Почему это красиво? Подчиняем философию красоты законам нейроэстетики

Хочется поразмышлять на тему красоты. Для меня немного обидно осознавать, что чувство прекрасного – плод нашего эволюционного развития, поддающийся логическому разбору. Хотелось бы более одухотворенного начала. Но, боюсь, что все весьма прозаично, тем не менее очень любопытно. Мне кажется, понимание законов и природы эстетики привнесет в жизнь дополнительные инструменты для ее улучшения. И да, у эстетики есть законы. И как и все живое они исходят от природы.

В этой статье я хочу разобрать почему одно для нас красиво, а другое нет, как работает эффективный дизайн и как, собственно, сделать его эффективным.

Я искренне считаю дизайн отчасти искусством (возможно, кому то покажется эта позиция дилетантской). Искусство проникает через органы чувств. Оно практически невозможно без зрения. Эволюционно зрение – это инструмент. Инструмент выживания и коммуникации. Наши далекие предки, как известно, не имели острых клыков, толстой шкуры и железных мускулов.

Зрение некоторых животных улавливает только движущиеся объекты. Человеку в этом смысле повезло намного больше. Но то, что видят наши глаза, совсем не означает, что видит мозг. А мозг действует по определенным принципам, он перерабатывает информацию, преломляет через призму опыта и потребностей, создает не точное отражение, а преобразованный образ, впечатление (часто чисто утилитарный).

Основной принцип мозга – сохранение энергии. И он выражается в игнорировании бесполезных стимулов. То, что статично – безопасно и нет смысла обрабатывать эту информацию и тратить на эту работу энергию.

Бывает такое, что он не замечает вещи перед собой, до тех пор, пока они не начнут меняться. Он реагирует на движения (в ментальном плане) , на амплитуду, смещения. Из этого следует первый закон, сформулированный В. Рамачандраном, одним из главных представителей нейроэкстетики, закон максимального смещения. Наш взгляд приковывает преувеличенные, выпуклые черты. Неестественные изгибы, гиперболизированные формы – наш мозг любит всего да побольше. Закон максимального смещения — это искажение реальности в пользу привлекательных и полезных черт.

Закон максимального смещения может нарисовать вполне типичный образ тела, обладающего чартами привлекательности. Однако в его противоположность существует закон отвращения к общему мнению. Он проявляется в получении удовольствия от созерцания уникального. Это уникальное для нас потенциально может являться возможностью – развития и эволюции. Глобально – история движется благодаря уникальным событиям и личностям, которые выделялись из общей массы революционными чертами — в начале истории полезными адаптивными мутациями и навыками, затем философскими и политическими идеями. Буднично – разнообразие привлекает внимание и дарит радость. Менее очевидный вывод из этого закона – эстетическое чувство рождается при взгляде на природную, естественную хаотичность при взгляде на уникальную случайность.

Говоря о мутациях, не стоит забывать и о вредных мутациях. На физическом уровне это проявляется в несовершенстве черт, их асимметрии в частности. Закон гласит, что внешнюю привлекательность имеет правильность и гармоничность симметрии. Но только до определенного момента. Пока это не противоречит предыдущему закону. Идеальная симметрия кажется неестественной и не содержит уникальности.

В каждом из нас вшита программа любопытства. Решение загадок приносит человеку порцию гормонов удовольствия. И конечно же у этого есть эволюционный смысл. Для выживания требуется пытливый ум, самые сообразительные смогли прорваться сквозь естественный отбор. Угадывание в примятой траве следы хищника дарило нашим первобытным предкам радость сохраненной жизни. А для этого требовалось развивать фантазию, чтобы из отдельных элементов составить картину поджидающей опасности. Или, наоборот, сложить два и два и найти признаки замаскированного гнезда с питательными яйцами дикой птицы. На этом базируются три основные когнитивные потребности – в понимании, предсказании и контроле. И отсюда рождается следующий закон – закон решения проблем восприятия. Можно назвать его разгадыванием визуальных загадок (однако распространяется не только на искусство). Он выражается в получении удовольствия от рассматривания абстрактных, замысловатых, сюрреалистичных картин. Тело так же можно назвать картиной, поэтому, когда имеется некая недосказанность – не нагота, а элегантное полупрозрачное платье, это становится более притягательным для нашего фантазирующего мозга.

На помощь решения проблем восприятия приходит контраст. В узком смысле – резко выраженные оптические характеристики. Удовольствие от визуального контраста так же имеет эволюционную подоплеку. Контрастное изображение окружающего мира помогает вычленять из него опасности и выгоду.

Визуальная метафора является продолжением закона решения проблем восприятия. Только если последнее это конкретный объект, составленный по отдельным фрагментам, эдакий конструктор, то метафора – это понятие образа предмета через образ другого предмета. «Сенсорное пересечение» позволяет сделать зрительный опыт полнее и глубже, а также разгадать загадку «что скрыто за представленным образом».

Примерно похожей природой обладает закон группировки. Получение удовольствия от составления из частного целого. Обобщение в целостную категорию, картину, обладающую логикой и понятной структурой. Закон группировки также работает на экономию когнитивной энергии. Анализировать каждую часть отдельно сложнее, чем объединенную группу. На этом законе работает эффект стереотипизации и обобщения – понятий из сферы эвристики.

И снова обращаемся к множеству визуальных объектов. И это множество станет намного приятнее лицезреть, если оно будет иметь порядок и определенный ритм. Во первых, наши предки провели длинный этап эволюции в лесу, определенный ритм роста деревьев мог либо запутать, либо подарить спокойствие и ощущение безопасности. Поэтому упорядоченность умиротворяет. С другой стороны ритм – повторение одинаковых элементов создает ощущение предсказуемости, что значительно упрощает существование и снижает стресс. Кстати, это удовлетворяет сразу несколько основных когнитивных потребности, упомянутые ранее – в контроле и предсказуемости.

В противоположность множественности существует закон изоляции. Упрощение восприятия ограничиваясь всего одной его единицей. Это можно объяснить ограниченностью возможностей внимания, которое в единицу времени может быть сфокусировано на одном элементе (не существует никакой многозадачности, есть только быстрое переключение).

А если единичный элемент поместить еще и в рамку, это создаст дополнительную визуальную притягательность. Этот феномен носит название эффект обрамления. Отграничение чего то, от окружающего бытия упрощает его переработку и осознание. Ну а то, что упрощает дарит радость. Поэтому поместите картину в пышную рамку и вуаля, эффектное произведение искусства готово.

Перечисленные законы работают по-своему в умелых руках мастеров. Они могут показаться противоречивыми (человек вообще то довольно противоречивое существо), но имеют место быть в зависимости от ситуации. Человеческое сознание слишком сложно, чтобы безукоризненно поддаваться нескольким правилам. Но благо нам известны хотя бы эти правила, а что делать с этой информацией решать вам.

Принято считать эти законы законами нейроэстетики, ограничиваясь визуальным искусством, воспринимаемым через органы чувств. Но я бы назвала эти законы законами удовольствия, ведь они объясняют возникновение приятного чувства не только в сфере эстетики, их можно распространить также на когнитивную сферу – познания и мышления.

Почему это красиво? Подчиняем философию красоты законам нейроэстетики
4
2 комментария

Очень хорошо! Жаль только, что в статье о визуальной эстетике отсутствует визуал .. сплошной текст тяжело воспринимается даже с учётом его полезности.. ну а за подачу мыслей и смыслов - большой Лайк.

2
Ответить

Самое грустное то, что автор не сможет узреть "одухотворенности". Есть категории же красоты, только, увы, они не постижимы для ярых материалистов)

Ответить