Почему мобильное приложение на Flutter — хорошая идея для бизнеса в 2020 году

В условиях кризиса компании стремятся сократить расходы, ускорить выход на рынок и усилить присутствие в онлайне с помощью приложений. Из быстрых мобильных решений Surf рекомендует Flutter. Показываем в цифрах.

Кроссплатформенные приложения — это давняя мечта любого бизнеса, потому что отдельные (нативные) приложения для iOS и Android значительно дороже в разработке и поддержке.

В 2018 году команда Surf серьезно взялась за развитие кроссплатформенного направления. К лучшим практикам мы движемся все 9 лет, но именно в текущих условиях решением номер один для ритейла, финтеха и ecommerce стал Flutter.

Кроссплатформа бывает разной

Говоря простым языком, кроссплатформа — это набор инструментов (фреймворк), который позволяет создать приложение, подходящее сразу для iOS и Android. На первый взгляд звучит замечательно. На деле свои возможности и ограничения есть у каждого фреймворка. Их немало: React Native, Xamarin, PhoneGap, Titanium, Ionic, Flutter — самые популярные.

Идеальная кроссплатформа должна соответствовать двум требованиям:

  • быть экономичной с точки зрения разработки;
  • обеспечивать качественный пользовательский опыт.

Экономичность. Выгода не только в том, чтобы сделать одно приложение вместо двух. Хорошо бы также поймать минимум проблем при адаптации на каждую из платформ. С этим все в порядке у большинства фреймворков, если рассматривать их в контексте простых приложений.

Проблемы начинаются, когда приложение обрастает функциями и неизбежно усложняется (к этому приходит любой продукт на стадии развития).

Пользовательский опыт. Важно, чтобы пользователи воспринимали кроссплатформенное приложение как нативное — то есть как будто бы оно написано специально для этой платформы. Как минимум там должны быть плавные анимации, характерные для данной ОС элементы интерфейса, работа с жестами. И вот с этим плохо у всех, кроме Flutter.

Часто кроссплатформа выглядит как более продвинутая мобильная версия сайта в обертке приложения. Анимации тормозят, используются непривычные элементы интерфейса с непредсказуемым поведением.

Все это ухудшает пользовательский опыт, как следствие понижает оценки в сторах и retention (показатель возврата пользователей в приложение). Во Flutter такой проблемы нет, ровные анимации — его преимущество, можно без проблем использовать привычные и удобные для пользователя нативные элементы.

Перед тем как начать активно использовать Flutter, мы сравнили его с React Native. По итогу выяснилось, что последний в перспективе будет для нас проблемой. Сейчас позволить себе использовать этот фреймворк могут только такие гиганты, как Microsoft. Остальным же придется либо форкать и поддерживать свою версию React Native, либо участвовать в opensource-доработках. Малым и средним компаниям это не выгодно, поэтому мы как и многие другие (Airbnb, Uber, Udacity) отказались от него. Мы — в пользу Flutter.

Герман Сапрыкин, Grab, Senior Engineering Manager

Flutter — это свежий взгляд Google на кроссплатформу. При всей очевидности экономической выгоды даже для объемных задач технология относительно новая (2018 год), из-за чего многие разработчики не спешат ее использовать.

Однако в Surf не привыкли пасовать перед трудностями. Мы выбрали Flutter за его удобный инструментарий, простоту создания анимаций и компонентов UI, не уступающих нативным приложениям по скорости загрузки. Сама по себе технология будто специально создана для проработки микровзаимодействий, которые создают ощущение комфорта и обеспечивают качественный UX.

Конструктор, натив и кроссплатформа Flutter

Для тех, кому надо оперативно и антикризисно, уже придуманы конструкторы. Такой софт (Mobincube, Imshop.io и другие) позволяет сделать приложение быстро и дешево.

Но он не подходит для проектов, где важна гибкость, производительность, есть сложные интеграции и бизнес-процессы (например, 6–7 вариантов оформления заказа в мобильной аптеке «Ригла»), где планируются регулярные обновления.

Конструктор — отличное решение для небольшой сети ресторанов, но окажется крайне неудобен для интернет-магазина с оборотом более 1 млн в месяц. В масштабах конструкторы теряют смысл: доработка по индивидуальным требованиям конкретного продукта становится необходимым условием, и выгода от конструктора уже не очевидна ни в бюджете, ни в сроках.

Поэтому сейчас мы все чаще наблюдаем, как крупные торговые компании отказываются от использования коробочных решений и создают собственные мобильные продукты. Рынок подтверждает, что быстрое решение не может быть постоянным.

Нативные приложения (написанные на родных языках ОС — Swift и Kotlin, для iOS и Android соответственно) не имеют серьезных минусов, но требуют значительных затрат на разработку и поддержку. Вам придется создавать бизнес-логику, верстку и интерфейс с учетом особенностей каждой платформы. Все это скажется на бюджете проекта.

Кроссплатформенное приложение на Flutter обладает достоинствами нативной разработки и позволяет переиспользовать большую часть кода между различными платформами, что позволит сэкономить, по нашим подсчетам, до 40% бюджета.

То есть во Flutter мы экономим время разработчиков не только на том, что пишем один код вместо двух, но и многие фичи берем прямо из коробки, и оптимизированный процесс работы с анимациями не идет ни в какое сравнение нативной разработкой.

Особенно любимая программистами функция hot reload собирает приложение из виджетов буквально за секунды. В зависимости от сложности и самобытности проекта все это дает от 20 до 50% экономии времени, которое можно направить на разработку других полезных функций.

Flutter — идеальная платформа для прототипирования. Я как-то раз участвовал в марафоне, где участник (data scientist без опыта разработки) просто взял и собрал прототип простейшего приложения за несколько часов. На Android аналогичная разработка заняла бы на порядок больше времени.

Степан Гончаров, Lyft, Staff Software Engineer

Native vs мультиплатформа vs реальность

Выбор фреймворка зависит от многих факторов, начиная с имеющихся ресурсов, заканчивая особенностями конкретного приложения. На сайте Google приведены три основных достоинства Flutter — посмотрим на них критически.

