Доменные имена. Угрозы и защита средств индивидуализации в интернете

Доменные имена. Угрозы и защита средств индивидуализации в интернете

В ранние годы существования интернета многие компании и частные лица не осознавали, какие возможности для бизнеса он открывает. С началом широкой коммерциализации Сети, все чаще стали появляться гражданские иски, связанные с использованием торговых марок в качестве имен информационных ресурсов и авторских прав на те или иные материалы, опубликованные в Интернете. Одна из основных проблем защиты интеллектуальной собственности в глобальной паутине связана с доменными именами.

Содержание

Покупка и продажа доменов

В начале 90-х годов в США каждый желающий мог совершенно бесплатно зарегистрировать любой свободный домен у регистратора Network Solutions. Позже была введена платная регистрация доменных имен. Уже тогда пришло понимание, что в будущем звучные, короткие и запоминающиеся адреса сайтов будут пользоваться спросом, что в последствии может привести к спорным ситуациям.

Одним из первых инцидентов в мировой истории стал конфликт вокруг домена «mcdonalds.com», зарегистрированного журналистом Джошуа Квиттнером в 1994 году. В своей публикации он пояснил мотивы регистрации тем, что хочет «протестировать» американскую судебную систему: как она сможет разрешить спор, связанный с доменным именем крупной компании. Конфликт закончился тем, что официальный производитель фастфуда получил этот домен от журналиста в обмен на благотворительные пожертвования компании.

За этим примером сразу же последовали другие: в том же 1994 году для дальнейшей перепродажи были зарегистрированы более 100 доменных имен известных американских компаний (14% из ТОР-500). Выгода от реализации ценного домена перекрывала любые расходы на его приобретение – сумма сделки могла достигать нескольких десятков тысяч долларов. Так в 1999 году домен business.com был выкуплен корпорацией Ecompanies за сумму в семь с половиной миллионов долларов.

В итоге, покупка и продажа доменов превратилась в очень прибыльный, но большинстве случаев незаконный бизнес.

В Россию эта проблема пришла в конце 90-х, и первым подобным прецедентом стал спор о домене mosfilm.ru в 1999 году. Еще не имея на тот момент обширной правовой базы, суд пошел навстречу кинокомпании и удовлетворил иск – запретил регистратору РосНИИРОС использовать и регистрировать все имена доменов, содержащие фирменное наименование «Мосфильм».

С 2012 г. открылась опция подачи заявок на доменные имена зоны new gTLDs (доменные имена верхнего уровня) подразделяющиеся на:

– международные (.com – для коммерческих организаций, .net – для сетевых структур, .org – некоммерческие организации, и т.д.);

– национальные (.ru/.рф для России, .de для Германии, .it для Италии и т.д.). Это расширило возможности «интернет-бизнесменов», специализирующихся на покупке и последующей продаже потенциально перспективных доменов на международном уровне.

Доменное имя как средство индивидуализации юридического лица

В настоящее время доменное имя считается одним из средств индивидуализации юридического лица. Это символьное обозначение, предназначенное для идентификации информационных ресурсов и адресации запросов в сети Интернет и зарегистрированное в реестре доменных имен в соответствии с общепринятым порядком и обычаями делового оборота, за ним закрепляется исключительное право (ст. 1542 ГК РФ). В этой связи домены нередко становятся предметом спора. В некоторых случаях они совпадают с известным товарным знаком (с его «буквенным» обозначением), что порождает большое количество ситуаций, когда третьи лица регистрируют домен (под эту марку) в целях последующей перепродажи зарегистрированного сайта собственнику торговой марки, или используют известность владельца, для получения коммерческой выгоды. Подобные нарушения права интеллектуальной собственности в Интернете относятся к так называемым доменным спорам или войнам, основным элементом которых является киберсквоттинг.

Подробнее о доменных зонах, связанных с мошенническим контентом, в нашей еженедельной статистике в Telegram канале. В сообществе представлены разные точки зрения, тематические переводы и актуальные новости — подписывайтесь.

