогонку еще пару умных слов. Даже звучит смешно. Да, на таком уровне можно сделать прототип и портрет пользователя, но говорить о полноценной работе исследований тоже не стоит. Кто-то скажет что я сильно гиперболизирую и есть примеры типа Саши Лагуты который берёт миллионные заказы и наверняка использует кучу исследований. Так то оно так, но давайте посмотрим на статистику, а она нам скажет что таких заказов 2% а остальные работают за лапшу. Если подытожить, то тут, мягко говоря, не всегда можно применить качественный подход к исследованиям + нюансы сюда тоже применимы.

Стадия проектирования продукта

Важной и большой по времени частью работы в продуктовом дизайне и смежных областях является воплощение и реализация конечного продукта. Представим, что мы разрабатываем интернет магазин по продаже электроники. Нам нужно отобразить меню - каталог и тут вопрос, что будет релевантней для пользователей и выгодней по ресурсам? Провести карточную сортировку или взять 10 топовых игроков и слизать у них сортировку в каталоге? Думаю ответ очевиден. Также другой пример нужно сделать приложения для знакомств. Какой паттерн приходит на ум в первую очередь? Да мы можем придумать новую механику, но опять вопрос что будет релевантней для пользователей и выгодней по ресурсам? Таких примеров много, все уже придумано до нас, ну почти все. Вы можете сказать так все это и придумали с помощью исследований, и будете правы. Но такие компании как тиндер со своей механикой появляются раз в 10 лет и становятся лидерами рынка, но даже и они используют готовые паттерны.

Стадия оценки продукта

На этой стадии бизнес берет ключевые показатели в свои руки или прикрывает шарагу Тут ситуация следящая, возьмем в пример финтех проект, со сложным и извилистым пользовательским сценариям, который часто видоизменяется в не независимых от вас обстоятельств. Как вы думаете кто будет заниматься метриками, дизайнер который должен работать над ui ux, продуктовые метрики, делать анимацию, верстать сайты на конструкторе, наставлять джунам, или web аналитик? Тут сложная иерархия и каждый спец должен быть в своей зоне ответственности и компетенции.

Пример другой, фло регистрации, делаем UX-бенчмаркинг A-B тесты проводим всевозможные юзабилити тесы, чтоб узнать где обосрались в дизайне, иначе не назвать потому что сложно в наше время испортить регу. Потому что пользователи за много лет уже научились и стали прошареней, а с другой стороны регистрации упростились и стала быть похожа друг на друга, особенно в одной сфере. Я сейчас уже и не припомню где за ближайшее время и встречал эксклюзивную регу. Или берем данные у бизнеса, продуктонера, маркетолога и смотрим где проблема, и ищем решение которое уже кто-то сделал за нас? Опять же я не призываю тупо срисовывать чужой дизайн, но выдумывать велосипед тратить ресурсы сидеть с умным видом и делать то что можно сделать эффективно за меньший срок я выберу второе.

Выводы

80% Роботы 80и% дизайнеров заключается в адаптации готов решений в контексте собственного продукта. Исследование являться важнейшей частью работы диза и работать нужно как хирург точечно и эффективно, но если есть возможность обойтись без ущерба всегда есть миллион решений просто нужно уметь адоптировать под свою ситуацию. Помните что у исследования должна быть цель, а не как у самурая только путь.

4 топ советов

Нужно знать как можно больше методов исследований и время когда их применять. Как у столяра может быть 100 инструментов на сладе и одним из них он не когда не пользуется, но настанет момент когда именно этот инструмент подойдет и только он.

Прежде чем начинать самостоятельное исследование нужно проверить в вашем интернете нет того чего вы ищите.

Задавать вопросы для чего нам это? и что нам это даст? Ответили на вопросы задайте еще что дальше?

Насмотренность наше все, не только дрибл шоты а интерфейсные паттерны, механики, просто пользуйтесь большим количеством сервисов.
Больше статьей и других материалов в телеграм канале

33
1 комментарий

Дочитать не смог, как ни старался. Есть сомнения, что автор с таким уровнем владения русским может всерьез массово что-то анализировать и советовать. Возможно, я не прав — тем лучше для автора.

Ответить