1. Быстрая разработка

  • Если сравнивать с двумя нативными приложениями, то разработка идет на 20–50% быстрее. Скорость зависит от сложности интерфейса и необходимых функций.
  • Если разработчик понимает, с какой стороны подступиться к задаче.
  • Если вам нужно не только срочно запустить приложение, но и ускорить дальнейшее развитие.

2. Выразительный и гибкий UI

  • Flutter позволяет реализовать нативный «look and feel», но прописывать UI-элементы придется вручную. Фреймворк сам настроит шрифты, физику скроллов жесты навигации и прочее.
  • Пользователи Apple находят небольшие отличия в UI (анимации, динамика).
  • Flutter идеально подходит для унифицированного UI/UX. Вы можете мимикрировать под нативные приложения и пользоваться привычными анимациями. Конечный пользователь не заметит разницы, если все виджеты будут настроены правильно.

3. Нативная производительность

  • Большинству современных приложений не требуется сложная логика. Запросы на сервер, работа с файлами и API платформы — все это во Flutter выполняется асинхронно и не ухудшает производительность приложения.
  • Команда Flutter заботится о быстродействии фреймворка. У него собственный графических движок, оптимизация в котором близка к нативной. Изображения меняются со скоростью до 60 кадров/с, что отлично воспринимается человеческим глазом.
  • На Flutter не получится сходу написать приложение, которое будет идеально работать на любом устройстве, любого года выпуска. Потребуются тесты, правки — все как на любом нативном фреймворке.

Почему разработка на Flutter дешевле

Чтобы было проще оценить преимущества Flutter перед нативом, приведем ход разработки проекта без платформозависимых функций. Например, небольшой магазин или программа лояльности с каталогом.

Представим, что один и тот же проект разрабатывают параллельно две компании с идентичными подходами к работе и квалификацией инженеров.

Трудоемкость считаем в идеальных днях. Разработка идет в два этапа:

  • запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта) — 15–17 недель;
  • последующее развитие — 3 двухнедельных спринта.
Экономика проекта на Flutter. Ячейка — это неделя. Цифра в ячейке — ставка.
Во сколько обойдется запуск вашего приложения?

Получается, что Flutter в данном примере экономит нам 45,6% на разработке, 70,5% на QA с учетом использования автотестов в обеих командах, а также 33,3% на дизайне приложения.

Конечно, проекты бывают разные. Где-то Flutter может сберечь 15% бюджета, а где-то до 50%. Кроме того, возможно календарное преимущество при проектировании, так как вам не нужно синхронизировать логику между платформами. В Surf такие вещи обсуждаются до подписания, клиент заранее узнает преимущества и недостатки кроссплатформенных решений.

Приложение DSR (Digital Successful Routine) — это аналитическая BPM-система для менеджеров и команды ресторанов сети KFC. Благодаря идее Surf сделать его на Flutter нам удалось в рамках бюджета реализовать больше функций: уже в первой версии в приложении сделали отдельный интерфейс для работы с аналитикой и задачами для группы ресторанов. Кроссплатформенная технология для нас новая, но мы не пожалели. UI и анимации реализованы на высоком уровне, пользователи не отличают наше Flutter-приложение от нативного, все работает быстро.

Евгений Никитчук, KFC, бизнес-партнер

Flutter продолжает приносить выгоду и на этапе развития: команда меньше, релизные циклы проще, скорость выхода на рынок (time-to-market) сокращается.

Когда появление новых функций в приложении происходит быстрее, продукт получает существенную фору в развитии и потенциально принесет больше денег. На менеджменте и бизнес-аналитике сэкономить не получится. Оба направления займут специалиста на стандартные три месяца.

Написание бизнес-логики на Flutter занимает столько же времени, что и на нативе. Однако верстка UI во Flutter безумно быстрая! Ты можешь за пять минут собрать макет экрана из кубиков и сразу приступить к бизнес-логике. Плюс к этому добавляются возможности отладки (hot reload), которые ускоряют верстку экранов просто в разы. В итоге нам удалось ускорить производство фич на проекте «Таксометр» почти в 2 раза в сравнении с нативной разработкой.

Илья Вирник, «Яндекс.Такси», Flutter/iOS разработчик

Этап развития

После релиза MVP начинается этап развития, на котором у Flutter-команды добавление новых функций, по нашим подсчетам, происходит на 20% быстрее. Достигается это преимущество за счет тестирования.

Плюсы:

Наличие автотестов, хорошее покрытие UI и бизнес-логики у Flutter уменьшает шанс того, что нововведения «сломают» что-то в текущей версии.

Если в течение тестового прогона на iOS будет найдена ошибка в логике, разработчик исправляет ее один раз, и во время тестов приложения под Anrdoid проблема уже не всплывет. В условия нативной разработки набор ошибок будет разным, что потребует больше ресурсов на правки.

Минус:

Потребуется больше устройств, но это незначительно отражается на бюджете.

В среднем на Flutter будет в полтора раза меньше ошибок, чем на нативной разработке. Также вам понадобится всего один итоговый прогон. Разумеется, тесты функций, завязанных на железо устройства, придется прогнать на обеих платформах (iOS и Android). К примеру, сканер штрих-кодов, использующий камеру телефона.

Если разработка не замедлится слишком большим количеством ошибок, вы сможете сэкономить дополнительное время

С преимуществами разобрались, а что насчет областей применения?

Какие продукты можно реализовать на Flutter

Кратко — любые. Сейчас Flutter широко используется для создания приложений в Alibaba, «Яндекс», Airbnb, Uber и других крупных компаниях. Мы считаем, что фреймворк лучше всего подходит для среднего и крупного бизнеса.

(Малому бизнесу Flutter не противопоказан, но полноценное мобильное приложение — это значительный бюджет, поэтому тут скорее выберут дешевое коробочное решение.)

С помощью Flutter можно создать приложения для:

  • различного ритейла (программы лояльности, каталог, онлайн-магазин);
  • банков и финтеха (работа с малым бизнесом);
  • поставщиков и франчайзи;
  • крупного бизнеса (контакт-центры, контроль курьеров, организация внутренних процессов).