Киберсквоттинг (от английского «cybersquatting») разновидность киберпреступления, представляющая собой покупку или регистрацию доменного имени, которое полностью совпадает с существующим или похоже на него. Фактически – это приобретение доменных имен, созвучных названиям крупных компаний или просто «громких» названий. Цель злоумышленников – получить прибыль от использования популярного товарного знака, названия компании или имени конкретного человека. Важно отметить, что определяющий фактор незаконности – злой умысел. Людей, которые занимаются подобными операциями, называют киберсквоттерами. В зависимости от целей злоумышленников существует несколько видов киберсквоттинга.

Брендовый — регистрация и спекуляция на доменах, которые содержат точные или максимально схожие названия компаний, брендов, торговых марок, фирменные названия и знаки, имена собственные, зарегистрированные как объект интеллектуальной собственности и подпадающие, в том числе, под действие Законов «О товарных знаках» и «О защите авторских прав». Например: адрес JANDEX.COM, как плагиат на домен Яндекса – YANDEX.COM. Сквоттеры регистрируют брендовые домены для последующей продажи владельцам товарных знаков, либо используют их для размещения рекламы. Зачастую крупные компании предпочитают не вступать в судебные разбирательства для защиты своих интересов, а просто выкупают захваченные домены. При этом судебная практика показывает, что вернуть домен с зарегистрированным названием владельцу прав на это название достаточно сложно. Так, в марте 1999 года российское представительство Eastman Kodak подало жалобу в Министерство по антимонопольной политике России (МАП, с 2004 года Федеральная антимонопольная служба) против дистрибьютора фототехники Kodak Александра Грундула, зарегистрировавшего на себя домен www.kodak.ru. 28 марта 2001 года арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Kodak и обязал Грундула прекратить администрирование сайта.

Именной – регистрация доменов, совпадающих с именами и фамилиями известных и знаменитых личностей науки, искусства, политики, шоу-бизнеса и др. Например: mendeleev.ru, johnyydepp.site, spilberg.ru и им подобные. Обладание подобными доменами позволяет их владельцу привлекать на свою страницу значительное количество пользователей, что способствует монетизации трафика ресурса, или получению прибыли от размещения на таком сайте как собственной, так и партнерской рекламы. Прекратить администрирование подобных доменов непросто – одинаковые имя и фамилию могут носить тысячи человек. Предъявить претензии владельцу соответствующего домена можно только в том случае, если на сайте размещена информация, нарушающая права знаменитости, или данное имя зарегистрировано в качестве товарного знака. К примеру, Мадонна и Джулия Робертс смогли отсудить свои доменные имена – торговые знаки.

Отраслевой – регистрация адресов, созвучных или точно обозначающих ту или иную отрасль экономики. Например, нефте- и газодобыча, металлургия, химическая промышленность, автопром и т.д. Названия доменов соответствуют данным областям: gaz.ru, metall.ru, avto, avtoprom.ru и т.п. Также отраслевой киберсквоттинг может выражаться в названии товаров, либо услуг, предоставлением которых фирма занимается на рынке. Например, mebel.net, car.car, igrushka.ru и т.д. «Отраслевые» домены всегда были в цене, как у предприятий, так и у мошенников. Тот факт, что названия таких доменов не предполагают даже потенциальной возможности прекратить их использование через суд (используются общеупотребительные слова), делают отраслевой киберсквоттинг одним из самых привлекательных и прибыльных на рынке сетевого мошенничества.

Географический – выражается в регистрации доменных имен географического характера, т.е. созвучных или имеющих точное название какого-нибудь города, населенного пункта или других географических объектов, к примеру, egypt.travel. Выгода обладания таким доменом очевидна, т.к. в настоящее время практически у каждого города есть свой сайт, объединяющий пользователей. Ключевой домен такого типа заранее обречен на успех, поскольку уже имеет постоянную и многочисленную аудиторию. Цена домена особенно высока, если его имя совпадает с названием крупного города или мегаполиса. Даже сайты округов и микрорайонов имеют большую посещаемость, и приносят своим владельцам хорошую прибыль. Наиболее популярны подобные домены в связи с активным использованием их в сфере туризма – сюда относится реклама гостиниц, отелей, продажа путевок и т.д. Однако географический киберсквоттинг имеет большие ограничения в количестве доменных имен, так как новые населенные пункты появляются нечасто, а обладатель такого домена становится единственным в своем роде и, соответственно, не имеет конкурентов.

