Кейс экспресс-дизайна от агентства Purrweb: как упаковать медицинский стартап за $1500 и привлечь $400 тысяч

Александр Шульгин, управляющий партнёр Purrweb, на примере проекта для американского стартапа Clearstep (ранее — Lytic.Health) рассказывает, как за пару недель и $1500 сделать дизайн приложения, которое способно стать «убером» в сфере здравоохранения.

В закладки
Аудио

Многие продакшны и дизайн-студии не любят работать с начинающими предпринимателями и малым бизнесом: у таких клиентов часто слишком много требований и слишком мало ресурсов для их реализации. Однако команда агентства Purrweb, разрабатывающего мобильные и веб приложения для зарубежных IT-стартапов, уверена, что маленький бюджет — не препятствие для крутого результата. Если знать боли фаундеров и выстроить процессы, ориентированные на их задачи, то все в итоге окажутся в плюсе.

От знакомства до задачи за 30 минут

В 2017 году к нам обратились два студента, Биляль Навед и Адил Малик. Сейчас эти ребята — основатели перспективной ИТ-компании Clearstep, которая автоматизирует коммуникации между врачами и пациентами, но к нам Биляль и Адил пришли только с идеей и бюджетом в 1,5 тысячи долларов на запуск приложения. Несмотря на то, что эта сумма значительно ниже среднего чека на разработку MVP, мы решили познакомиться с фаундерами поближе.

Идея их сервиса заключалась в следующем: если человека что-то беспокоит, он может написать свои симптомы в приложении, чат-бот задаст уточняющие вопросы и подскажет причины плохого самочувствия. После этого приложение порекомендует, какие анализы надо сдать, и предложит записаться к врачу, который специализируется на данных заболеваниях.

Мы выяснили, что основная цель этих предпринимателей — получить инвестиции для своего проекта, поэтому предложили им вместо работающей версии сервиса сделать кликабельный прототип. Продукт будет отражать механику, основные пользовательские сценарии и то, как будет выглядеть приложение. Последний пункт крайне важен, потому что эффектный дизайн — сильный аргумент для инвесторов.

После того, как мы договорились о результате, оставалось получить вводные для работы. Мы не просим клиентов заполнять бриф с сотней пунктов: нашей команде достаточно короткой онлайн-встречи и двух-трех вопросов, чтобы сориентироваться в проекте и целях. Все, что нам нужно — концепция приложения, конкуренты и визуальные референсы.

Даже для крупных компаний заполнение объемного брифа — сложная задача, а в случае со стартапами — чаще всего еще и бесполезная. У начинающих предпринимателей есть идея и огромное желание как можно быстрее воплотить задумку в жизнь, при этом многие даже не могут внятно ответить на вопросы о целевой аудитории, не говоря уже о ценностях и миссии бренда. Точнее, их ответы — это гипотезы основателей, которые надо проверять, а не проектировать на их основе глубокомысленные дизайн-решения.

Без серьезного исследования есть риск, что дизайн-концепция свернет не туда, куда надо, однако это не повод делать интерфейсы на коленке. На начальном этапе важно помнить, что сейчас главная ЦА — инвесторы. Если им понравится концепт, все остальное можно будет протестировать и доработать.

Так было и в случае с Clearstep: фаундеры полагали, что их приложением будет пользоваться молодая, технически подкованная аудитория, которая заботится о своем здоровье. Нам этой информации хватило, чтобы сформулировать главные особенности приложения и приступить к работе над дизайн-концептом. К особенностям мы вернемся чуть позже, а пока подробней рассмотрим следующий этап работы.

От брифа к дизайн-концепту за 2 дня

Большинство студий используют в работе с клиентами классический подход: вначале бриф, потом мудборды, следом прототипы, и только затем — дизайн (UI/UX). Первое время и мы так работали, но потом поняли, что в этом процессе есть системная ошибка. Она заключается в том, что основные конфликты и непродуктивные споры начинаются уже после того, как проделана существенная часть работы. Дискуссии о вкусовщине отнимали много времени, и в нашей практике иногда случалось, что ни мудборды, ни референсы не помогали «попасть» в хотелки заказчика. Мы начали экспериментировать с процессом: вместе с мудбордами попробовали предлагать элементы готового дизайна. Постепенно элементы превратились в несколько полноценных экранов: именно на их примере мы показывали готовый дизайн-концепт.