Поиски быстрых и выгодных решений привели во Flutter специалистов из разных сфер. Например, Медуза решила отказаться от натива в пользу кроссплатформы, чтобы было легче развивать приложения синхронно. Другие, как команда «Яндекс.Такси», нуждались в оперативном развитии одной из платформ.

У нас была цель — разработка UI за два с половиной месяца. C нуля. В таких жестких условиях главными для нас были: быстрая компиляция, хороший тулинг, скорость UI, легкость интеграции нативного кода и интеграция в нативный код. Все это есть во Flutter. Для нас он был новой технологией. Пришлось защищать проект перед начальством, так как у нас не было точных данных о скорости разработки, тестировании и стоимости поддержки. Но в итоге снятые в ходе разработки метрики полностью оправдали наш выбор.

Геннадий Евстратов, «Яндекс.Такси», руководитель группы iOS-разработки

На данный момент у Surf в разработке пять приложений на Flutter для различных отраслей и целей. Мы опросили клиентов, приложения которых уже запущены или еще находятся в разработке. Первое недавно вышло в релиз — приложение для аптечной сети «Ригла».

У «Риглы» около 70% мобильных пользователей и три аптечных бренда с единым складом. Создавать шесть нативных приложений неразумно. Мы долго изучали особенности натива и Flutter. В итоге для наших целей выбрали кроссплатформу от Google. Surf привнесли в продукт свежие идеи, часть из которых мы сразу же реализовали в веб-версии интернет-магазина.

Анастасия Боева, аптечная сеть «Ригла», директор по интернет-продажам

Вопросы и ответы

Собрали краткий FAQ, также будем рады ответить на вопросы в комментариях.

Почему Flutter, а не другая кроссплатформенная технология?

Flutter работает быстрее и стабильнее других фреймворков — на частоте 60 кадров в секунду. Это позволяет сделать анимации более плавными и запускать приложения даже на старых моделях смартфонов. Внешний вид и UX Flutter-приложений делают их неотличимыми для пользователя от нативных.

За счет чего экономится время разработки?

Кроссплатформенный фреймворк позволяет переиспользовать большую часть кода между различными платформами, а бизнес-логика, верстка и интерфейс приложения остаются практически без изменений.

Из-за этого кроссплатформенные приложения выгоднее, чем нативные. Технические особенности Flutter позволяют разрабатывать приложения еще быстрее.

Насколько Flutter безопасен?

Отличий от нативной разработки не будет, так как используются нативные технологии самой платформы: Touch ID, Face ID или сканер отпечатка пальца. Кроме того, код приложения зашифрован таким образом, что его нельзя восстановить с помощью реверс-инжиниринга.

Что если Google забросит Flutter?

Если однажды Google решит свернуть проект, ваши приложения будут в безопасности. Исходный код Flutter общедоступен, в случае прекращения поддержки вы можете просто взять кодовую базу и все текущие наработки, а также спокойно реализовывать новые функции.

Почему все не перешли на Flutter, если он так хорош?

Flutter набирает популярность. По данным Stack Overflow за 2019 год, его назвали любимым фреймворком 75% опрошенных — а это 3 место. Но за нативные приложения можно не переживать, они никуда не денутся.

Заключение

Flutter — не волшебная палочка, но перспективный фреймворк по скорости внедрения и широте охвата. Мы убеждены, что на горизонте 3-х лет до трети среднего и крупного бизнеса перейдет на Flutter вслед за коллегами из Tencent, Alibaba, «Яндекс» и другими.

Если вы ищете вариант быстрой разработки приложения для iOS и Android с перспективами развития, без серьезных потерь в качестве и бюджете — дайте шанс Flutter уже сейчас, как это сделали Surf и наши клиенты.

Опытом мобильной разработки на Flutter делились клиенты Surf и гости Flutter Dev Podcast нашего тимлида Евгения Сатурова.

0
163 комментария
Написать комментарий...
Denis Krivonosov

Спасибо за статью. Flutter действительно классная штука, и я считаю его лучшим мультиплатформанным решением сейчас, но позвольте добавить немного дегтя. Возможно, я сгущаю краски, но все же. Стоит понимать, что, как и любая мультиплатформа, flutter реализует штуки, которые до этого были реализованы нативными командами гугла и эппла. То есть в лучшем случае у вас будет возможность поддерживать все, что есть нового в этих платформах, но с определенной задержкой по времени. Это в лучшем. А в худшем часть функционала вообще не будет реализована или отдастся на откуп написателям плагинов.
     Продолжая предыдущий пункт. Совместимость с нативнми функциями реализуется с помощью плагинов. И эти плагины часто делаются обычными людьми, а не самой командой разработки флатера и могут косячить. И чем нетривиальнее ваша задача, тем больше вероятность, что вы упретесь в их некорректную работу. Например, я копался с флаттером в январе-феврале того года. И мне надо было реализовать логин во внутреннем браузере приложения. На тот момент существовало 2 плагина длля работы с встроенным браузером. 1 был откровенно плох (не помню то чно чем, но там был очень ограниченный набор функций). А во втором, который использовался массово, не работала клавиатура. То есть она не появлялась вообще, когда ты пытался заполнить текст в формах. Насколько я знаю, этот баг актуален до сих пор (спустя больше чем год).  То есть чем больше нетривиальных действий использует ваше приложение, тем больше вероятность встрять. А если ваше приложение не имеет серьезной логики, а нужно только для размазывания json по формам, то да, флаттер отличное решение. Только мобильная версия сайта в таком случае справится не хуже.
    Так же не забывайте, что флаттер разрабатывается командой гугла,а не эпла. Поэтому основной упор делается на элемента материал дезайна. Насколько я знаю, там есть и ios ui элементы, но их не так много. И ui вам скорее всего придется также разделять на 2 части, так как ваше приложение та же модерация эпла может завернуть из-за несоответствия гайдлайнам. То есть вы опять придете к 2 версиям ui и 2 версиям бизнеслогики. 
И ваш общий код будет просто нашпинован условиями if(IOS){} if(Android){}
Это то, с чем я столкнулся год назад. Возможно, сейчас это все решаемо

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Сатуров

Вы очень хорошо дополнили статью своими комментариями. Но на мой личный взгляд они немножко оторваны от реалий продашкн-проектов (во всяком случае теми, с которыми работаем мы).