Тайпсквоттинг (typosquatting, от англ. typo — опечатка и squatting — самозахват) – регистрация доменных имен, представляющих собой преднамеренно искажённые (в виде опечатки) адреса сайтов известных лиц, компаний, сервисов и т.д. с целью увеличения трафика фальшивых ресурсов и заработка на рекламе. Если пользователь опечатается при вводе URL в адресную строку, он попадет на страницу тайпсквоттеров. Например, вместо online.sberbank.ru он попадает на страницу onllinesberbank.ru или online.sbrbank.ru – замена букв и пропуск символов. Следует отметить, что такие адреса чаще создаются не для продажи, а для создания сайта-подделки и совершения преступных действий в отношении невнимательных пользователей. Однако, такой домен долго «не живет» – чем он созвучнее с оригиналом, тем больше вероятность, что владелец имитируемого домена сможет добиться в суде прекращения его администрирования.

Дроп-домен(от английского «drop» — брошенный) — адрес, у которого истек срок регистрации. После окончания срока регистрации администратору дается определенное время для его продления, например, в отечественном сегменте .ru — это 30 дней, а для международного .com — 70 дней. По истечении срока домен попадает в список освобождающихся и становится лотом на аукционе. Очень часто спекулянты-сквоттеры перехватывают такие адреса у невнимательных владельцев доменов, чтобы позже перепродать их бывшим хозяевам но уже по более высокой цене.

К киберсквоттингу можно также отнести и такие виды мошенничества как, перехват пользователей, «патентный троллинг», обратный захват домена.

Перехват пользователей. Компания регистрирует доменное имя, схожее с товарным знаком или наименованием конкурента. По аналогии с фишингом, пользователи переходят на сайт конкурента и приобретают товар или услуги у него. Компания получает приток пользователей и дохода за счет известности своего конкурента. Встречаются случаи «черной» конкуренции, когда компания через перехват пользователей умышленно портит деловую репутацию конкуренту – поставляет некачественный товар или срывает сроки, представляясь конкурентом.

Перехват доменного имени конкурентом и «патентный троллинг». Компания регистрирует доменное имя, однако не имеет зарегистрированного товарного знака. Конкурент, входя на рынок, регистрирует на себя товарный знак и на основании этого требует перевести доменное имя на себя. В результате владелец доменного имени теряет свой сайт. Перехватом доменных имен могут заниматься так называемые «патентные тролли». Они регистрируют товарные знаки в отношении обозначений, которые используют реальные компании, и потом требуют от них выплатить компенсацию или передать доменное имя.

Доменные имена. Угрозы и защита средств индивидуализации в интернете

Обратный захват домена. Объект атаки – владелец домена. Компания регистрирует под нужный ей домен торговую марку и подаёт в суд на ничего не подозревающего владельца. Учитывая то, что стоимость некоторых доменов может составлять несколько миллионов рублей, выгода от такого захвата очевидна. В настоящее время суды начали обращать внимание на дату регистрации торговой марки и пресекать попытки «обратного захвата».

Необходимо отметить, что в последнее время произошли некоторые изменения в использовании киберсквоттинга. Если раньше мошенники регистрировали доменные имена, содержащие или имитирующие популярные названия, для шантажа компаний и последующей перепродажи брендовых доменов, то сейчас такие сайты создаются для мошеннических действий или получения прибыли от рекламы. Это может свидетельствовать о том, что попытки заработать на эксплуатации известных брендов имеет всё меньше шансов на успех – крупные компании с юридической точки зрения имеют значительный вес, и судебные разбирательства в основном решаются в их пользу. Примером может послужить дело торговой группы Quelle и автоконцерна Audi, которым удалось отсудить у российских компаний права на домены в Рунете, соответственно, http://www.quelle.ru/ и http://www.audi.ru/.

С точки зрения права домен – это лишь буквенно-цифровое обозначение, зарегистрированное в определенном порядке. И сама по себе регистрация созвучного доменного имени не является незаконным действием. Преступная деятельность определяется целями, ради которых оно осуществляется: извлечение прибыли путем эксплуатации чужого товарного знака, громкого имени или раскрученного сайта. Причем подразумевается использование созвучного домена именно в той же отрасли рынка. Например, регистрация домена bestwindows.ru для сайта фирмы по установке стеклопакетов – законна, а для сайта по продаже программного обеспечения – преступление.

