Работа над крупными проектами: структура и особенности

Привет! Я Женя Ткаченко, продуктовый дизайнер интерфейсов.

В наше время масштабные продукты становятся все более актуальными в различных сферах деятельности. Они открывают совершенно новые горизонты и предлагают значительные преимущества для организаций. Но следует не забывать, что масштаб реализуемого проекта может стать как катализатором успеха, так и причиной его неудачи.

Крупные проекты в продуктовом дизайне требуют особой структуры и подхода к работе. В этой статье расскажу о важных составляющих при работе над любым проектом.

Большие проекты в дизайне

Дизайн — это не только создание красивых и функциональных интерфейсов, но и процесс проектирования и разработки продуктов, которые удовлетворяют потребности пользователей и соответствуют бизнес-целям компании. Все большие проекты, независимо от сферы их применения, имеют общую структуру. В их основе лежит план, затем следует стадия концептуализации, после начинается разработка, затем продукт тестируется и, наконец, выпускается на рынок. Каждый этап имеет свои особенности и требует от команды определенных умений и навыков.

Предлагаю рассмотреть основные этапы работы над крупным проектом на примере моего продукта, аналога Excel, СМБ — таблицы для внутреннего пользования банка.

Иллюстрация UPROCK
Иллюстрация UPROCK

Анализ и исследование
На этом этапе проводится детальное изучение рынка конкурентов, целевой аудитории и других факторов, которые влияют на дизайн продукта.

Проблема: например, во внутренних системах банков, различных холдингов и т. п. (сегменты b2c) референсов немного, крупные компании не выкладывают свои уникальные наработки в открытый доступ.

Решение: так как мой продукт — редактор таблиц, следовательно, я ищу референсы повсюду, смотрю схожий функционал и выделяю для себя интересные решения, учитываю недоработки со стороны конкурентов и отмечаю для себя, как смогу улучшить данный интерфейс.

Сейчас расскажу подробнее: я искала примеры отображения истории просмотров в документе. Это был определенный пул запросов от руководителей подразделений, чтобы справиться с этой задачей я начала со сбора референсов.

Ниже небольшая подборка из общего количества референсов, которые я анализировала. Перед вами браузер Google Chrome (история и настройки) :

Что я вижу на этих скриншотах? Есть необходимые мне данные об истории, разбивка по датам, времени, конкретный текст. Мне понравился паттерн использования формулировок «Сегодня/вчера» — это удобно. Но как мне выбрать, конкретный срок? Проваливаясь в настройки браузера, я нашла интересное решение, где есть селект выбора временных отрезков.

Гипотеза: если объединить эти два интерфейса под внутренние потребности, то, возможно, этот визуал действительно решит поставленную бизнес-задачу.

Я спроектировала несколько макетов и вышла на исследования к пользователям, ниже итоговый вариант, который прошел успешно юзабилити-тестирование:

Работа над крупными проектами: структура и особенности

Совет: рассматривайте свой продукт или сторонний сервис в разрезе «Как можно улучшить этот интерфейс?» А также запоминать, какое решение в приложении/сайте было очень удобным.

Я принципиально стараюсь много смотреть референсов, так как это решает две задачи: первая — поиск того самого уникального решения бизнеса, вторая — развитие насмотренности.

Подборка референсов

Поделюсь небольшой подборкой, откуда я черпаю референсы для своей работы, сохраните мою статью, чтобы они всегда были у вас под рукой.

Если у вас есть в подборках сайты с референсами, которых нет в этом списке, напишите их под моей статьей, вместе расширим этот список. Итак, после анализа и исследования, я формулирую гипотезы, поэтому перейдем к следующему этапу.

Концепция

На основе анализа и исследования создается концепция дизайна, которая определяет основные принципы и идеи проекта.

Я работаю во временных рамках спринтов. Спринт — это регулярные ограниченные промежутки времени, в течении которых команда выполняет заданный объем работы в рамках большого проекта. Спринт позволяет сделать работу над проектом более гибкой, прозрачной и удобной как для заказчика, так и для команды разработчиков. Такой подход к работе помогает мне сразу перейти к проектированию своих гипотез, то есть уже проявляется ui интерфейса и функциональность продукта.