Пройдусь по некоторым пунктам:
1) "А в худшем часть функционала вообще не будет реализована или отдастся на откуп написателям плагинов." - хороший Flutter-разработчик должен быть таким писателем плагинов потенциально для каждой из поддерживаемых платформ, это факт. Да, есть кейсы, который вы сами не решите, например, вы вряд ли напишете WebView. С каждым днём таких проблем всё меньше, а экосистема развивается.
2) "Только мобильная версия сайта в таком случае справится не хуже." - ну это не так, приложение остаётся приложением и даёт другой уровень UX и вовлечения. На чём бы ни было оно написано.
3) "То есть вы опять придете к 2 версиям ui и 2 версиям бизнеслогики." - а откуда берётся 2 версия бизнес-логики? Что касается дизайна, наши проекты (как и подавляющее большинство приложений из топов сторов) чаще всего имеют уникальный кастомный дизайн с оглядкой на бренд-гайды кастомера. И там да, есть место для платформенных адаптаций, но речь не идёт о двух принципиально различных дизайнах с нуля под две платформы никогда. Проблем с ревью в Apple никогда не было по этому критерию.
4) "ваш общий код будет просто нашпинован условиями if(IOS){} if(Android){}" - полез специально проверять, на 90к строк кода нашего проекта 20 таких условных проверок. Кажется не страшно.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Петр Иванов

да, до боли знакомые комментарии, применимые к любому такому фреймворку. с флаттером не работал, но фонгэп, сенча тач и тд было.
жаль что там тоже самое.
немного надежды вселяет то что вы его пробовали год назад, а это фактически означает "сразу после релиза конца 2018 года" то есть одна из первых стабильных версий. То есть возможно и правда что-то улучшилось.

а то что не пройдет в эппл по гайдлайнам это интересно, про такое я еще не слышал о флаттере

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ruslan Sharapov
Например, я копался с флаттером в январе-феврале того года. И мне надо было реализовать логин во внутреннем браузере приложения. На тот момент существовало 2 плагина длля работы с встроенным браузером.

Вести с полей — проблемы с внутренним браузером никуда не делись. У нас точно такая же задача (логин в сторонней системе через браузер) и ожидаем решения траблы с клавиатурой с октября 2019. Но справедливости ради, баг этот случается у примерно 2-5% аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Antol Peshkov

Хорошая статья, по делу. Мы в Mad Brains тоже активно развиваем направление Flutter, пока опыт очень позитивный. Главная сложность — это специалисты. Приходится переучивать или учить с нуля. Для бизнеса это не особо критично, он получает результат, а вот для студий, желающих вступить на эту дорожку, может быть сложно.
Также в статье не хватает, как мне кажется, сравнения более развернутого с другими кросплатформенными решениями, например, с Kotlin Mutltiplatform. Уверен, подобный анализ будет полезным. Можем подготовить статью от нашей команды, если сообществу интересно

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Подготовьте пожалуйста статью)

Ответить
Развернуть ветку
Antol Peshkov

@Surf Как вы справляетесь с поиском специалистов?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Евгений Сатуров

В сторону Kotlin MPP я активно смотрю. Но чем дальше, тем мне всё больше кажется, что это технологии для решения совсем разных задач. На ближайшем Mobius я делаю воркшоп по интеграции Kotlin MPP либы с Flutter-проектом как раз.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артем Зайцев

Да, к сожалению пока только добираемся до Kotlin MPP. Ну и пока он еще в experimental статусе.

Но ниже в коментах я уже указал, что МПП - это тема для команд от двух, а лучше трех разработчиков и проектов заточенных под гайды платформы.

Ответить
Развернуть ветку
Bob Sinclar

Kotlin Mutltiplatform и Flutter не взаимозаменяемые технологии, а наоборот, взаимодополняющие. На Kotlin MPP писать общею бизнес логику, а на Flutter UI часть.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вадим Кулибаба

У меня скорее негативный опыт, с Flutter. Первое впечатление крайне положительное, разочарование приходит со временем.  Основное - крайне низкое качество системы в целом. Речь не о том что большинство плагинов тяп ляп собранные на коленке несовместимые ни между собой ни между версиями флатер ни между другими плагинами поделия. Речь о качестве самих библиотек разрабатываемых гуглом. Такое чувство что пишут их на коленке, даже в гугле, причем что странно не зная андроид. Например плагин запуска сервиса, начал запускаться после рестарта версии к восьмой. GRPC плагин выжирал батарею и постоянно терял коннект. Сыпал рандомными ошибками. Периодически гугл перевыпускает плагин, сразу прыгая на версию 2.0 например. И если потерянные коннекты пропали - жор батареи - нет. На айос рендеринг картинок "глитчит" при скроллинге. И жор жор жор батареи. Просто стыдно, открываешь приложение, которое не делает ничего, и оно жрет процентов 10 даже в спящем режиме. Сам флаттер работает совсем по разному в дебаг режиме и в скомпилированном режиме. В дебаг режиме просто ад, в скомпилированном получше. Естественно в скомпилированном режиме дебажить нельзя и тут здраствуй PHP стайл дебага с виджетом потребления ресурсов и тп. Постоянные обновления - приносят постоянную несовместимость и постоянные новые ошибки. Те обновление закрывает одну проблему но создает две новых. Гугл не мелочится и меняет версию дарт с 1.0 на 2.0 - превращая в мусор все что было написано на 1.0. Это сейчас неактуально но характеризует подход. Все будет постоянно ломаться, совместимость теряться и тп. БОльшей части библиотек нет от слова совсем. Работы с сокетами - нет. Работы с чтением почтового протокала - нет. Те сам дарт никому из нормальных разработчиков не вперся и библиотек под него не пишут. Фича с автообновлением (Hot Reload) -отваливается через день. Как только проект становится чуть больше hello world - все ломается и глючит - и отлаживать придется по старинке. Плюс в дебаг режиме все работает по другому - смысла в нем дебажить нет. Ну разве что UI. 

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Кулибаба

Не влезло:
Сам язык - напоминает набор заклинаний. Это не язык, в нем нет продуманной системы классов как в яве или продуманной системы библиотек как в Go. Dart это миллион несовместимых между собой "синтаксических сахарков". В каждом виджете, в каждом методе -он свой. Те каждый разработчик делал каждую часть - по своему - без единной логики - и все что вам остается - это выучить этот набор заклинаний. Работа с комьюнити - на уровне - удалить тикет. Те вы пишите ишью - команда флатер просто его удаляет. На одну и ту же проблему - сотни идентичных тикетов висят годами. На все пишут единообразные заклинания -типа проблема с айос, проблема в симуляторе айос, проблема в настройках симулятора айос - или просто удаляют, закрывают и тп. Пилит фреймворк команда хрома. Чувствуется по массивности подхода. Простые решение - это не для нас. Просто берут мегабайтный кусок кода и втыкают в проблему чтоб ее заткнуть (ну, по ощущениям). В итоге, проект я доделал - но выкладывать его стыдно. Он жрет батарею. Глитчит на айос. Единственное что в нем хорошо - он визуально нарядный. В итоге из плея удалил, и в флатер больше не ногой. Пруф

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Daniel Martinez

Извините, но ваш комментарий выглядит как мнение человека далекого от мобильной разработки - на коленке собравшего приложение за 2 часа пробежавшись по верхам и сложив субъективную негативную оценку. Если приложите пруфы про "удаление тикетов", и "мегабайтные куски кода для затыкания проблемы" буду благодарен.

Про себя скажу, что с 2008 года занимаюсь нативной андроид разработкой, специализация - безопасность, с флаттер начинал работать в пет-проджекте с самой первой альфы. Сейчас занимаюсь разработкой финтех приложения на флаттер средней сложности в команде талантливых ребят. 

Ну а теперь по пунктам.

1. Про собранные гуглом на коленке комментарий опущу, вы видно не привыкли читать хороший код, если есть примеры гавнокода - welcome. 

2.  "Сам флаттер работает совсем по разному в дебаг режиме и в скомпилированном режиме. В дебаг режиме просто ад, в скомпилированном получше. " 
" Плюс в дебаг режиме все работает по другому - смысла в нем дебажить нет. Ну разве что UI. " 
две реплики некомпетентного человека. 

Кодовая база для разных режимов абсолютно одинаковая (кроме отличий обоснованных build flavors либо CI), приложение работает абсолютно идентично за исключением: 
 * в дебаг режиме возможно пользоваться хот релод, из-за этого есть органичение на количество кадров рендера + расширенное логгирование + отсутствие минификации и обфускации
* для отладки релизного сборки приложения можно воспользоваться как минимум 3 методами 
 - использовать build mode https://flutter.dev/docs/testing/build-modes
 - профайлить приложение на ios девайсе предварительно скомпилировав dart code, а потом запустить через xcode в profile режиме
 - воспользоваться DartDevTools

3. Работы с сокетами - нет.  
 Абсолютное заблуждение, существуют как решения из коробки, так и от крупных вендоров/компаний 
https://flutter.dev/docs/cookbook/networking/web-sockets
* signalR - https://pub.dev/packages/signalr_client
https://pub.dev/packages/websocket_manager

4. "Работы с чтением почтового протокала - нет."
Заблуждение, для дарт существует большое количество пакетов, которые позволяют работать полноценно с актуальными почтовыми протоколами, для флаттер есть решение, оно в альфе но базовые вещи работают стабильно:
* https://pub.dev/packages/imap_client

5. "Фича с автообновлением (Hot Reload) -отваливается через день. Как только проект становится чуть больше hello world - все ломается и глючит - и отлаживать придется по старинке" - конечно, когда вы добавляете новые файлы, меняете структуру проекта или работаете с кодогенерацией, хотрелод не будет работать, про все эти моменты также написано в оф. документации. 
Задача хотрелоад позволять сокращать время разработки за счет моментально внесения изменений в определенном контексте, причем работает даже в DEBUG режиме, что позволяет менять не только UI, и видеть его ребилд, а также и вносить изменения в business logic на лету. 

Готов подискутировать по всем пунктам, а также ответить на сложные вопросы от разработчиков. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Exey Panteleev

Flutter это инициатива Google, с бизнес-целью продвинуть свой Dart, которым они хотели заменить JS (им не нравится перспектива зависеть от JetBrains и их Kotlin) Flutter это практически нейтив на Android, но на iOS примерно такие же проблемы как ReactNative. В больших городах типа Москвы около 50% владельцев, айфонов. Если вашему бизнесу не помешают страдания iOS пользователей, то можете использовать Flutter,  иначе будет как с Медузой: оценка хочет упасть ниже 3 звезд, лагает даже на топовых в айфонах, рандомные креши, ненативное поведение.

Кроссплатформа всегда была и будет низкокачественной, разумная альтернатива Kotlin Multiplatform тогда UI на обеих платформах остается нативным, а бизнес логика пишется один раз.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Зайцев

По поводу оценок. 
Приложение написанное на Flutter в AppStore с 4.7 (https://apps.apple.com/ru/app/%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C/id1505062873 )

Приложение, которое бывало в топах апп стора: https://apps.apple.com/ru/app/reflectly-self-care-journal/id1241229134

Качество часто зависит от рук разработчиков. И натив - это не панацея от оценки в три звезды.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Aleksandr Makarov

Новая Медуза это боль.

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Свежий выпуск подкаста Flutter-разработчиков Surf с техдиректором Медузы про их новое приложение: https://t.me/flutterdevpodcast_news/49 

В сторах уже 50 тысяч Flutter-приложений, но не каждое из них может похвастаться 100-тысячной метрикой daily active users. Ребята из Meduza с 2014 года прошли долгий путь от mobile-first концепции, через возврат к web-истокам и прокачку сайта до идеала обратно в мобайл. Переп...
В сторах уже 50 тысяч Flutter-приложений, но не каждое из них может похвастаться 100-тысячной метрикой daily active users. Ребята из Meduza с 2014 года прошли долгий путь от mobile-first концепции, через возврат к web-истокам и прокачку сайта до идеала обратно в мобайл. Перепробовав, возможно, все технологии на свете, они знали на что делать ставки - новое приложение Meduza написано на Flutter с нуля. У нас в гостях CTO Meduza Борис Горячев - человек-оркестр, который писал, кажется, на всём, что умеет хоть как-то исполняться. В эпизоде Борис рассказывает про непростые отношения с нативными разработчиками, удивительный мир медиа-разработки, игры со шрифтами, тяготах работы с WebView и Backend Driven UI, а также отвечает на претензии Артемия Лебедева.

https://soundcloud.com/flutterdevpodcast/16-meduza

У микрофона: Евгений Сатуров (Surf), Александр Денисов (Epam), Артём Зайцев (Surf), Евгений Кот (Wrike), Кирилл Адещенко (Tennesibet), Борис Горячев (Meduza).