Это нововведение фактически совершило революцию в наших бизнес-процессах. Мы стали быстро синхронизировать свое видение конечного продукта с заказчиком, начали сразу получать содержательные комментарии, перестали переживать из-за того, что после нескольких месяцев сотрудничества всплывут странные дизайн-предпочтения клиента. Если синхронизации со второй-третьей попытки не удавалось достигнуть, то с таким заказчиком мы легко и без обид расставались. Клиентам тоже оказалось удобнее работать по такой схеме: мы увидели, что с их стороны стало больше доверия и мотивации быстрее довести проект до конца.

Сейчас подготовка дизайн-концепта — одна из важных стадий работы. Поэтому мы все делаем максимально качественно, красиво и быстро, меньше чем за неделю.

В случае с Clearstep, мы сделали концепт за два дня и с первого раза попали в точку. Как только фаундеры увидели первые экраны, они без правок их приняли.

Красота по-стартаперски: основные принципы дизайна для проекта на вырост

Основные принципы, которых мы придерживаемся при разработке дизайн-концептов, звучат следующим образом:

  • Не изобретать велосипед

Это касается и элементов дизайна, и интерфейса, и пользовательских сценариев. На данном этапе не нужен супер-уникальный, ни на что не похожий стиль. Скорее всего он не станет ключевым преимуществом, а только будет отвлекать внимание пользователей и инвесторов от основной механики.

На этапе дизайн-концепта самое главное — собрать симпатичного и жизнеспособного «франкенштейновского монстра», которого легко потом будет пересобрать, докрутить, адаптировать.

  • Ориентироваться на тренды

Знание трендов — важная экспертиза для дизайнера, но в случае с разработкой дизайн-концепта тренды становятся основным рабочим материалом. Благодаря насмотренности и знанию best и common practice можно быстро создать красивый, эффектный дизайн, который заинтересует инвесторов и будет понятен для аудитории.

  • Знать, как делать не надо

В интернете много материалов от экспертов и лидеров ИТ-отрасли о том, как делать идеальные интерфейсы. Но в реальности к таким правилам и советам надо относиться осторожно. Проще всего объяснить на примере: у фейсбука и инстаграма есть очень раздражающие и неудобные вещи в интерфейсе, но к ним все привыкли. Они стали интуитивными и расползлись по другим приложениям. Задача дизайнера — отличать спорные UX-решения, к которым пользователи привыкли, от ошибок, которые портят user experience.

Это еще раз возвращает нас к важности трендов: погоня за идеалом имеет смысл, но только когда приложение набрало пул лояльных пользователей, готовых к диалогу и инновациям.

Применяем принципы на практике: дизайн-концепт для Clearstep

У нас было мало информации о целевой аудитории, но изучив тренды и конкурентов, мы нашли ответ на вопрос, каким должно быть приложение сервиса Clearstep: немедицинским и дружелюбным.

Концепт мы реализовали в соответствии с принципами, которые описали выше: сделали дизайн в популярной минималистичной стилистике, основным цветом выбрали модный фиолетовый оттенок.

За дружелюбность отвечали скругленные края в кнопках и формах, аккуратные однотонные иконки и спокойный, классический шрифт. Никакой супердетализации, зато много «воздуха»: все это помогает сфокусировать внимание на идее и механике сервиса.

Наш концепт напоминал лайфстайловые приложения, которыми пользовалась ЦА, и это как раз то, чего мы добивались.

От концепта до кликабельного прототипа за 1,5 недели

Следующая стадия — реализация кликабельного прототипа, для которого надо нарисовать остальные экраны и продумать пользовательские сценарии.

С экранами все просто: после того как утвержден дизайн-концепт, работа над ними чаще всего идет быстро и гладко. Пользовательские сценарии мы делим на две группы: типовые (авторизация, напоминание пароля и так далее) и уникальные. При внедрении типовых сценариев лучше всего ориентироваться на конкурентов и лидеров отрасли, следуя правилу об изобретении велосипеда.

Вроде все понятно, но на самом деле, многие фаундеры игнорируют опыт и наработки конкурентов, что становится причиной оттока пользователей. Вот утрированный пример: представим, что конкурент использует достаточно дорогую технологию, например, обратную связь через онлайн-чат. Стартапер решает временно сэкономить на онлайн-чате и предлагает пользователям звонить по телефону, вместо того чтобы сделать технически простой и дешевый аналог онлайн-чата. Итог предсказуемо печален.

