Всем привет! На связи Артем Салютин, CBDO Work Solutions. Недавно я выступил на 11-й IT-конференции «Стачка», которая прошла в Ульяновске. Мероприятие собрало более 2800 участников и включало шесть направлений: разработка, digital-маркетинг, управление, дизайн и контент, стартапы и инвестиции, ИТ-индустрии. На конференции я выступил в секции «управление» и поделился уникальным опытом смены технологического стека. Помимо развития Work Solutions, я также курирую профессиональное объединение руководителей сервисных IT-компаний, в котором сейчас более 200 участников. Это дает мне широкий взгляд на тенденции в индустрии, и я рад поделиться своими наблюдениями и опытом.В своем докладе я рассказал о том, как наша компания дважды успешно сменила технологический стек: сначала мы перешли с «Битрикса» на фреймворки (в частности, Symfony), а затем с PHP на Java. Эти изменения привели к значительному росту нашего бизнеса, и я хочу поделиться этим опытом с вами.Зачем менять стек?Прежде всего, давайте разберемся, зачем вообще расширять технологический стек. На мой взгляд, есть несколько ключевых причин: это позволяет увеличить охват рынка, предоставить дополнительные услуги существующим клиентам и привлечь новых. Кроме того, освоение актуальных технологий создает задел на будущее и помогает привлекать и удерживать талантливых сотрудников.Однако процесс расширения стека сопряжен с рядом трудностей. Компании необходимо решить, сколько ресурсов выделить на освоение новых технологий, где найти техническую экспертизу, как провалидировать рыночный спрос и адаптировать под него продажи и маркетинг. Также встает вопрос привлечения первых специалистов и удержания фокуса компании в процессе трансформации.На мой взгляд, существует несколько стратегий расширения стека:1. Организация партнерства с коллегами;2. Привлечение эксперта-консультанта;3. Привлечение партнера-эксперта;4. Самостоятельное освоение новых технологий.При этом часто компании идут по пути наименьшего сопротивления: находят одного специалиста с нужной технологией, продают проект и пытаются на этом построить новое направление. Однако такой подход редко приводит к успеху.История первой трансформации: от Bitrix к фреймворкамWork Solutions начинала свой путь в 2009 году как типичная веб-студия, разрабатывающая корпоративные сайты и простые интернет-магазины на платформе «Битрикс». Клиентов привлекали по сарафанному радио, в основном это был малый бизнес.К 2012 году проекты стали значительно сложнее. Компания работала создавала веб-приложения, партнерские программы и конкурсные механики для крупных ритейлеров и FMCG-брендов. Все чаще Work Solutions выступала на субподряде у ведущих диджитал-агентств.Постепенно команда разработки начала упираться в ограничения CMS. Для решения возникающих проблем создавались собственные наработки: модуль миграции данных, система автоматизации деплоя, публикация решений на маркетплейсе «Битрикса».Параллельно с этим компания начала брать проекты на различных PHP-фреймворках. Сначала это был сервис для банков на Yii, затем появились проекты на Laravel и Symfony. Все эти проекты выполнялись штатными разработчиками, которые обучились фреймворкам в рамках компании.Однако все это время проекты на Bitrix продолжали нас настигать, и их доля в общем портфеле занимала больше половины.Переломный момент наступил в 2019 году, когда команда Work Solutions закрыла очень сложный проект для госучреждения: по сути получился конструктор сайтов на «Битриксе», в котором от коробочного решения осталось нетронутым только ядро. Результатом стала выгоревшая команда и тотальное нежелание работать с CMS.В 2020 году мы полностью отказались от «Битрикса». Этот шаг вызвал сопротивление у коммерческого отдела, который прошел через стадии отрицания, гнева, торга и депрессии, прежде чем принять новую реальность, потому что казалось что CMS доминирует на отечественном рынке разработки, но это оказалось не так. Результаты первой трансформации оказались впечатляющими:Компания привлекла качественно новых клиентов;Упростился процесс продажи услуг по модели Time & Materials;Увеличилась доля аутстаффинга;Повысилась рентабельность проектов;Была разработана программа стажировок;Внедрены матрицы компетенций и индивидуальные планы развития;Оптимизирована организационная структура, выделены технические лидеры.История второй трансформации: от PHP к JavaВторая трансформация началась как личный вызов нашего технического директора, Максима Соколовского. Еще задолго до первой трансформации он прошел серию продвинутых курсов по Java и Spring, после чего даже получил предложения о работе от нескольких крупных бигтех компаний. Заинтересованность Java привела к тому, что в 2020 году команда написала библиотеку коллекций для PHP, вдохновленную этой технологией. Этот проект сильно сплотил всех разработчиков и позволил популяризировать внутри коллектива определенные подходы, свойственные языку. Так разработчики стали замечать сходства Symfony и Java и проявлять все больший интерес. В 2022 году был запущен внутренний курс по Java. Каждую неделю проходила лекция и практическое занятие. Итоговый курс состоял из 60 часов видеолекций и 20 часов разбора практических заданий. Из 9 человек, записавшихся на курс, до конца дошли 6. Курс занял целый год, но позволил команде снова сменить специализацию.2023 год ознаменовался привлечением первых Java-проектов и наймом готовых специалистов в этом стеке.Во второй раз процесс трансформации прошел уже гораздо легче:Команда видела стабильный спрос на Java-разработку через партнерские сети;Заранее были подготовлены презентационные материалы;Первая продажа случилась еще до завершения внутреннего курса;Были запущены PR-активности для продвижения нового направления;Два заказа были получены из рассылки по существующей клиентской базе;Компания расширила стек, не завершая текущие PHP-контракты.Однако, конечно, процесс не обошелся без трудностей:Сложности с продажей проектов для разработчиков-свитчеров из-за требований рынка к опыту работы;Высокие зарплатные ожидания сотрудников, перешедших на Java;Жесткая конкуренция при найме готовых Java-специалистов.Мы справились со всеми трудностями и теперь точно можем сказать, что смену стека нельзя полностью спланировать – можно лишь создать условия для ее органичного развития. Ключевыми факторами успеха, в нашем случае, являются сильная мотивация команды, лидерство технического руководителя и готовность к изменениям.Опыт Work Solutions показывает, что успешная смена технологического стека возможна даже для небольших компаний. Это сложный, но потенциально очень выгодный процесс, который может вывести бизнес на новый уровень развития.Надеюсь, мой доклад на «Стачке» и эта статья помогут вам в принятии решений о развитии технологического стека вашей компании. Если у вас есть вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, буду рад обсудить это в комментариях!27-28 сентября в Санкт-Петербурге пройдет уже 12-ая ИТ-конференция «Стачка». Узнать подробнее о программе можно здесь.