Главное по выпуску:
❗️https://habr.com/ru/company/meduza/blog/501786/
❗️https://meduza.io/cards/meduza-god-delala-novoe-mobilnoe-prilozhenie-i-nakonets-vypustila-ego-zachem

События:
💥Flutter Day (25 июня) https://medium.com/flutter/save-the-date-flutter-day-june-25-2020-8e9f5fd03248
💥Flutterhack (27-28 июня) https://flutterhackathon.com/#/
💥🇷🇺❗️Mobius Питер (22-25 июня) - скидка от подкаста 13% по ссылке https://bit.ly/3cya65q или по промокоду Flutter2020pc

Интересное
:
💥Результаты опроса разработчиков Q1 2020: https://link.medium.com/1fey7J8fN6
💥Стартовал опрос Q2 2020: https://google.qualtrics.com/jfe/form/SV_5oNFjVJWGRECS3z
💥Про последние апдейты плагинов и инфраструктуры: https://medium.com/flutter/flutter-package-ecosystem-update-d50645f2d7bc
💥Что нового во Flutter 1.17: https://medium.com/flutter/announcing-flutter-1-17-4182d8af7f8e
💥Всё что нужно знать про поддержку Metal в iOS: https://github.com/flutter/flutter/wiki/Metal-on-iOS-FAQ
💥Adobe XD плагин в раннем доступе: https://medium.com/flutter/announcing-adobe-xd-support-for-flutter-4b3dd55ff40e
💥MWWM - архитектурный пакет от Surf в бете: https://pub.dev/packages/mwwm (чат: https://t.me/surf_flutter_team)

Официальный канал подкаста: t.me/flutterdevpodcast_news
Официальный чат подкаста: t.me/flutterdevpodcast
Ответить
Развернуть ветку
Олег Пчелкин

Чего?
"Flutter это инициатива Google, с бизнес-целью продвинуть свой Dart, которым они хотели заменить JS (им не нравится перспектива зависеть от JetBrains и их Kotlin)"
Кажется, у Вас все смешалось в голове) Dart как замена js на вебе провалился уже очень давно и сейчас в основном используется для мобильных приложений и не рассматривалась как попытка заменить java/kotlin до 2017, пока они не доделали flutter, который также изначально был не гугловским и использовался для совершенно других целей. 
Нативный/достаточно близкий к нативному UI можно писать и на флаттере, нужно только его сделать максимально близким к нативу, практически все виджеты для этого есть и нужно только заморочиться с тем, чтобы сделать 2 UI на разные платформы (впрочем, как и в котлин MPP никто этим не заморачивается и не будет).
Flutter это исключительно флеймворк для отображения виджетов на экране, который никак не завязан на логику - вся логика - это dart, который по скорости будет примерно равен JS. Ни о каком "практически нейтив на Android" и речи не идет - просто виджеты гугл делает (что тоже логично) в основном похожие на свои платформы и заточенные под материал дизайн.
Плюс всегда во флаттере можно прокинуть часть логики в нативный код, что еще сильнее увеличивает преимущество над остальными платформами. Не считая Kotlin MPP, но он пока сыроват для прод проектов + под него все еще мало сообщества и плагинов, что также увеличивает время разработки. Ну и да, бизнес логику в дарте писать также один раз)
Вы хотя бы изучите вопрос прежде чем хэйтить платформу) Ну и да, медуза за прошедший месяц выкинула несколько обновлений, которые дали хороший + в производительности + ios часть флаттера перешла недавно на metal, что даст еще меньше лагов приложеньке. Так что ждем развития платформы, чего уж

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Сатуров

А в чём нейтив на Android? Что на Android, что на iOS всё устроено плюс-минус одинаково. И ни там, ни там, почти ничего нативного нет.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

это тоже обобщение, у моего приложения достаточно хороший рейтинг, а написать работу с плеером на Kotlin Multiplatform у вас не получится :D -  так что это тоже не панацея, да и в целом судя по отзывам Kotlin Multiplatform для интеграции в код не фонтан, лучше уж как это сделано во Flutter)

Ответить
Развернуть ветку
К М

а вот для MVP подойдет Flutter? Ваше мнение хочу узнать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smets

Очень понимаю, почему вы тут пишите об этом. Сам учил Дарт, но когда вышел на рынок труда осознал, что бизнес пока не понимает, зачем ему кроссплатформенные приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Exey Panteleev

Никто не хочет терять аудиторию из-за низкого качества (кроме Рокета и Медузы)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov

Да бизнес вроде как не понимает зачем ему кросплатформенные приложения года так с 2010, когда я только начинал мобильной разработкой заниматься. Был и ReactNative, и Xamarin, и PhoneGap. Ну можно еще раз с новым фреймворком попробовать...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Surf
Автор

Мы предполагаем, что бизнес сейчас будет точнее считать расходы. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Юрий Коршев

Многие понимают, что найти специалиста по Dart намного сложнее чем по swift/kotlin, да и сам процесс декларативного программирования отличается от императивного.

Ответить
Развернуть ветку
Murad Kakabaev

Действующий разработчик на Flutter (примерно полтора года стажа после восьми лет на iOS) – кстати готов к предложениям по работе. Могу попробовать ответить на какие-то конкретные вопросы. Несколько заметок к статье:

– Шаг вперед для Андроид. Техническая скорость разработки (да то же время компиляции и отзывчивость эмулятора) + возможность относительно простой реализации анимации играют очень большую роль. Возможно, наконец-то приложения на Андроид перестанут выглядеть бедными родственниками по сравнению с сборкой на iOS одного и того же проекта.