Мы придерживаемся итерационного подхода, поэтому разбиваем проект на подзадачи, созваниваемся с клиентом каждые 2 дня и показываем промежуточные результаты. Стартаперам нужна активная вовлеченность в проект. При этом, как показывает практика, головной боли от такой частой коммуникации больше не становится, как раз наоборот. Мы получаем предметные правки и защищаем себя от финального фидбека в стиле «нам нравится, но давайте все переделаем».

Еще один лайфхак, который облегчает жизнь нам и заказчиками: меньше текстовых описаний, больше визуальных объяснений. Мы в работе используем mindmap, roadmap, скетчи, раскадровки и прочие инструменты прототипирования. О многостраничных технических заданиях никто не скучает.

Результат данного этапа: красивый кликабельный прототип, собранный в программе Marvel или его аналоге. В Америке и на Западе именно с таким продуктом многие предприниматели ходят по конференциям, венчурным фондам и инвесторам. Некоторые фаундеры предпочитают на основе кликабельного прототипа сделать еще и короткую видеоинструкцию, что тоже хорошая идея.

Доказательств эффективности такого подхода несколько. Мы выложили кейс на портал Behance и в результате получили не только положительные отзывы, награды, признание от дизайн-сообщества, но и клиентов из медицинской отрасли, которые хотели что-то подобное.

Биляль Навед, Адил Малик и их партнеры с кликабельным прототипом пошли завоевывать индустрию здравоохранения в Америке и в результате получили инвестиции на 400 тысяч долларов. Не последнюю роль в их истории успеха сыграла качественная упаковка идеи. Потому что красивый прототип — это не только показатель наличия вкуса у предпринимателей, а еще и свидетельство целеустремленности, доказательство вложенных сил и желания изменить медицинский сервис в стране в лучшую сторону.

Первые успехи фаундеров

Недавно фаундеры провели ребрендинг и изменили название, но примечательно, что общую стилистику, цветовую палитру и отдельные дизайн-элементы они забрали из кликабельного прототипа в следующий этап развития бизнеса.

#разработка #стартапы #дизайн #приложения

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Шульгин", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430","\u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 12, "likes": 45, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 93965, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 04 Dec 2019 11:39:41 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 93965, "author_id": 398242, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/93965\/get","add":"\/comments\/93965\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/93965"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199114, "last_count_and_date": null }
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Вернулись клиенты к вам за полноценным дизайном после получения инвестиций?

Ответить
1

На Behance аж целых 10 лайков кейс получил и один отзыв от дизайнера из Индии "Nice work mate 👌".

Это теперь называется признание от дизайн-сообщества?

Ответить
1

Хе-хе. Спасибо, что переходите по ссылкам из статьи. Редактор, чуть-чуть ошибся ссылкой на кейс. Уже исправили 👌

А комменты от индусов это норма, ведь логика железобетонная: мы же обязательно поставим лайк в ответ)

Ответить
1

С этим дизайном стартап прожил больше года. Не совсем понимаю, что имеется в виду под "полноценным дизайном"?

Ответить
0

после года вернулись к вам за редизайном?

Ответить
1

Нет)

Это нормально для статртапа. У некоторых инвесторов есть требования по укомплектованности команды.

Ответить
0

Кажется интересной идея работать со стартапами с небольшим бюджетом но с дополнительной оплатой опционами

Ответить
0

Хороша идея, но, не все соглашаются на такое да и не все студии на такое согласны, вероятность привлечь инвестиции мала, а вкладывать свои ресурсы - дорого. 
Мы так один раз попали на 7,000$ неоплаченных услуг, а партнёр сходил к 5 не профильным инвесторам где ему отказали и он забил на проект - вот Вам стандартная история успеха.
Так что в большинстве своем компании делают правильно, что отказываются :) 
Если прийти и попросить 500 часов(средний по масштабу сервис) поработать бесплатно, согласитесь?) 

Ответить
1

Если бы 500, у нас и по 2000 просили 😱

Ответить
0

Вот-вот. Эти 2000 часов кто-то должен оплатить)) а клиенты думают, что это бесплатно

Ответить
0

Ору с накрученных просмотров на бх

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }