Издержки ментальности: как успешно работать с зарубежными заказчиками?

Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут — писал Киплинг в начале прошлого века. Удивительно, но даже в эпоху глобализации и развития технологий, стирающих языковые и социальные барьеры, эти слова продолжают быть актуальными.

За последние 2 года команда нашей студии проектировала объекты для заказчиков из России, Бразилии, Люксембурга, Великобритании, Турции и Казахстана. Этот опыт показал на практике, что культурная специфика может повлиять и на внутренние процессы и результат работы — особенно, если не быть к этому готовым. О том, как адаптироваться к международным проектам и создать бизнес без границ, расскажу в этой статье.

Издержки ментальности: как успешно работать с зарубежными заказчиками?

А вы точно дизайнер?

Красной линией проекта в любой сфере проходят ожидания и требования заказчика, обусловленные тем, как в его культуре относятся к представителям вашей профессии. Например, дизайн: на Западе за последние 50 лет он проник во все сферы жизни, с него начинается создание любого объекта, от салфетницы до стадиона. А вот для многих постсоветских стран дизайн является относительно молодой индустрией и часто воспринимается как “баловство”. Поэтому перед подписанием контракта в первом и втором случае общение протекает абсолютно по-разному.

Российскому заказчику прежде всего необходимо убедиться в вашей экспертизе. На этом этапе важно уделить максимум внимания проработке коммерческого предложения — описать, каким вы видите проект, как будете над ним работать, сколько это будет стоить и почему. Например, мы в студии рассчитываем стоимость работы исходя из сложности и сроков реализации проекта, и этот подход часто требует отдельных пояснений — ведь на российском рынке цена дизайн-проекта привычно складывается из стоимости работ за квадратный метр.

В странах Европы процент людей, имеющих опыт работы с дизайнером, в целом значительно выше. Посмотрите на фото улиц европейских городов — архитектура, ландшафт, интерьеры и даже рекламные вывески соответствуют определенным критериям, которые позволяют выдерживать единую стилистику дома, улицы, города. И это результат многолетнего или даже многовекового процесса. Здесь дизайн стал социальным институтом, который отвечает за формирование и развитие у людей эстетического восприятия. Чем больше объектов окружающей среды имеет продуманный дизайн, тем выше коллективная насмотренность и тем шире представления об области применения дизайна и его возможностях.

Источник: Zaha Hadid Architects​
Источник: Zaha Hadid Architects​

У заказчика с европейской ментальностью обычно нет вопросов к вашей экспертизе или подходу к ценообразованию, для него важно получить дизайн, который соответствует их внутренним представлениям об эстетике и комфорте. Вот почему стоит даже в условиях ограниченных сроков уделять внимание качественному брифингу и дорабатывать проект в несколько подходов, с учётом обратной связи клиента — всё это помогает нащупать оптимальное решение и довести его до совершенства.

Поиграйте с шрифтами

Ещё один межкультурный аспект, который так или иначе проявит себя во взаимодействии с заказчиком — культура ведения бизнеса. В России или Казахстане, если сравнивать с той же Европой, культура ведения бизнеса более расслабленная. Здесь вполне ок, если встреча начнётся на 20 минут позже и растянется на несколько часов, а сроки выполнения обязательств по договору по ряду причин сдвинутся на пару недель или больше. Ведь главное — результат.

Такой подход к бизнесу позволяет создать с заказчиком более доверительные отношения, узнать его ближе и лучше понять запрос. С другой стороны, сроки проекта могут растянуться из-за загрузки лица, принимающего решение, или периодическому привлечению на стороне заказчика всё новых и новых людей, не погруженных в проект. Для того, чтобы подобные ситуации не влияли на общий настрой команды и творческий процесс, всю коммуникацию с заказчиком в нашей студии ведёт проджект-менеджер.

Таким образом, мы делаем все этапы работы над проектом прозрачными и комфортными для заказчика — а это, в свою очередь, созвучно ценностям людей с “западной” ментальностью, которым важен не только результат, но и процесс его достижения. Причем опять же, в зависимости от конкретной страны, её традиций и правовых норм, акценты в этих процессах могут быть совсем разными. Например, когда по заказу инвестора из Германии мы перестраивали фитнес-клуб в центре Москвы, от нас требовалось любой ценой уложиться в установленные сроки.

Издержки ментальности: как успешно работать с зарубежными заказчиками?

Иногда такие требования, с точки зрения российской ментальности и привычного для неё подхода к работе с клиентом, кажутся совсем абсурдными и невыполнимыми. Поэтому главный вопрос, который стоит себе задать, начиная работу с заказчиком из другой культуры — готовы ли вы эту культуру понять, принять и впустить в свои процессы? Если говорить об упомянутом выше проекте фитнес-клуба, то мы за 2 месяца сделали невозможное — изменили зонирование, адаптировали пространство под новые задачи, создали и реализовали яркую визуальную концепцию в футуристичном стиле. Стал ли этот проект для нас бесценным в плане опыта? Несомненно. Готовы ли мы повторить этот опыт? Скорее нет, чем да — потому что даже к самым амбициозным челленджам лучше готовиться заранее.