В тоже время следует отличать киберсквоттеров от доменных инвесторов. Доменные инвесторы (или домейнеры) — профессиональные инвесторы, которые зарабатывают на регистрации доменных имен, не связанных и не схожих с наименованием товарных знаков. Их действия не противоречат закону. Например, покупка домена pochta.ru – действия доменного инвестора, т.к. «почта» — общеупотребительное слово, а покупка домена со словосочетанием в имени «pochta-rossii» — киберсквоттинг.

Также имеет место такое явление, как парковка доменов (англ. domain parking) — регистрация доменного имени на DNS-серверах, предоставляющих размещение сервиса без использования домена по прямому назначению (для создания веб-сайтов). Парковка домена позволяет его владельцу зарезервировать (сохранить за собой) неиспользуемое доменное имя в случае, если привязать его к собственному ресурсу по каким-то причинам сразу невозможно. Например, если замысел проекта уже есть, имя и концепция выбраны, но перед реализацией необходимо решить еще множество различных задач, а домен надо регистрировать, пока он свободен. Кроме того, с помощью запаркованного домена можно получать прибыль, разместив на нем стороннюю рекламу.

Национальные и международные доменные споры

Международные споры касаются доменных имен с использованием общих доменов верхнего уровня gtld (таких как, .com, .net, .org, .info, .biz и.name) и некоторых национальных cctld (к примеру, .ae (оаэ), .ch (швейцария), .ru (россия). Они рассматриваются на основании UDRP Policy - единой политики разрешения доменных споров, разработанной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), (World Intellectual Property Organization (WIPO)). Споры рассматривает один из аккредитованных арбитражных органов специальной компетенции, среди которых наиболее авторитетным и обширным является — Центр Всемирной организации интеллектуальной собственности по арбитражу и посредничеству (WIPO Arbitration and Mediation Center (WIPO Center)). UDRP Policy дает владельцу товарного знака возможность в ускоренном порядке прекратить стороннюю регистрацию или перевести на себя доменное имя, где такой товарной знак используется. Вся процедура рассмотрения спора происходит в течение двух месяцев, без проведения устных слушаний или вызова сторон – только на основании документов.

Что необходимо учитывать при регистрации доменного имени

Рекомендуется проверять на специализированных сайтах, к примеру, WIPO или Координационный центр доменов .RU/.РФ, отсутствие нарушения чьих-либо прав на товарный знак. При регистрации доменного имени, в отношении которого может возникнуть спор на основании UDRP Policy, рекомендуется указывать актуальные реквизиты, чтобы не пропустить возможную жалобу. При поступлении от WIPO уведомления в порядке UDRP Policy в отношении доменного имени необходимо оперативно подготовить отзыв на жалобу и подать ее в установленные сроки. В противном случае существует высокий риск потерять доменное имя, а UDRP Policy не предусматривает процедуру обжалования.

Для собственной защиты рекомендуется «формализовать» используемое буквенно-цифровое обозначение в доменном имени и зарегистрировать в установленном порядке товарный знак. В ином случае это могут сделать конкуренты или «патентные тролли». Дополнительный вариант защиты собственного товарного знака – регистрация нескольких доменных имен, созвучных товарному знаку в целях исключения возможности их регистрации для фишинга или недобросовестной конкуренции.

Кроме того, для зарегистрированных на национальном или международном уровне брендов имеется возможность использования ресурсов службы мониторинга ICANN (Организация по присвоению имен и адресов в Интернете), а именно ее Центра обмена информацией о товарных знаках.

Подводя итоги, следует отметить, что проблема недобросовестной регистрации доменных имен в настоящее время продолжает оставаться актуальной. Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что возникающие споры могут быть разрешены посредством обращения к юридической (административные либо судебные органы), так и к неюридической форме защиты (регистрация товарного знака). Своевременная регистрация товарного знака, принадлежащему организации доменному имени позволит обезопасить ее от посягательств злоумышленников и недобросовестной конкуренции.

Больше полезной информации об ИТ и ИБ — в наших соцсетях:

Telegram

Вконтакте

Одноклассники

Дзен

55
Начать дискуссию