Как использовать «Производство без заказа» в 1С:КА, и 1С:ERP?

Как использовать «Производство без заказа» в 1С:КА, и 1С:ERP?

В этой статье мы обсудим документ "Производство без заказа". Это документ в конфигурациях 1С: КА (Комплексная автоматизация) и 1С:ERP Управление предприятием, у которого есть разные, не всегда очевидные, алгоритмы использования. Мы поговорим о бизнес задачах, которые можно решить с помощью этого документа. Статья будет интересна не только производственным, но и сервисным компаниям.

Мы в своих проектах помимо основной задачи - производство мелкой серии или крупной партии товара на склад "в свободный остаток" - с помощью документа "Производство без заказа" решаем еще несколько бизнес-задач.

  • Выполнение работ по монтажу готовой продукции после производства продукции.
  • Выполнение работ по сервисному обслуживанию или ремонту собственной или сторонней продукции.
  • Выполнение работ по дополнительной упаковке (переупаковке) изделий после или отдельно от производства.

Разберем каждую задачу.

1. Выполнение работ по монтажу готовой продукции после производства продукции.

Пример. У Заказчика вид деятельности, при котором происходит позаказное производство готовой продукции (далее ГП). Это может быть производство конструкций, сложных товаров или оборудования, где каждый заказ производится отдельно под клиента. Готовую продукцию по заказу выпускают и размещают на склад. В производстве такого вида достаточно часто требуется монтаж. Монтаж производят на территории клиента, а площадка клиента, предположим, в нашем примере, еще не готова. Или известна плановая дата монтажа на площадке клиента.

В таких видах производства довольно часто монтаж не имеет отдельной стоимости, а просто считается расходом по проекту (заказу).

Делать в системе еще один заказ на производство? В целом, монтаж вообще не похож на производственный цикл. Мы не производим товары, а производим работы. Сложный цикл с заказом, этапами и спецификацией будет лишним для такой задачи.

Добавлять монтаж в единый цикл производства? Это нарушит понимание, выпущена готовая продукция или нет. Особенно, если существует временной интервал между производством и монтажом. Цикл по заказу на производство будет все время не закончен.

Мы знаем сколько каких инструментов и комплектующих понадобится? Чаще всего нет. Монтажники берут инструменты и комплектующие с собой (часто с запасом), инструменты в целом на бригаду выделены и учтены. Кто поедет в тот день монтажа, согласованный с клиентом, тоже пока не ясно. Все бригады монтажников равнозначны.

В типовом решении полностью удовлетворяет такой бизнес-задаче документ "Производство без заказа". Каждая часть процесса монтажа может быть отражена в этом документе.

  • В разделе "Продукция" укажем работу, которую делали - монтаж. Если стоимость монтажа включена в стоимость заказа, а затраты необходимо распределить на этот заказ, выберем такую опцию.
  • В разделе "Материалы и работы" можем указать те материалы, которые использовали для монтажа.
  • В разделе "Трудозатраты" сможем указать бригаду или сотрудника, производящего монтаж.

В итоге, одним документом "Производство без заказа" отразим производство работы, списание материалов и трудозатраты сотрудников, по факту выполненной работы.

2. Выполнение работ по сервисному обслуживанию или ремонту собственной или сторонней продукции.

Пример. Компания занимается сервисным обслуживанием или производит ремонт своей собственной продукции (отдельное подразделение).

Ставить рядом систему, в которой хорошо реализованный учет сервиса – например, 1С:УНФ? Да, если у вас весь бизнес - сервисные услуги. Но если вы производите сложную продукцию, то получается, необходимо работать в 2 системах - одна для сложного производства, одна для сервиса. Кроме возникающей задачи интеграции, и стремления бизнеса сократить число систем, а не увеличить их, есть и учетные проблемы. Например, что если материалы общие для обоих направлений: производственного и сервисного? Такой вариант решения становится неэффективным.

Другой вариант – делать доработки блока "сервис". Да, доработки решили бы задачу. Но большое количество доработок влечет за собой новые риски, и это конечно затраты времени и бюджета. Попробуем использовать типовой документ «Производство без заказа» и в этой ситуации.

В сервисе работа может быть как платная (абонентское обслуживание объектов, платный ремонт, сервис без гарантии), так и "бесплатная" для клиента (гарантийный ремонт). Если работа платная, перед документом "Производство без заказа", как в обычной продаже, необходимо сделать документ "Заказ клиента". Далее на основании уже сформируем необходимый нам документ производства.

  • В разделе "Продукция" укажем работу, которую делали - сервисное обслуживание, гарантийный ремонт и так далее. Если ремонт гарантийный, то затраты, также, как и в примере с монтажными работами, можно отнести на необходимую аналитику (совершенную продажу, клиента и т.д.)
  • В разделе "Материалы и работы" можем указать те материалы, которые использовали для ремонта.
  • В разделе "Трудозатраты" сможем указать бригаду или сотрудника, производящего ремонт.

В итоге, одним документом "Производство без заказа" в единой конфигурации, сможем реализовать учет блока сервиса.

3. Выполнение работ по дополнительной упаковке (переупаковке) изделий после или отдельно от производства.

Пример. Речь идет не о постоянном бизнесе по упаковке изделий, а о некоторых дополнительных работах для клиента. Например, дополнительная упаковка для дальней и сложной транспортировки, или фасовка в отдельные контейнеры частей ГП.

Может быть использовать другой документ конфигурации - "Упаковочный лист"? Упаковочный лист только фиксирует в какой коробке какая часть товаров будет отправлена. Без фиксации затрат на саму тару, на работы и дополнительные материалы (пленка, скотч, короба).

Добавлять упаковку в единый цикл производства? Да, можно. Но в этом случае необходимо иметь дополнительный комплект спецификаций производства "с упаковкой" и "без упаковки" для разных клиентов. Сложность в таком варианте будут с определением ДО старта производства - необходима упаковка или нет. Если клиент вдруг захотел такую услугу позже, то цикл производства уже стартовал и отменить его или поменять спецификацию уже нельзя. И в случае с 1С: КА это будет достаточно трудоемкий вариант.

Аналогично монтажу или работам сервиса в необходимый момент платно (по заказу клиента) или в счет затрат компании Заказчик для своего клиента выполнит дополнительную упаковку с помощью "Производство без заказа".

  • В разделе "Продукция" укажем работу, которую делали - Упаковка.
  • В разделе "Материалы и работы" можем указать те материалы, которые использовали для упаковки - саму тару (короба, паллеты), и дополнительные материалы (скотч, пленка, веревка). Причем укажем все по факту исполнения работы и подсчета материалов.
  • В разделе "Трудозатраты" сможем указать упаковщиков.

Если подвести итоги, то любое исполнение работ, необходимое в рамках единого производственного цикла или как отдельная работа, при котором состав материалов неизвестен заранее, ровно, как и количество трудозатрат и исполнитель, можно решить при помощи такого инструмента.

Кстати, если планируете внедрять 1С в своей компании, у нас есть опросник. Он поможет задуматься о целях и задачах, лучше их сформулировать и описать. Скачать опросник на внедрение 1С можно в телеграм-канале.

22
Начать дискуссию