Борьба между ТМ и Fix: как выбрать правильный путь?

Вспомнил, что я по прошлому опыту работы и образованию юрист, который сейчас занимается аккаунтингом проектов на аутсорсе. На практике часто сталкиваюсь с тем, что в период Presale Заказчики продукта не знают какой формат работы выбрать и почему-то этот вопрос решается в последнюю очередь. А в процессе разработки одна из сторон понимает, что формат работы и оплаты не соответствует ожиданиям. Все стороны хотят быть защищены юридически, чтобы Заказчик не превратил проект в черную дыру бюджета и получить хороший результат, а Исполнитель не уйти в минус и получить хорошие отзывы, позволяющие продолжать работу в будущем.

Важно адекватно оценивать свою работу (независимо на какой стороне вы находитесь), понимать, что аппетит приходит во время еды, и никогда, услышьте, никогда не стоит говорить: «что правок не будет, мы на старте уже все продумали», потому что в процессе все равно что-то вылезет.

У Заказчика всегда есть мечта: качественный продукт в оптимальные (читать быстрые) сроки, строго зафиксированный бюджет с неограниченным количеством правок, чтобы свести ожидания с реальностью и соответствовать тенденциям рынка. Это желание из разряда невозможного, поскольку на практике эти желания выделяются в два формата работы:

  • Fixed price (юридически - договор подряда, статьи 702, 721, 722 Гражданского кодекса РФ). Из критериев здесь попадают качество, срок, результат и сумма. Таким образом, жизненно важный критерий изменяемости теряется и нужно фиксировать четкое ТЗ, а изменение работ влечет бумажную волокиту, срыв сроков и риски оценки. Пример: когда Заказчик просит оценить весь проект без ТЗ и дизайна, риск необоснованного увеличения бюджета увеличивается, поскольку Исполнителю пальцем в небо нужно оценить то, чего еще нет.
  • Тime and Material - TM (договор возмездного оказания услуг, статья 779 Гражданского кодекса РФ) в простонародье почасовка. Это формат работы, когда Заказчик дает задания, а исполнитель выполняет. Большой плюс в том, что ТМ позволит учесть все «хотелки» и не упустить ничего, а если и забыли, то можно вернуться на предыдущую стадию. Риск тут состоит в том, что у Заказчика может начаться полет фантазии, что увеличит бюджет. На практике, все начинается хорошо, исполнитель выполняет свои задачи, а в конце месяца получает круглую сумму, счет за фантазии.

Стоит сказать, что нет хорошо или плохого формата, просто нужно уметь работать по ним и понимать, что Fixed price - это про РЕЗУЛЬТАТ без особого влияния на процессы, а ТМ - это про управление ПРОЦЕССОМ получения результата.

Пост вышел большой, поэтому продолжение в комментариях))

Личный лайфхак, проверенный на практике. Мы заключили с одним из своих клиентов договор по Fix на разработку основного продукта, в процессе выяснилось, что правок хочется много и поэтому заключили параллельно договор ТМ. Поэтому мы перестали заниматься бумажной рутиной, процесс согласования правок стал намного быстрее и все остались в плюсе, а Заказчик смог корректировать бюджет и заранее ее планировать, в том числе по ТМ, поскольку мы ввели правило согласования предупреждения, которая заключалась в том, что перед началом месяца мы закладываем примерное количество часов на различные несогласованные работы и при увеличении этой суммы на 10% необходимо дополнительное согласование.

Для понимания, как эффективно расставить акценты по форматам, давайте рассмотрим этапы разработки детальней:

1. ТЗ и дизайн - только ТМ, поскольку в 90% случаев нет точного перечня хотелок и визуализации.

2. Разработка нативных приложений и веб-сервисов, включая бекенд - ТМ всегда хорошо, Фикс можно Тут можно хорошо смотреть на опыт компании и «стандартность» блоков (например, типичные атрибуты Е-ком: поиск, каталог, списки, интеграции) можно фиксировать эти часы. А вот блоки, где есть функции, которых нет на рынке или часть разработки находится на стороне Заказчика, применять ТМ.

Что это даст? Прозрачность в выборе заказчика. Отсутствие сюрпризов в процессе и наличие дыры в бюджете в процессе взаиморасчетов

3. Внедрение (приемочные работы, размещение на кубернетис, релиз в сторы) - можно фиксировать без зазрения совести.

Как аккаунт-менеджер я стараюсь объективно смотреть на процесс взаимодействия сторон, процесс бюджетирования Заказчика, проблемы проекта, если они возникают и с учетом данных критериев предложить наладить процесс, в том числе юридически, чтобы все были довольны.

Пишите в комментариях про свой опыт, задавайте вопросы, буду рад общению!

145145 показов
4040 открытий
Начать дискуссию