Нам как у конкурентов, только другое

Различия в культуре проявляют себя не только в коммуникации с заказчиками — часто они влияют непосредственно на проект и использованные в нём решения. Это особенно заметно в сфере архитектуры и дизайна, когда существующие на локальном рынке технологии и стандартные методы производства задают определённые рамки для проектирования.

Если копнуть глубже, то это явление напрямую связано с двумя предыдущими: отношением к экспертизе и культурой ведения бизнеса. Ведь если заказчик хочет получить “просто приемлемый результат” за минимальные сроки и с ограниченным бюджетом, то ни дизайнеру, ни производителю не выгодно экспериментировать и искать нестандартные решения. Так появляются однотипные здания и интерьеры, мебель и одежда и аксессуары. И, хотя в последнее время в России стали возникать небольшие проекты, которые создают уникальные и необычные предметы, в целом индустрия пока развивается медленно и неохотно.

Источник: Zaha Hadid Architects​
Источник: Zaha Hadid Architects​

В то же время в Европе, Японии и других странах, где заказчики готовы к новаторству и определенным рискам, чтобы получить неповторимый и запоминающийся проект, дизайнеры становятся исследователями. Например, в архитектурном бюро Zaha Hadid Architects, где мы работали перед тем, как создали студию передового дизайна MOSPACE, существует специальный департамент исследований. Здесь команда непрерывно занимается поиском новых дизайн-решений и их адаптацией под существующие производственные технологии. Такой подход позволяет не только реализовать самые экстремальные проектные решения, но и оптимизировать бюджет на их реализацию.

Мы считаем, что дизайн и технологии должны развиваться в тесном симбиозе, поэтому у себя в студии экспериментируем с цифровыми инструментами и эстетикой формы. Например, для одного из проектов создали несколько алгоритмов, которые просчитывают минимально-необходимую конструкцию для возведения полигональной стены в интерьере, а затем передают все необходимые детали на оборудование для лазерной резки. В итоге вместо 3-х недель возведения каркаса и изготовления уникальных панелей из фанеры мы можем произвести и смонтировать полигональную стеновую панель всего за 5-7 рабочих дней.

Издержки ментальности: как успешно работать с зарубежными заказчиками?

Получается, чтобы не скатываться в тиражирование типовых решений, дизайн и технологии должны всегда соперничать и стимулировать развитие друг друга. Только так можно действительно почувствовать, как то, чем вы занимаетесь, раздвигает границы возможного, меняя мир и людей вокруг. И заказчики будут довольны — ведь, несмотря на культурные различия, всех их объединяет желание получить качественный результат в рамках своего бюджета.

Да и вообще, работая с заказчиками из других стран мы пришли к выводу, что разница в ментальности может стать как барьером, так и зоной роста — это зависит лишь от способа восприятия. Каждый новый проект привносит что-то ценное в наши процессы и технологии, делая их максимально адаптивными для работы в любом культурном контексте. С каждым новым проектом мы всё больше убеждаемся в том, что дизайн — это не просто способ упаковки объектов, но образ мышления, который позволяет управлять пространством и взаимодействовать с ним. И что для дизайн-мышления нет никаких границ.

55
4 комментария

Мне кажется, когда рождаешься в стране, где есть Лувр, музеи Ватикана, и тд, то с дества есть вкус. А в стране, где снимают кино только о войне и милиции, остается только восторгаться западной культурой 

4
Ответить

устами младенца... одни рождаются в стране с Лувром и Третьяковкой, другие - со всеми тяжкими под разбитыми фонарями, и граница между ними наглухо закрыта

2
Ответить

"С каждым новым проектом мы всё больше убеждаемся в том, что дизайн — это не просто способ упаковки объектов, но образ мышления, который позволяет управлять пространством и взаимодействовать с ним. И что для дизайн-мышления нет никаких границ."
Нет это прекрасно. К этому нужно стремиться. Я когда 1й диплом защитил (искусство интерьера 👋) тоже летал в тех же облаках, но довольно быстро столкнулся с реальностью. А реальность такова что дизайна равно как и искусства и культуры у нас (кроме столиц, да и там жидковато) нигде нет. Поэтому я не дизайнер а продавец😊. Конец истории.
Но то что вы описали несомненно круто, будем в вас верить.👍

2
Ответить

утешу вас. на кворе не раз писали что в/о в США - это огромный скам. люди учатся тому, что им нравятся, набирают огромный долг (дом можно купить!) и затем узнают, что вакансий в сфере arts просто нет

Ответить