Ctrl + A: как мы делали новый сайт АСИ
В силу специфики своей деятельности как «агента изменений», объединяющего усилия общества, бизнеса и государства, Агентство стратегических инициатив (АСИ) выполняет одновременно функции и института развития и аналитического центра и экспертной площадки. Агентство работает с разными аудиториями – лидерами проектов, предлагающими свои идеи, представителями органов государственной власти и бизнеса, экспертным сообществом и СМИ. Очевидно, что у каждой аудитории есть свои запросы и ожидания от Агентства.
Учредитель АСИ – Правительство РФ – и Наблюдательный совет под председательством президента Владимира Путина регулярно ставят перед Агентством новые задачи. Появляются новые направления и проекты, происходят организационные и кадровые изменения.
Усиление роли АСИ как «агента изменений» потребовало радикальной перестройки и цифрового представительства АСИ, поэтому в прошлом году мы решили полностью «перезагрузить» сайт www.asi.ru. Новый сайт призван стать полноценной площадкой для коммуникации участников и лидеров проектов. При этом необходимо было увеличить охват целевых аудиторий, партнеров и экспертов, вовлеченных в инициативы АСИ, создать сервисы для взаимодействия этих аудиторий, применяя современные технологии интернет-маркетинга.
Кроме изменения дизайна и позиционирования сайта мы добавили несколько новых функциональных элементов – чат-бот, навигатор по материалам сайта АСИ и сайтов партнеров, CRM для работы над лидерскими проектами и систему экспертного отбора лидерских проектов. Расскажем о всех деталях подробнее.
На момент старта работ информационная инфраструктура представляла собой только сайт на платформе 1С-Битрикс Управление Сайтом. При умелом обращении эта платформа может многое, но бесконечно добавлять новые функции внутрь одной системы – не лучший вариант. Мы приняли решение использовать сервисную архитектуру.
В качестве технологического подрядчика была выбрана группа компаний Kokoc Group.
Архитектура сайта
Для согласованности версий сервисов и программного обеспечения, необходимого для их работы, мы запустили сайт и все сервисы в отдельных контейнерах Docker, управляемых системой оркестрации контейнеров Kubernetes. Каждый сервис запущен в нескольких экземплярах на нескольких виртуальных машинах, что обеспечивает нужный уровень отказоустойчивости и производительности – в случае непредвиденных сбоев в работе одного из контейнеров, система автоматически диагностирует его неработоспособность и перезапускает, пока остальные копии сервиса продолжают работать.
Для создания максимально широкой воронки входящего трафика предполагалось модифицировать структуру сайта для расширения охвата и SEO-оптимизации. Помимо этого необходимо было разработать инструменты маршрутизации входящего трафика с помощью отдельных блоков систем навигации и семантической разметки контента, а также реализовать систему лидогенерации с последующей фиксацией данных в системе Leader-ID и CRM за счет ограничения доступа к части контента и мотивационных посадочных страниц.
Цифровая инфраструктура
Структура коммуникации состоит из нескольких ключевых технологических блоков:
Медиаресурс
Чат-бот
- Навигатор
- CRM-система
- Система мониторинга сопровождения лидеров
- Система экспертной оценки проектов (СЭОП)
- Система фильтрации с выбором подходящего сервиса
Эти блоки были спроектированы и связаны в общую систему, которая предполагает обогащение внешними данными. Инфраструктура сайта состоит из серверной архитектуры, системы коммуникаций и отдельного слоя, направленного на хранение и анализ данных. Предполагается, что воронка и основной охват создается за счет поисковых систем, социальных сетей, коммерческого и партнерского охвата.
Навигатор
Кроме основных систем и сервисов агентства есть отдельно построенный «умный» модуль – навигатор. Он позволяет осуществлять поиск и автоматически индексирует как собственные материалы сайта, так и связанные с агентством партнерские сайты, предоставляя информацию в одном окне. Результаты поиска отображаются в виде плитки разных размеров, компоновка и внешний вид которой автоматически подбирается на основании имеющихся данных по каждому материалу, например, если у материала есть большая фотография и один из ключевых тегов, он отображается крупнее и т. д.
Цель навигатора – определить предмет интереса пользователя и предложить ему наиболее подходящие цели конверсии.
Пока пользователь «ходит» по сайту, мы накапливаем информацию о его интересах – материалы с какими тегами он изучал и искал. При авторизации пользователя на сайте, информация о нём передаётся в CRM, вместе с накопленной историей. Это помогает АСИ лучше узнавать своих лидеров и предлагать им релевантные меры поддержки.
