Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Интерес к азиатской культуре перерос в устойчивый тренд. Минимализм, символизм, изображение природы и геометрические фигуры — эти решения всегда были популярны в Японии и сегодня окружают нас.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Привет, с вами команда креативного бюро «СМЕНА». Вместе с нашим арт-директором Александрой Капыловой рассмотрим особенности японского дизайна и расскажем, как тренды и уникальные черты этой культуры находят отражение в рекламных креативах.

У этой истории будет несколько частей — подпишись, чтобы не пропустить.

Главные направления в японском дизайне

Минимализм

Японцы противопоставляют западному правилу «больше значит лучше!»‎ простоту и свободу в материальном мире. В графдизайне минимализм заключается в расстановке приоритетов, важных для ЦА. Такое решение дает пользователю возможность отдохнуть от цифрового шума и обратить внимание на главное.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Органические формы и природа

Быть ближе к природе и ценить сезонную красоту важно в японской культуре. В дизайне часто можно встретить картины с флорой и фауной конкретного региона. Природные материалы и текстуры, напоминающие дерево, зелень и камни отлично дружат с минималистичным дизайном. Оригинально выглядят и сюрреалистические образы, как на примере с листом салата в виде волны.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Геометрические узоры и символика

В японском дизайне часто можно встретить геометрические фигуры, олицетворяющие природные явления. Узоры всегда несут смыслы и отсылают к божествам из Синтоизма или другим знакам. Важно убедиться в том, что вам понятно их значение, прежде чем использовать их в своих графических работах. Рассмотрим некоторые из узоров.

Тот же комон (акулья кожа): этот узор использовался семьей Кисю Токугава. Токугава Ёсимунэ (1684 – 1751) считается одним из величайших правителей Японии. (1)

Кодзицунаги (переплетенные символы ко): кажущееся бесконечным расположение символов ко в форме буквы I символизирует удачу. (2)

Асаноха (листья конопли): символизирует силу и жизненную силу растения конопли; этот узор часто использовали на детской одежде в знак того, что младенцы вырастут большими и сильными. (3)

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Пользовательская типографика

Разнообразие символов в алфавите позволяет экспериментировать с типографикой и каллиграфией. Можно использовать готовые или придумать свои шрифты, напоминающие иероглифы. Настоящие иероглифы тоже уместны в дизайне, например, для рекламы суши-бара. Пример ниже: на гравюре 1852 г написанные от руки иероглифы подчеркивают особенность японского искусства.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Стили японского дизайна

В японском графическом искусстве существуют ключевые стили и тенденции. Приведем в пример некоторые из них.

Камон — древний японский герб, символизирует семьи и их имущество. Такие гербы использовались на одежде, повозках, боевых знаменах, самурайских мечах, керамике, мебели, могилах, кораблях и даже на черепице. Камон исполнен более в классическом стиле, его можно обыграть при создании логотипов.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Ямато-э — стилизованные, тщательно продуманные декоративные картины и другие произведения на классические темы: природные сцены, японский фольклор и поэзия. Отличительные черты Ямато-э — наличие сусального золота и лака, ярких цветов и узоров.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Манга — представляет собой графику в стиле японских комиксов. Манга основана на нескольких различных источниках, например, таких как японские гравюры на дереве или американских комиксах после Второй мировой войны.

Этот стиль узнаваем по резким линиям и контрастам, выразительным персонажам и абстрактным фонам.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Хэта-ума — движение графического дизайна 1970-х годов, возникшее в противовес изящному и тщательно продуманному стилю основной манги. Подойдет для оформления андеграундных историй, например, для фирменного стиля молодежной забегаловки или афиши вечеринки.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Японский дизайн на практике

ЛОГО

Наверняка вы уже знали, как выглядит логотип Mitsubishi. Но теперь вы знаете еще, что он вдохновлен стилем Камон, про который мы рассказали выше.

Superdry — британский бренд одежды. В логотипе отражается сочетание японской и американской графики

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Для оформления дизайна японского бренда майонеза Kewpie выбрали американскую куклу. При этом основная часть упаковки выполнена в японском стиле: геометрические узоры и типографика.

SugoiJPN — британский бренд, создающий японскую уличную еду в стиле фьюжн. На их логотипе изображен кавайный персонаж с повязкой на голове с эмблемой Восходящего Солнца.

Бренд лапши рамэн Maruchan отличается кавайным характером и необычными надписями, напоминающими округлые формы японской типографики.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

БАННЕР

Ниже пример — реклама чипсов, оформленная в стиле манги.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

ПЛАКАТ

На плакате известной японской художницы Яей Кусама (кстати, о ней мы рассказали в осеннем дайджесте) изображены повторяющиеся геометрические узоры.

Второй пример — минималистичный японский плакат с органическими формами облака, а также иероглиф 日, который здесь означает солнце.

Арт-директор креативного бюро «‎СМЕНА» о феномене японского дизайна

Вывод

Если используете элементы японского дизайна в своем визуале, важно распознавать значения и грамотно интегрировать направления и стили. Японцы подходят к дизайну так же скрупулезно, как и ко всем сферам жизни. У них не бывает «‎дизайна ради дизайна» — даже узор всегда несет под собой глубинные смыслы.

Чему дизайнеры могут научиться у японцев? Внимательному отношению к каждому проекту и пользователям. Они умеют доносить ключевое сообщение через контекст культуры и истории. Сочетать традиционность и футуристичность. Такой подход выделяет бренды и запоминается клиентам.

2626
3 комментария

Примечательные творения, особенно плакат с иероглифом солнца и облаком запомнился

Ответить

Чувствуется душа в этих работах и какая-то самобытность

Ответить

Мне всегда нравился японский дизайн, он может быть как и простым и немного детским, так и безумно красивым и иметь глубокий смысл. Очень интересно, что в одной стране эти две разные крайности как-будто существуют во всём

Ответить