– Полшага назад для iOS. Халявы нет. Анимации делать руками, интерфейс сделанный по официальным гайдлайнам будет (слегка) притормаживать. К тому же это делал Google, а не Apple. Я не про техническую компетенцию, я про школы. Вплоть даже до того, что стандартные animation curves реализованы по-разному. Опытный пользователь iOS сразу почувствует "что-то не то, не могу понять что – но какой-то неуловимый нюанс". Все решаемо, но надо будет приложить усилия.

– Про плагины уже и без меня написали. Переходный период, устаканится. Есть серьезнее проблема - система разделения визуального компонента на публичный  Widget + приватный State. Если коротко - то слегка модифицировать компонент наследованием не получится. Или пиши свой или занимайся копипастой в тысячи строк.  

– Flutter хорош для энтерпрайзных/банковских/"серьезных" приложений. Там где нужно делом заниматься, а не лайки ставить геймпадом. Серьезные вычисления нативно, не через плагины, тоже пока не потянет (Dart это-таки JS, если  не вдаваться слишком глубоко в тех подробности).  Но в своей нише он действительно хорош, а будет еще лучше. Развивается прямо на глазах. Попробуйте его, особенно если ваш бюджет пока не позволяет держать армию ну очень недешевых  нативных разработчиков на один проект.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Зайцев

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, приложение такого плана можно сделать? 
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.egeapp2020.egeapp2020

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Начальник ботов
 Полшага назад для iOS. Халявы нет. Анимации делать руками

Нет ли каких-то готовых библиотек компонентов от сообщества, которые бы реализовывали анимации так, чтобы они выглядели родными для iOS?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vladislav Baranov

после «Остальным же придется либо форкать и поддерживать свою версию React Native, либо участвовать в opensource-доработках.» желание читать отпало. явно не разобрались в вопросе, такие голословные заявления не понятно зачем делать, RN прекрасно работает, не надо ничего форкать, надо было такое написать вообще... майкрософт еще приплели сюда зачем-то. Зашел про флаттер прочитать называется)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Летюшев

Читаю комментарии нативных разработчиков и в легком недоумении. Мы в itis.team пишем на Flutter с первого дня бета релиза. Все рассказывают про какие-то провисы, проблемы с ui, canvas/svg/step animation. Такое впечатление, что большинство дальше main.dart не заглядывало. Господа диванные эксперты, технологии почти 3 года. Библиотек море, многое оптимизировано ещё на бета релизе.

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Martinez

Дико поддерживаю, использовал флаттер с первой альфы в пет-проджекте, в дальнейшем использовали флаттер уже в основном проекте, который содержит в себе работу и с WebSocket, и с навигацией, и OCR, активно пишем платформенный код, контрибьютим во многие пакеты, а также боремся с некоторыми незакрытыми проблемами, но стоит отметить, что альтернатив Flutter в данный момент нет. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
SuxoiKorm

И на iOS всё корректно работает? Сам просто планирую изучить Dart и Flutter

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
vic buynoff

Много общих слов ни о чем.
Какие возможности для рисования графиков и диаграмм? Какая поддержка SVG / WebGL? Какие возможности для асинхронного REST и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Статья для бизнеса. Технические подробности по Flutter можно найти в нашем Хабре и на сайте

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pavel Sherer

Флаттер поддерживает canvas, для запросов есть официальный плагин http. Остальное, увы, не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Daniel Martinez

Все что вы перечислили присутствует, причем количество альтернатив поражает. 
1. SVG - https://github.com/dnfield/flutter_svg
2. Async requests, для REST рекомендую https://github.com/flutterchina/dio, даже если используете из коробки http, решается все просто - https://stackoverflow.com/questions/50027632/optimal-way-to-make-multiple-independent-requests-to-server-in-dart

Ответить
Развернуть ветку
Артем Зайцев

Есть куча библиотек для графиков и диаграмм.
Есть либы для svg.

Так же полный аналог Retrofit для REST, реализация для GRPC,  уже готовые решения для БД и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov
Сейчас Flutter широко используется для создания приложений в Alibaba, «Яндекс», Airbnb, Uber и других крупных компаниях.

А можно вот тут сразу ссылки на конкретные приложения, лучше сразу под обе платформы? А то про Uber раньше говорили, что там есть RN, а на практике это был экспериментальный вспомогательный экран в приложении Uber.Eats для ресторанов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Andreev

Конкретно Uber там не вижу: https://flutter.dev/showcase
А тут есть какое-то вьетнамское Uber taxi: https://itsallwidgets.com/flutter-ui-kit-uber-taxi

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Sherer

Flutter хорош. Субъективно, сильно быстрее ReactNative и, конечно, Cordova. Как в работе, так и в разработке. О стабильности я вообще молчу.

Даже без знания Dart (до этого писал только на JS, PHP и немного Python) за неделю разобрался, а ещё за несколько вечеров написал приложение. Работает, скачивается, пользователям нравится. То есть порог входа сильно ниже, чем у тех же Swift и Kotlin. Это относительный плюс, конечно, но всё же.

Единственное, что меня прям расстроило: там многопоточность реализована на так называемых Isolates. Так вот они не поддерживают внутри себя работу флаттеровских плагинов. Если нужно в параллель пустить какой-то нестандартный код, то готовыми решениями не обойтись, нужно самому писать обращения к нативу.

Ответить
Развернуть ветку
Exey Panteleev

Удобство разработчика важная вещь, но нужно так же оценивать качество приложения получаемое на Flutter

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михельсон

Флаттер покрывает почти все задачи для формочек и табличек, а именно такие задачи решает автор статьи, судя по бюджетам. Кстати, почему на нативе было  по 3 разраба, а на флаттере 4?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Сатуров

Потому что необходимость писать платформенный код всё-таки не уходит совсем.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Юрий Штурмак

за решения в виде конструкторов Mobincube, Imshop.io отдельная благодарочка

Ответить
Развернуть ветку
justdoit

Разве Airbnb и Uber используют Flutter?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Зайцев

Они использовали React какое-то время и отказались.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Kozlov

Code Push есть в Flutter?