Цифровой след
Любой пользователь, который взаимодействует с сайтом АСИ и его экосистемой, оставляет свой цифровой след и становится для нас таким же важным, как клиент для коммерческой структуры. Мы фиксируем, какие услуги ему оказали и в чем он заинтересован с последующей аккумуляцией этих данных на платформе Leader-Data.
Leader-Data – хранилище данных, в котором сохраняется цифровой след от экосистемы Национальной технологической инициативы и АСИ.
Дизайн сайта
Мы решили использовать технологичный дизайн, поставив удобство использования на первое место. Оформление выполнено лаконично дружественно по отношению к пользователю.
Также уделили особое внимание созданию понятной иерархичной структуры сайта, поэтому пользователь с легкостью может найти нужную ему информацию за несколько кликов. Мы предусмотрели возможность масштабирования и изменения сайта с учетом быстроменяющихся трендов и появлением новых технологий.
С помощью удобной комбинации смысловых блоков гораздо легче ориентироваться в сложной информационной архитектуре сайта.
Медиаресурс
В процессе работы у редакции и других подразделений агентства часто возникали задачи создания различных страниц для которых использовались внешние конструкторы (например, Tilda). Так как в дальнейшем на сайте планируется создавать большое количество лидогенерирующих страниц, для удобства редакции был разработан блочный редактор, позволяющий в минимальные сроки создавать уникальные в своем дизайне страницы. На данный момент редактор содержит в себе около 60 блоков и в дальнейшем планируется развитие этих кастомных страниц, чтобы сделать подачу контента максимально гибкой.
Ключевые обновления:
- Ограничение доступа к контенту. Доступ к эксклюзивному контенту в демо-режиме для неавторизованных в Leader-ID пользователей.
- Система рекомендаций. Блоки «похожие материалы», продвижение приоритетных продуктов и сервисов.
- Бесконечный скроллинг. Автоматическая подгрузка публикаций по теме.
- Семантическая разметка наполнения. Тематическая фильтрация контента, составление тематических рекомендаций.
- Новые форматы. Инфографика, нарративные форматы.
Чат-бот
Когда появилась идея сделать чат-бота, мы поставили перед ним следующие требования:
- Чат-бот должен воспринимать «разговорный» текст сообщения пользователя, задавать уточняющие вопросы и предоставлять информацию (материалы сайта Агентства и сайтов-партнеров) пользователю.
- Чат-бот должен иметь возможность создавать заявки, как формы обратной связи, в случае определенных заданных сценариев диалога (примеры: заявки для обратной связи, регистрации на мероприятия и т.п.).
- Чат-бот должен иметь возможность вести лог диалогов (с возможностью по их завершении передавать данные в CRM вместе с данными по авторизации либо без них, если авторизации не было) и фиксировать достижение конверсий.
- Должна быть возможность изменения дизайна элементов чата в стиле сайта.
- Чат-бот должен иметь визуальный интерфейс для разработки сценариев, а также возможность разработки сложных сценариев с помощью специализированного языка программирования сценариев.
Эти и другие сложные сценарии удалось реализовать с помощью платформы Just AI Conversational Platform. Эта платформа была выбрана, т.к. ее можно интегрировать не только в сайт, но и использовать в соцсетях и мессенджерах. Теперь чат-бот может ответить на большое количество насущных вопросов, постоянно обучается, использует навигатор для поиска по сайту и также передает информацию в CRM.
Эта инвестиция стала наиболее удачной: чат-бот мы уже использовали несколько раз не только для целей сайта.
CRM
Изначально CRM-система была создана для коммуникации с целевыми аудиториями АСИ и формировании дорожных карт по лидерским проектам, но при переходе на удаленку в связи с распространением коронавируса мы адаптировали ее функционал для проектной работы департаментов и отчетности руководству.
Функциональность CRM и системы управления задачами:
- Сбор и адресация на ответственных сотрудников всех входящих обращений (соцсети, веб-формы Навигатора, и другие цифровые источники).
- Синхронизация назначение задач ответственным сотрудникам из Системы управления отборами.
- Синхронизация клиентской базы с базой Leader-ID.
- Сквозная аналитика эффективности.
Основные выводы
Нам удалось произвести кардинальный редизайн и изменения структуры сайта без потери трафика, улучшить пользовательский опыт, сформировать воронку вовлечения и организовать сбор цифрового следа и интересов аудитории. За последние несколько месяцев доля мобильного трафика на сайт возросла в среднем с 30% до 45%, на 10% увеличилась глубина просмотров и на 20% возросла средняя продолжительность визита на сайт.