Функции наград и потерь в задаче обучения нейросети без учителя
С одной моей предыдущей статьи пришел вопрос в WhatsApp:
У меня есть массив ( 4-мерный список) описания состояний среды, где каждое состояние описывается 3-мерным списком (вектором). Не могу никак понять как должна выглядеть функция потерь в соответствии с вознаграждением для обучения нейронной сети с подкреплением без учителя.
Для обучения нейронной сети с подкреплением без учителя (без использования меток) используется подход, называемый обучение с подкреплением (RL). В RL агент обучается на основе взаимодействия со средой, где он получает награды за свои действия. Ваша функция потерь будет зависеть от типа алгоритма обучения с подкреплением, который вы используете.
Наиболее распространенные методы RL включают в себя Q-learning и Actor-Critic. Для наглядности приведу пример функции потерь для метода Deep Q-Learning (DQN), который является популярным методом обучения с подкреплением.
Предположим, что ваш массив описания состояний среды имеет следующую структуру:
- states: массив состояний, каждое из которых представляет собой 3-мерный список (вектор)
- actions: массив действий, которые агент совершил
- rewards: массив наград, которые агент получил за соответствующие действия
- next_states: массив следующих состояний после совершения действий
- dones: массив флагов завершения эпизодов (True, если эпизод завершен)
- Модель Q-сети: Используется простая нейронная сеть с двумя скрытыми слоями и выходным слоем, размер которого равен количеству возможных действий.
- Функция потерь (dqn_loss): Вычисляется среднеквадратичная ошибка между текущими Q-значениями и целевыми Q-значениями.
- Целевые Q-значения: Рассчитываются на основе текущих наград и максимальных Q-значений следующего состояния, дисконтированных с учетом коэффициента гамма.
- Обучение модели (train_step): Производится обновление весов модели на основе вычисленных градиентов.
В этом примере используются случайные данные, но в реальном случае вы будете использовать исторические данные, где известно текущее состояние, действие, новое состояние и реальное вознаграждение.
Во время обучения Q-значения обновляются на основе разницы между предсказанным и реальным вознаграждением. Это позволяет агенту корректировать свои предсказания и улучшать свои действия со временем.
Этот процесс позволяет агенту постепенно улучшать свою стратегию, основываясь на реальных результатах своих действий, что и является основой обучения с подкреплением.