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Нет, это фишка React Native, позволяющая обновлять код приложения без обновления через магазин. Но это не всегда приветствуется сторами. Поэтому во Flutter такой возможности нет, а процесс обновлений аналогичен нативным.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Denis Smirnov

Во Flutter все хорошо, кроме одного - это продукт Гугл, которые столько всего позакрывали, прекратили поддержку. То что осталось меняют до неузнаваемости по многу раз, чем лично меня подзадолбали. 

Ответить
Развернуть ветку
Артем Зайцев

В отличии от многих продуктов Гугла Flutter - это опенсорс. Убить его в привычном смысле невозможно.
Так же если посмотреть на слухи о той же Фуксии - она должна поддерживать Флаттер из коробки, а это уже кажется долгоиграющей песней.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Victoria Shintekova

Соглашусь руками и ногами. Когда-то писала для Cordova и веб на Google Polymer. Но после того, как они второй раз всё поменяли в Polymer кардинально и встал вопрос переписывать второй раз все приложения, решила переписать тогда сразу на React и RN. К гуглу как-то в этом плане доверие очень упало, т.к. своё время очень жалко. После перехода на RN вообще пожалела, что зачем-то долгое время сидела на cordova.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь Кравченко
Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oskal

Актуально даже сегодня. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
юзер

В данный момент использую Flutter для пет проектов, выпустил на React Native более пяти успешных продуктов и так и не понял зачем его форкать и собирать самому из исходников. 

Да, Flutter в каких-то местах лучше и выглядит интереснее, но набранную скорость разработки внутри нашей компании никто снижать не намерен, поэтому мы вряд ли перейдем на Flutter ближайшие лет 5. 

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff
  мы вряд ли перейдем на Flutter ближайшие лет 5

Ничего себе. Через 5 лет Flutter устареет, а RN вообще отойдет в древнюю историю.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Дмитрий Андриянов

Когда только пришел из RN - писал медленнее, потом все стало ок.
RN тоже не форкал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Пчелкин

Вижу очередной хейт любой технологии без попыток даже попробовать - ставлю дизлайк)

Ответить
Развернуть ветку
Кондрат Кондратенко

React Native тикай с городу.

Ответить
Развернуть ветку
F. K.

сравнение только с React Native, а что насчёт Xamarin.Forms?

Ответить
Развернуть ветку
юзер

Хороший вопрос, раз уж речь идет о кроссплатформах я бы еще спросил про Monogame, Unity и Unreal и послушал каково это делать продукт под все платформы нативно, вместо использования кросс решений. Тот же Bastion отлично себя чувствует и написан на Monogame для почти всех платформ.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Зайцев

В данном случае: потому что Xamarin не настолько популярен. Все же основная война - между Flutter и RN.

Плюс, насколько я знаю даже майки используют тот же RN вместо Xamarin в своих проектах(пример Скайп).

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

имхо он просто сильно хуже для сложных гуи с кастомным дизайном.
xamarin.forms это фреймворк для приложений, состоящих из Ксамарин форм:):):)
а если у вас не дай бог какие нить эппловские формы или андроидные материал да еще дизайнер у вас творческий, сцабака такая (это я в шутку)...

Ответить
Развернуть ветку
Vovan Avach

лучше бы PWA дали все права и дело с концом .

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Pahomov

Добрый день!
В этом году с товарищем собрали команду и начали пилить проекты на Flutter. Если кто-то заинтересовался технологией, готовы рассказать подробнее, просчитать объем и тд.
https://xmall.space

Ответить
Развернуть ветку
Emma Den

Пиздешь полный что по времени и скорости. Продукт сырой и автоматом время на разработку уходит больше

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

Flutter хорошо:
- кратчайший time to market
- достаточно прост в освоении
- легче поддерживать
- для прототипов и как более качественная замена React Native и прочих тормозных JS фреймворков

Flutter плохо:
- нерабочее accessibility
- унифицированный дизайн и нарушенные platform-specific жесты, приложения выглядят чем-то между material UI и apple HIG. Ни туда ни сюда. У каждой платформы есть свой look and feel. Flutter больше про android.
- hero анимация без тормозов работает только на топовых девайсах. Да и в принципе флаттер приложение на 40-600% больше жрет ресурсов девайса чем натив. Это сильно ухудшает опыт использования.
- без опыта нативной разработки далеко не уедешь. В каждой платформе масса нюансов на которые в 99% случаев кроссплатформенного хуяк-хуяк тупо забивают.
- легко наговнокодить. Ревьюил два коммерческих проекта - жопа полная в обоих. Кодеры явно туда прутся из web разработки, потому что есть рынок, который пока не может оценить навыки. Среди них большинство тех кого надо гнать поганой метлой из профессии.
- легко нарваться на бездарный аутсорс хайпущий на поднимающейся теме
- переоценка фреймворка как серебряной пули

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

немного не понял вот это : 
**
Минус:

Потребуется больше устройств, но это незначительно отражается на бюджете.
***

это почему? имеется ввиду потребуется больше телефонов для тестов? но ведь для нативных точно также нужен спектр устройств и тех и тех для тестов.
в чем тут тонкость.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Grossman

У flutter великое будущее. Но пока сложные проекты очень тяжело реализовать.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Зайцев

В целом, тут вопрос что понимать под сложностью.

Соглашусь: приложения полностью построенные на AR или на использовании камеры сейчас наверно будет менее больно делать на нативных решениях.

В остальном, многие кейсы Flutter покрывает.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Летюшев

Все хотят узнать что сделано на flutter? Гуглится легко, но на всякий оставлю ссылку https://flutter.dev/showcase

Ответить
Развернуть ветку
Ildar Karimov

А что именно там есть приличного, под 2 платформы и не от гугла?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Игорь Кравченко

лучше сразу на https://itsallwidgets.com/ идти)

Ответить
Развернуть ветку
НечеловеческаяЛогика

Статья о том, что флюттер экономит 40 человекочасов (типа) и врет что дизайнер потратит меньше времени?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Seagull

Так много пишут какой Flutter хороший, но по факту хайп, НИ ОДНОГО приложения без глюков и фризов на flutter не увидел 😀

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
160 комментариев
Раскрывать всегда