Иллюстрация UPROCK
Иллюстрация UPROCK

Исследования

Затем с отрисованными гипотезами перехожу к исследованиям. Обычно представляю пользователям 2-3 варианта в виде кликабельных прототипов. Этап исследования мне очень нравится, так как существует уникальная возможность пообщаться с пользователями, выявить недоработки своего дизайна и, возможно, даже повысить конверсию продукта.

Совет: Рекомендую не принимать на личный счет, когда пользователь вам говорит, неудобно/некрасиво, что можно было сделать по-другому и высказывает негатив о продукте. Всегда старайтесь рассматривать его критику, как некий “boost” (поднять, усилить) , такие пользователи помогут вам улучшить свой продукт.

А сейчас поделюсь своим опытом: я прорабатывала функционал, где нужно было сохранить настройки документа с листами и без листов. По факту, когда мы вышли на исследования, пользователи прямо так и сказали, что им абсолютно ничего не понятно. А нам, команде, казалось, что все так просто. Этот функционал циклично выходил на исследования, макеты переделывались огромное количество раз. Хоть это и банковский сервис, после этого случая я стараюсь упрощать интерфейс и формулировки. В процессе проектирования нового функционала подсвечиваю команде моменты, где у нас начинается перегруз функционала. Затем анализирую полученные данные и дорабатываю свои макеты.

Совет: вы должны быть готовы, что процесс «исследования + доработка макетов» может повторяться несколько раз, так как ваши гипотезы могут не подтвердиться и необходимо будет по новой искать минусы, формулировать новые гипотезы, проектировать концепты и выходить на исследования.

Разработка

После прохождения всех исследований макеты демонстрируются разработчикам. Мы проговариваем все нюансы, сложности и подсчитываем, сколько займет времени разработка.

Совет: В процессе проектирования макетов задавайте себе вопрос: «А если посторонний человек откроет этот макет, он поймет все состояния интерфейса?».

Тестирование и оптимизация

После того как продукт/ функция выкатаны на тестовую среду, они проходят тестирования на соответствие требованиям. Я отслеживаю насколько корректно работают компоненты, функции, не уехала ли иконка от текста и прочие нюансы.

Работа над крупными проектами: структура и особенности

Внедрение и поддержка

После успешного тестирования продукт внедряется на прод и поддерживается на протяжении всего жизненного цикла.

Вообще «на проде» означает, что мы готовы представить свой продукт пользователям, возможно, там есть какие-то недоработки, которые появятся по ходу использования, но мы прошли все этапы разработки и протестировали продукт. Но нужно не забывать, проверять свой сервис на проде, ведь баги, как я отметила выше, никто не отменял.

Иллюстрация UPROCK
Иллюстрация UPROCK

Заключение

В целом, работа над крупными проектами в дизайне требует от команды дизайнеров, разработчиков, бизнес-аналитиков, овнеров высокой компетентности, терпения и умения работать в команде. Только при соблюдении этих условий можно достичь успеха в создании качественных и востребованных продуктов.

Надеюсь, мои советы помогут начинающим дизайнерам. Не бойтесь ошибаться на своем пути, потому что жизнь никому не ставит «пятерок» за старательность и хорошее поведение. Но она каждому дает тот самый бесценный опыт, который в будущем раскроет ваш крутой потенциал на 100%!

Кажется, я по-максимуму раскрыла тему работы над крупным проектом. Можете поделиться своим опытом или обсудить со мной статью:

Мой Тг: @zhuzha_92

Мой Behance: https://www. behance. net/ev_tka4enko

88
4 комментария

отличная статья , спасибо за ссылочки , пригодится

2

В Вашем примере можно выбрать четко заданные сеты времени. А если мне нужно поставить фильтр на четко указанный временной диапазон? Например, когда я был в отпуске (от..... до.....)?